Некоторые мысли на полях

Apr 10, 2016 11:28


Всё собираюсь написать, о том КАК мы учимся, но руки не доходят.
Попробую изложить общие принципы организации процесса.
Правда, со стороны может показаться, что никаких принципов нет, но это не так.

Принцип 1. Волнообразность.
Сначала я думала, что это так у нас случайно выходит, но потом поняла, что это закон: после 4-5 недель напряженной учебы, мы "выпадаем из процесса". Маша может целыми днями только читать (не считая, конечно, музыкальных занятий, "Веретенца", кружка, абонементов...). Тут впору провести аналогию со школьными каникулами. (Я вообще все больше и больше убеждаюсь, что в школе все очень грамотно продумано, только реализовано топорно).



Школьные каникулы могут не совпадать с "каникулами" ребенка. Если ребенку нужно устроить отдых, то бесполезно его заставлять работать. Это вызовет только отторжение. Но отдых нельзя назвать бездельем. Ребенок в это время переваривает информацию, полученную за активное время. Согласитесь, вы же тоже не все время едите, иногда и перевариваете пищу. И нельзя заставить вас съесть еще одну порцию, когда вы сыты по горло. С другой стороны нельзя остановить человека, когда он хочет есть, а ему говорят, что сейчас время отдыха. Из-за этого несогласования, неизбежного и неотвратимого, КПД школы падает процентов на 30.
Когда Маша "выпадаем в осадок", у нее хорошо идет подготовка презентаций по разным предметам (для зачета у Битнера). Маша ищем материал, не торопясь, читает, мы придумываем вместе интересные ходы. "Неспешность" здесь главное слово. Все должно идти в скорости ребенка. (Ну это идеал, конечно.)
Через 3-4 дня, а может пару недель, ребенок будет готов снова ринуться в пучину знаний. И тут главное этот момент не прозевать, чтобы неспешность не стала его основной скоростью. Ребенок основное время должен быть в тонусе.
Надо сказать, что  на наше волновое движение накладываются "шумы" музыкалки: всякие конкурсы, зачеты, прослушивания - добавляют некоторую интерференционную картину в нашу жизнь. Поэтому иногда возникает ощущение полного хаоса и "о, ужас! я ничего не успеваю". Этого надо избегать, но как я пока не знаю. В этом году мы постарались сдать все аттестации до марта, чтобы весну освободить. Правда, это не помешало Маше завалить (ну или почти завалить) конкурс старинной музыки, в результате чего первое место выскользнуло у нас прямо из-под носа. Ну да ладно. Дипломант - тоже неплохо.

Принцип 2. Погружение в предмет.
Я поняла, что ребенок не может концентрироваться сразу на материалах всех предметов одновременно. Мы делаем какой-то предмет главным на определенное время. Чаще всего это связано с аттестацией, но далеко не всегда. Например, в апреле мы погрузились в математику 5 и 6 класса. Каждое утро я выдавала ей порцию нового материала, причем, соблюдая все методические тонкости (вела мяч через все поле противника, обходила защитников, давала пас и .... Маша забивала гол сама выдавала алгоритм решения или правило.) За пару недель мы прошли все действия с простыми дробями (частично это было повторением), в т.ч. приведение к общему знаменателю, десятичные дроби и все действия над ними, а также отрицательные числа. Теперь мы в спокойном режиме все отрабатываем. Таким образом, математический блок у нас длился две недели. За это время мы не проходили никакого нового материала по другим предметам.
После этого мы перешли к истории, и недели на три погрузились в Египет, исписали половину общей тетради, сделали заготовку для ленты времени, прочитали книги, просмотрели фильмы и т.д. Теперь же дополняем эту тетрадь материалами, но в "спокойном" режиме.
Итак, в  день у нас только один главный предмет, остальные идут в рабочем порядке.



Из опыта: чтобы дать весь новый материал за год, нужно не долее двух недель. Совсем другое время нужно на отработку. Отработки, как мне кажется, не хватает в школе. Пишут-то они много, даже больше, чем мы, а вот отрабатывают мало. Да, да, не удивляйтесь. Задания примитивные и однотипные, слова/примеры встречаются одни  и те же. Создается ощущение "топтания на месте". А надо рассматривать явление с разных сторон и широко. Поэтому для русского языка, например, я использую учебники для старшеклассников, справочник Розенталя или свою подборку. По математике беру сборник задач, чтобы не искать однотипные задачи по всему учебнику, генерирую примеры, использую подборки задач математических кружков.

Продолжение следует...

русский язык и литература, математика, домашнее образование, домашнее обучение, трудности ДО, практика, личный опыт

Previous post Next post
Up