Системный администратор: инструкция по применению

Jan 28, 2016 10:01

Чем системный администратор отличается от уборщицы? Да ничем. Но давайте обо всём по порядку, не будем забегать вперёд.

Меня зовут Евгений vovney, я дежурю сегодня в блоге Олега, и мы говорим о профессии системного администратора.



Для начала немного информации о том, кто же это такой - системный администратор.


[Обучающее видео]
Профиль сисадмина с точки зрения психологии:

image Click to view



image Click to view



Стереотипы и мифы:

image Click to view



image Click to view





Итак, первая же ошибка большинства людей, которую мы наблюдаем даже в таких "профессиональных" видео. Человек, который общается с сотрудниками на местах, меняет картриджи и занимается вашим рабочим оборудованием - это не сисадмин. Это эникейщик, младший сисадмин, мальчик для битья, юный падаван, да кто угодно - только не сисадмин. Да, в небольших компаниях всё это может делать и админ. Но если компания достаточно крупная - то с большой вероятностью вы ваших сисадминов и не видели ни разу. Потому что их там может быть очень много. Админы баз данных, дата-центров, сетевые админы, веб-админы, почтовые админы и так далее.

Главные тезисы:

Эникейщик.

- Хорошего эникейщика днём с огнём не сыщешь, они большая редкость, занесены в Красную книгу
- У хорошего эникейщика в хозяйстве порядок и спокойствие, его любят и ценят
- Плох тот эникейщик, который не мечтает стать сисадмином и далее по карьерной лестнице

Системный администратор

- К слову о сравнении в самом начале поста. Системный администратор ничем не отличается от уборщицы. Это точно такой же винтик в системе, точно такой же обслуживающий персонал для бизнеса, как гуманитарии, финансовые службы, продажи и так далее. Человек, который утверждает, что ИТ (не только в лице админов) не приносит прибыли, а только одни расходы - идиот. Стабильная и стандартизованная ИТ служба - это уже давно не достижение и преимущество, это основа и краеугольный камень любого бизнеса. И если ИТ хромает - бизнес тоже спотыкается. Если ИТ падает - бизнес падает тоже. Не вижу разницы между грязным офисом и офисом с внезапно неработающей 1Ской.



- Если администратор ходит по офису надменно, высокомерно, гордо и так далее (см. гифку выше), то есть варианты:

он интроверт и так защищается от внешней среды
он действительно высокомерный мудак
он на самом деле переживает за своё дело и поэтому так странно себя ведёт

- Почему интроверт? Потому что бОльшая часть всего ИТ сброда - это именно интроверты, с соответствующим темпераментом. Т.е. явно не жизнерадостные холерики. Ну где вы видели холерика, который выбрал себе профессию часами общаться с монитором, а не с живыми людьми? Серьезно - вы много знаете айтишников холериков и экстравертов?

- О мании величия и комплексе неполноценности. Нужно чётко понимать и принимать одновременно две вещи.

Сисадмин со своими максимально полными доступами - царь и бог в любой компании. Да-да, аудит и служба безопасности работают, но это не отменяет тезиса. Сисадмин может остановить и даже полностью уничтожить ваш бизнес или вашу работу. Почему и зачем? А какая разница? Это может быть некомпетентность, ошибка или намеренные действия. Причём хороший сисадмин легко сделает это задолго после своего увольнения в случае конфликта, тихо и без шума. Поэтому с сисадминами нужно дружить.

При этом нужно понимать - что любой сисадмин (именно сисадмин - не архитектор, не разработчик, не инженер) это самое что ни на есть дно во всей иерархии ИТ сброда. Самое слабое звено. Многие из админов будут спорить с этим - но это так, просто deal with it. Я даже не знаю что хуже, человек за 30, который ездит на автобусе, или человек за 30, который всё ещё админ.

- Как и зачем дружить с сисадмином? Общайтесь с сисадмином на равных, не унижайте его (особенно прилюдно), но и не возвышайте над собой. При этом помните - конфеты и цветы сисадмин не пьёт, а чинить ваш личный телефон и ноутбук - вообще не обязан. Не знаю как сейчас, но старожилы травят байки, мол если заказать админу пива и пиццы, он откроет вам Вконтач или личную почту. Сам я такого не видел, но люди врать не будут. И упаси вас Бог нажить себе врага из сисадминов. В таком случае - ваше увольнение это лишь вопрос времени, независимо от должности.

- Известен стереотип о том, что сисадмины это ленивые мудаки, которые часами пялятся в монитор и гоняют чаи. Да, это действительно так. Только это весьма умные мудаки, потому что надо немало поработать, чтобы часами гонять чаи и ничего не делать. Если вы постоянно видите бегающего с выпученными глазами админа - знайте, это плохой админ. Хороший админ - это незаметный админ. Админ невидимка. Но самый хороший админ - это тот, у кого при этом получается бороться с собой и быть на одной волне с остальным персоналом, вплоть до обучения сотрудников, презентаций и т.д.

- Если ваш ребёнок в сознательном возрасте хочет стать сисадмином запомните две простые вещи.
Первое: на сисадминов нигде не учат, это призвание.
Второе: см. выше. Вы же не хотите, чтобы ваше любимое чадо мучалось на этом мерзком, илистом дне всея ИТ? Срочно отговорите дитё от этой глупой идеи, пусть лучше будет программистом или кем угодно из ИТ сброда, но только не админом.

- Беспорядок на столе? Опять же - есть варианты. Либо сисадмин действительно неаккуратный раздолбай, с полным хаосом в делах, жизни и работе. Либо - это его фишка, и хаос его стихия, он там как рыба в воде - всегда знает, где что находится.

- Как же общаться с этими странными людьми? В случае любых проблем многие из вас привыкли поднимать лапки кверху и верещать "ОНО САМО!!! БЫСТРО ПОЧИНИТЕ!". Это касается любых ситуаций - от элементарных до больших глобальных проектов. Это плохой способ коммуникации. Вы же не позволяете себе такого в общении с фин. службой или руководством? Это нихрена не плюс-плюс и win-win, как учат нас все эти жутко полезные тренинги личностного роста и ужасно крутые тимбилдинги. А вкупе с подавляющей компьютерной безграмотностью (хотя 99% из вас радостно врёт в резюме про мифического "опытного пользователя ПК") - это вообще какая-то драма получается. Попробуйте так: "Здравствуйте! Я делал то-то и то-то, и вдруг случилось вот это. Возможно это связано с проблемой "Х", которая имела места на прошлой неделе в четверг. Если можно, помогите быстрее пожалуйста, у меня тут квартальный отчёт. Спасибо заранее!". Уже лучше? Да. Именно это залог эффективной коммуникации. Попробуйте применить на практике.

У меня пока всё, жду вопросы и критику в комментариях.

UPD. Безусловно, наша профессия была бы сущим адом, если бы 90% проблем не решались обычной перезагрузкой.

вахтер

Previous post Next post
Up