На днях в одном жж вышли статьи, где идет разговор со Светланой Леонидовной Рябцевой, автором книг «Дети восьмидесятых», «Диалог за партой», «Правда о русском слове» (в четырёх частях), «Очерки живого русского языка», «Очерки математики»
И вот, что я оттуда вынесла:
Во-первых, нас и наших детей не верно учат русскому языку, ему нужно учиться не через фонему и фонетический разбор на звуки, а через морфему - через понимание, и правил, как утверждает Рябцева С.Л., становится на три страницы.
Еще, что впечатлило, что она за два-три занятия старшекласников обучает грамотности, просто разъясняя методу.
Во-вторых, вот что я оттуда себе записала:
1. Например: оро-ра (ворон - вран, город-град, ворота-врата), оло-ла (волость-власть, голос-глас, холод-прохладно, голова-глава), оло-ле (полонить-пленить) и т.д.
2. Вот пример: кукла лежит на кроватке и кукла лежит на кровати. В обоих случаях окончания - безударные. Ставим слово в начальную форму. Кроватка: 1 склонение. Подставляем на это место проверочное слово. Вода (1 склонение). Кукла лежит на водЕ. Значит, кукла лежит на кроваткЕ. Кровать: 3 склонение. Степь: тоже 3 склонение. В степИ. Значит, и на кроватИ. Форма слов строится по единому закону.
Есть проверочные простые слова!!!
3. Пример: Как правильно, гонИШЬ или гонЕШЬ?
А вот как: они гонЯТ - следовательно, 2-е спряжение. Проверочное слово стоЯт (или любой глагол того же спряжения с УДАРНЫМ окончанием). Окончание будет то же, что и в проверочном слове: стоИшь, значит гонИшь.
«Дежурные» проверочные слова у нас были: для 1-го спряжения (они) ИДУТ, для 2-го - СТОЯТ.
Вот еще бы ее учебник найти, а сылки ниже
http://matveychev-oleg.livejournal.com/3770216.html и
http://matveychev-oleg.livejournal.com/3770454.html