Антикризисный пост

Nov 10, 2014 11:01




Стоит ли сейчас менять рубли на иностранную валюту, вкладывать ли деньги в недвижимость или ценные бумаги, зачем нужны кризисы и как в них выжить, что делать владельцу и наёмным работникам, если компания идёт ко дну. Отвечает экс-владелец крупнейшей региональной розничной сети, экс-мэр Архангельска, экс-куратор лучших частных музеев России, экс-журналист «Новой газеты», экс-телеведущий, автор рейтинга неформальных лидеров России, а ныне тренер по личным целям бизнесменов и политиков Александр Донской. Вопросы задаёт Марк mark_y Иланский. Многополезныхбукв, хочешь хорошо себя чувствовать в любой кризис - прочитай их все!

- Когда это кончится?
- В России это не кончится никогда. При нашей жизни, даже если она будет очень короткой, мы ещё увидим курсы евро и доллара больше 100 рублей за единицу. Кризисы будут затихать и снова начинаться. Какие-то будут вялотекущие, какие-то напомнят Великую депрессию. В СССР тоже были кризисы, но руководство страны умело отвлекало народ от них рассказами о внешних врагах и публичными казнями врагов внутренних.

[Куда вложить деньги...]
Куда вложить деньги?

- Кстати о рубле! Что россиянам делать с рублями?
- На мой взгляд, деньги не нужно хранить. Кто-то говорит, что нужно составить сбалансированный портфель из разных валют. А я считаю, что нужно купить вещи. Те, что не подорожали с кризисом. Например, если тебе нужна квартира, купи квартиру. Нужна одежда - самое время брать: у продавцов начинаются застои, так что они любезно или нелюбезно согласятся скинуть цену. Из-за спада можно просить дисконт, например, на оздоровительные процедуры и получать удовольствие.

- Что делать с валютой?

- Не надо хранить деньги ни в какой валюте. К чему тебе жить с постоянным опасением кражи? Став мэром, я продал свою сеть магазинов за 102 млн рублей. Я опасался непредвиденных манипуляций с ними, поэтому снял со счёта. Трясся с чемоданом, пока вёз их до дома. Дома у меня теперь стоял чемодан с круглой суммой, и я боялся, что кто-то ограбит квартиру. Понёс в банк, где управляющей работала моя знакомая. Тут мне померещилось, что этот банк рухнет. Решил забрать (управляющая предстала перед руководством не в лучшем свете: не успел у банка появиться важный клиент, как тут же ушёл со всеми деньгами). Потратил я свои миллионы на квартиры жене, сыну и тёще. Какая-то сумма была с умом потрачена на ремонт, на путешествия, предметы быта и одежду. Какая-то - спущена по пустякам. С одной стороны, жалко несохранившихся сбережений, но по крайней мере они не сгорели. Моя позиция: от денег нужно избавляться. Может быть, завтра в ходу будут критикуемые сегодня биткойны или другая криптовалюта, а разрисованные бумажки выйдут из моды. Что тогда? Ещё совсем недавно не было кредитных карт, а теперь карта есть даже у нищего.

- Есть ли смысл сейчас вкладывать в недвижимость?

- Есть. Если тебе нужна недвижимость. Покупать реальное имущество с целью последующей продажи - сомнительный план. Мне было очень трудно продать 5-комнатную квартиру в Архангельске: когда срочно понадобились деньги на один из проектов, пришлось значительно снизить цену.

В недвижимость вкладываются в основном чиновники. Они ничего не понимают в бизнесе, поэтому покупают на украденные из бюджета деньги квартиры и коммерческую недвижимость. Звёздам шоу-бизнеса тоже не с руки загружать голову вопросами личных инвестиций. Если Стас Михайлов зарабатывает по 200 000 евро за концерт, за привычные сто концертов в году получается 20 млн евро. Что с ними делать? Конечно, лучше во что-то осязаемое и понятное вложиться, хоть и малодоходное. Вот и приобретают звёзды и чиновники недвижимое имущество.

А обычному гражданину покупать квартиру, чтобы на ней заработать, глупо. Я лично считаю, что и для себя квартиру лучше снимать. Это выгодней, чем покупать.

В кризис легче отправиться в путешествие. Можно заметить спад по многим направлениям, дешевеют гостиницы и авиабилеты. Самое время уехать, например, в Гоа и полежать на песке.



- А как насчёт вложений в ценные бумаги?
- Ценные бумаги - ещё хуже, чем деньги, что бы ни рассказывали любители торгов. Это примерно те же люди, что играют в казино, у них только вид более умный. На векселях и акциях зарабатывает тот, кто их придумал, да владельцы площадок, где их продают. Ну и те, кто владеет инсайдерской информацией (Путин сегодня такую-то компанию похвалит, такую-то поругает). Ценные бумаги могут быть выгодны только мировым правителям и их приближённым. Остальные - их марионетки. Я не хочу быть марионеткой и вам не рекомендую.

Есть у нас маленькая горстка людей из рейтинга сверхбогачей «Форбса», сколотивших состояние на глобальном мошенничестве, организованном правительством, - приватизации. Украли - получили через различные схемы (паевые фонды - эмэмэмы всякие) - самые большие и перспективные предприятия. Они и сейчас при власти, при информации и при деньгах. Остальных разводят, как кроликов.

Когда нет своих средств, можно взять у народа. Любой кризис оплатят самые нищие. Я ни одного человека не знаю, кто на ваучере своём что-то существенное заработал. Несколько человек наебали всех, собрали все ваучеры у народа и теперь возглавляют список Forbes. Читатели этого интервью не сидят на нефтяной трубе. Кто сидит на трубе или на бюджетных деньгах, тот не чувствует никаких кризисов, поэтому обсуждаемая нами тема их не волнует. Они сами создают кризисы и управляют ими, создают инфляцию или, что ещё хуже, дефляцию, когда захотят и как захотят. Они всегда и на всем зарабатывают.

- Согласны ли вы с тем, что инвестиции в золото - одни из самых стабильных?

- До этого так же говорили про бриллианты. Но появился Swarovski - и вот он уже попирает рынки драгоценных камней. Кто сказал, что завтра не изобретут искусственное золото или не найдут залежи золотой руды, превышающие всё добытое человечеством золото в десятки раз?

Конечно, золото лучше бумажек. Но лучше то, что тебе действительно нужно. Это как с моей 5-комнатной квартирой: как ты потом будешь сбывать слитки по нужной цене? Ты не управляешь ценообразованием. Рынком золота управляют те, кто его добывают. Если тебе уже некуда девать наличность, ты всё для себя купил, то золото лучше, чем валюта, но тогда уж лучше украшения - кроме инвестиций, это ещё и красота, и повышение самооценки. Кстати, лучше всего в инвестициях в драгметаллы и драгоценные камни понимают богатые евреи. За столетия гонений у них выработался инстинкт вкладывать в то, что можно взять с собой в сумку и сбежать от преследователей.

- Вы отвергаете все привычные объекты вложений. Спрошу тогда так: а во что сейчас вкладывать можно?

- В себя. По крайней мере, легче будет пережить кризис.


[Кризис кризису рознь...]
Кризис кризису рознь

- Финансовые кризисы повторяются или всегда разные?
- Ничто не повторяется. Если бы повторялось, то можно было бы подготовиться. Всё в нашем мире ведь делается для людей. Правда, этих людей 0,01 % населения - тех кто владеет информацией.

Финансовые аналитики, предсказывающие, когда какой кризис произойдёт, не знают даже, какой курс валют будет в понедельник вечером. Обладатели действительно ценной и точной информации никогда её не выдадут. Они просто заработают на этом.

Изначально все деньги были из золота и других драгоценных металлов, потом каждая банкнота представляла собой определённую долю имеющегося в казне жёлтого металла. А теперь это просто бумажки, которые чего-то стоят только потому, что так договорились. Дают распоряжение: «Включай станок!» - и никто не отчитывается перед народом, сколько их напечатали. Этот самый станок и есть основной двигатель инфляции и спусковой механизм кризисов.

- Если я правильно понимаю, валют, привязанных к золоту, больше нет. То есть ваши слова касаются не только рубля и российской казны.
- Мы этого не чувствуем в России, но евро и доллар тоже обесцениваются. Если спросить самую дряхлую старушку в Америке, сколько стоил гамбургер в 1914, в 1934, в 1954 <...> в 2014, будет видно, что доллар обесценился. В 1971 году унция золота стоила $35, в прошлом году более $1 600, получается, доллар подешевел в 46 раз. Даже очень крепкие валюты могут рухнуть, они ведь всего лишь бумажки. Временное средство расчёта, потому что лучшего пока не придумали. Именно поэтому от них нужно избавляться. Даже если кризиса нет.

- Александр, некоторые говорят, что сейчас вообще не кризис.
- Самый настоящий кризис. Рубль провалился. Мы находимся в состоянии войны. Позиция Путина и большинства населения приводит к изоляции. Нужно играть на международных рынках, это понимают даже китайцы, у которых коммунизм. А не закрываться, как это делает Венесуэла или Россия.

Изоляция только усугубляет кризис. Может быть, делает более устойчивой страну, однозначно помогает удерживать власть, но кризис (в том числе данный) от этого только усиливается. Прежние кризисы мы проходили без присоединения территорий, а теперь у нас есть Южная Осетия и Абхазия - официально это не российские территории, но мы их датируем; появился Крым. И очень злые на нас соседи. Конечно, это кризис.

- Позиция понятна. Скажите, как вы переживали постперестроечные кризисы?
- По-разному. Например, теперешний я не переживаю.

- А в 1994?
- В первый кризис было сложно, но не обошлось и без счастливого казуса. То ли я что-то не понимал в бухгалтерии, то ли взял тупого бухгалтера, но мне насчитали налогов столько, что даже если бы я продал активы, квартиру - всё, не смог бы покрыть всю сумму. И тут случился кризис. Я продавал сигареты, продавал их за СКВ (свободно конвертируемая валюта. - прим. М. И.), и когда рубль подешевел, появилось чем заплатить налоги: произошла суперинфляция, и сумма налогов оказалась мизерной.

- Следующий был в 1997-1998. Как вам пришлось тогда?
- У меня тогда как раз была сеть супермаркетов. Когда работаешь в торговле, всё время думаешь о повышении выручки. Эта установка может навредить и не в кризис, а в кризис особенно. Покупаешь сахар за 10 рублей, продаёшь по 12 рублей. А потом закупаешь за 15. Кассовый разрыв увеличивается, сахара становится всё меньше. Кстати, многие продавцы попадают в эту ловушку, потому что боятся повышать цены в кризис.

- А боятся потому, что есть конкуренты, которые тоже боятся повышать цены. Законы рынка и конкурентную борьбу ведь никто не отменял в кризис.
- Можно и отменить. Нужно встретиться с конкурентами и договорится о повышении цен. Сказать: «Ребята! Сейчас у всех жопа. Давайте подумаем, как сделать так, чтобы нам всем стало лучше».

- Другими словами, картельный сговор.
- Картельные сговоры происходят очень часто. Особенно в крупном бизнесе. Посмотрите, как слаженно работают продавцы бензина. Крупные компании всегда между собой договариваются. Только дебилы не могут договориться, вот их рынок и съест на радость акулам бизнеса. Люди умудряются договариваться не только в отдельных странах, но и на международных рынках. Посмотрите на цену «Пепси-колы» и «Кока-колы» в любом магазине мира, и вы увидите, что картельные сговоры есть и в мировом масштабе.

- Вы в итоге пострадали от кризиса 1998?
- У меня в 1998 году стоимость активов уменьшилась. А кто-то умудряется в кризисы зарабатывать. Например, мой тогдашний сосед, мелкий предприниматель. Вычленил, какие товары наиболее нужны всем людям в кризис. Продавал только их и оптом, и в розницу, и только за наличку. Тут же покупал доллары. Старался, чтобы у него не было рублей на руках: или товар, или доллары. И на этом выиграл. У него увеличилось количество единиц продуктов: мешков сахара, макарон... В долларовом эквиваленте его активы тоже увеличились.

- Как вы справлялись с кризисом 2008-2009?
- К тому времени я выучился на коуча. Я тогда считал, что лучшие проститутки в Москве зарабатывают 30 000 рублей в час. У меня возникло желание зарабатывать столько же. Очень дорогой коуч сказал, что получает 3 000 рублей в час и что я не найду клиентов, готовых платить больше. Я ответил, что найду, и ушёл от него.

Клиента такого я нашёл. Два раза он заплатил по 30 000. Ещё за одну работу я взял с него 100 000 рублей.



- С этого места про 100 000 поподробнее, пожалуйста!
- Он пожаловался, что на заводе по производству каши быстрого приготовления не сходится баланс: или деньги кто-то ворует, или товар. Я обошёл завод, нашёл в заборе огромную дыру, через неё КамАЗы вывозили продукцию тоннами. Клиент приезжал на завод только в машине представительского класса, в лакированных туфлях и никогда не обходил территорию. Заводом по доверенности управлял его родственник. Ну то есть как управлял. Из нескольких коммуналок сделал 6-комнатную квартиру и водил туда на весь рабочий день секретаршу, которая в конце смены отправлялась домой к мужу. Оказалось, схему по краже товара организовал начальник службы безопасности, только потому что ему все доверяли - и хозяин завода, и его родственник гендиректор. За то, что я съездил на завод и увидел там то, что не видел хозяин, я получил 100 000 рублей.

- Для бушевавшего кризиса крайне легковесное поведение управляющего органа, не находите? Мы, помнится, и день и ночи боролись за выживание журнала.
- В таком бизнесе и в обычное время всё хорошо, а в кризис - совсем круто. Когда всё спокойно, даже обычным людям свойственно покупать товары подороже: не обычную кашу быстрого приготовления, а, например, финскую или английскую; или связанную с каким-нибудь именем - какую-нибудь кашу Дюкана. А в кризис многие даже небедные люди переходят на самые дешёвые продукты.

- По Закону Эрнеста Энгеля.
- Изучу на досуге. Так вот, дела в фирме шли хорошо. За товарами стояла очередь, а потери в 3-5 % от оборота, даже если это десятки миллионов рублей, были неприятны, но не убивали бизнес. К тому же владелец не мог подумать о том, что начальник службы безопасности, преданный ему ещё с советских времен, будет его обкрадывать. Так бывает, когда излишне доверяешь людям и не проверяешь их.

- Значит, у вас был один клиент, который заплатил вам вкупе 160 000 рублей в три приёма. А другие клиенты/заработки были?
- Моя ошибка была в том, что я говорил всем одну цену: 30 000 в час. Потом я стал брать столько, сколько предлагают люди, если тема мне интересна и я могу им помочь. Сейчас на антикризисных встречах, я вообще ставлю на стол шапку и каждый кладёт сколько хочет. Если кому-то нужна индивидуальная работа или кто хочет со мной поболтать, я прошу от 5 000 до 100 000 рублей за час, в зависимости от того, какие финансовые возможности у человека и сколько у меня свободного времени.

- Коучинг, кроме заработка, чем-то вам полезен?
- Важный момент, о котором не говорят коучи и тренеры: клиенты тоже учат. Хотя бы потому, что их больше и они из разных сфер. Клиенты - это люди со своими навыками, связями и рецептами. Раз они обратились к коучу, это люди развивающиеся, не стоящие на месте. Конечно, к ним тоже можно обратиться при случае. Один бизнесмен пришёл ко мне, когда у него была депрессия. Когда депрессия случилась у меня, я пришёл за помощью к нему.

Кстати о вложениях. В кризис легко получать скидки от тренинговых агентств и коучей. Не символические минус 3-5-10 %, а, например, в 10 раз дешевле. Если бы мне в 2008 кто-то сказал, что очень хочет поработать со мной, но у него нет 30 000 рублей за час работы, я, возможно, согласился бы поработать и за 3 000. Но никто даже не попытался - либо сразу вешали трубку, либо перед этим возмущались, откуда такие цены в кризис!

- А что с кризисом 2014 года? Вы сказали, что больше не переживаете. А что делаете?
- Консультирую предпринимателей и провожу антикризисные встречи, на которые может прийти любой. Смысл этих встреч - для любого пришедшего совместно найти его антикризисный путь в сжатое время (встреча идёт час). Почему сжатое? Потому что время - единственный невосполнимый ресурс. Быстро встряхиваемся - и идём с новыми идеями, мыслями дальше. Каждый по своему пути.


[Антикризисные меры...]
Антикризисные меры

- Как вы пришли к идее проводить такие встречи для всех желающих?
- После предпринимательского и мэрского опыта я выучился на коуча, стал проводить планёрки для владельцев компаний. Владельцы очень неэффективно используют время. И при этом, не в пример их подчинённым, никто с них ничего не требует, не трахает им мозги. Раз в неделю владельцы компаний отчитывались перед другими владельцами и мной о том, что сделали и не сделали за минувшую неделю, и озвучивали план на следующую.

Например, один сказал: «Хочу уволить главбуха».
- Когда уволишь?
- На этой неделе.
На следующей планёрке спрашиваем:
- Уволил?
- Нет.
- Но ты же хотел? Тебе выговор и ещё одна неделя.
И так далее.

- На кого рассчитаны антикризисные встречи, которые вы проводите теперь?
- На тех, кто хочет что-то менять в своей жизни - в широком смысле. Всё влияет, всё взаимосвязано. Я не даю никакой теории, просто на практике решаем, что делать. Перед антикризисным разговором каждый участник встречи должен ответить на вопросы:
  • Что ты знаешь о текущем кризисе?
  • Как ты ощущаешь кризис?
  • Как кризис отражается на твоём состоянии?
  • Как ты реагируешь на нынешний кризис?
  • Как ты реагировал на предыдущие кризисы?
  • Какие личные кризисы у тебя были?
  • Какой твой самый главный страх?
  • Чего ещё ты боишься?
  • Какие у тебя есть комплексы?
  • Кто твои самые близкие люди и что ты им должен?
  • Кому ещё и что ты должен?
  • За кого несёшь ответственность и какую?
  • Что ты должен себе?
  • Кто ты сейчас и кем будешь в будущем?
  • Твоя миссия (главная цель в жизни)?
  • Какие ещё личные цели у тебя есть?


- На неподготовленных гарантия эффекта не распространяется! Почём опиум для народа?
- Всегда найдётся критик, который посчитает, что такая встреча ничего на даст. Но, во-первых, каждый участник встречи платит только за вход в музей / аттракцион или за свою еду-напитки, если встреча в столовой-кафе-ресторане. За саму встречу люди кидают деньги в шапку - сколько каждый считает нужным. Как в церкви: кто-то миллион жертвует, а кто-то один рубль кинет. Во-вторых, об эффективности могут говорить только люди, побывавшие на встрече.

- Что вас отличает от остальных тренеров? Можете устроить короткую самопрезентацию?
- Это очень просто. 1. Владелец торговой фирмы «Сезон». В подчинении 800 человек. Оборот на момент продажи более 1 млрд рублей. 2. Мэр Архангельска, зона ответственности - 350 000 человек населения. Рейтинг доверия за время работы на посту мэра увеличился в два раза. 3. Тренер по личным целям, стоимость часа от 5 000 до 100 000 рублей. 4. Куратор различных музеев. 5. Автор нескольких аттракционов, успешно работающих в городах-миллионниках. 6. Организатор и ведущий самого лучшего корпоратива в мире.

- Убедительно. Можете тогда, чтобы два раза нашим читателям не вставать, сказать, когда и где проходят встречи на этой неделе? Воспользуете положением, так сказать.
- Разве можно отказаться от такого заманчивого предложения? (Смеётся.) Пришлю отдельным письмом. (Далее приводится цитата из письма. - прим. М. И.)

10 ноября, пн, 21:00. Москва, Новый Арбат, 15, Лабиринт «Назад в СССР».
11 ноября, вт, 21:00. Москва, Арбат, 16, Дом великана.
12 ноября, ср, 14:30. Архангельск, Поморская, 54, «Терраса», bakery-зал.
13 ноября, чт, 21:00. Москва, Новый Арбат, 15, Музей смерти.
14 ноября, пт, 18:00. Грозный, пр. Кадырова 1/16, Грозный-сити, «The dome».
15 ноября, сб, 14:00. Москва, Музей эротики «Точка Джи».
16 ноября, вс, 14:00. Санкт-Петербург, Большая Морская, 5, Дом великана.

Чтобы принять участие в антикризисных встречах, просто напишите письмо на alexanderfershtein собака gmail.com или отправьте смс на номер: +7 926 941-05-14.

На встречу можете прийти заранее, я обычно прихожу за 30 минут до начала встречи.

Вопросы, пожелания и предложения по антикризисных встречам направляйте по адресу: alexanderfershtein собака gmail.com.

- Я тоже воспользуюсь положением и задам вам несколько вопросов именно как коучу. Не как клиент, а по-прежнему как интервьюер.
- Охотно отвечу.


[Что нужно знать о кризисе и что делать...]Что нужно знать о кризисе и что делать

- Что делать, если бизнес тонет в кризис?
- Помочь ему утонуть. Кто как не владелец должен это сделать! Забрать всё ценное из бизнеса и подтолкнуть, чтобы этот корабль быстрее утонул. Пока не утонет, новую флотилию или даже маленький кораблик построить не удастся.
Есть разные варианты. Кто-то забирает деньги из компании и сваливает на Гоа или в Черногорию - проедать сбережения, кто-то делает новый бизнес.

Владельцу важно что-то предпринимать. Так же как когда дом горит: нужно вынести всё что можешь - с паршивой овцы хоть шерсти клок. А если уже ничего не можешь, просто убежать, чтобы не сгореть с домом.

- Что делать наёмным работникам?

- Наёмникам следует делать вывод: чем раньше убежишь, тем лучше. Если кормят завтраками, задерживают по несколько месяцев зарплату, говорят, что нужно потерпеть, а дела только ухудшаются, риск не получить вознаграждение за потраченные усилия растёт с космической скоростью. Возникает т. н. «эффект лягушки»: если положить лягушку в холодную воду и постепенно по градусу нагревать воду, она сварится заживо. А кинуть в кипяток - сразу выскочит. Всё равно бизнес утонет, если потом сможете что-то получить с компании - получите, а пока сбега́йте в другую, если не хотите сварится или протухнуть.

- Кто выигрывает в кризис?

- Его зачинатели. Кто-то в этом признавался - Сорос, например. Но в большинстве случаев организаторы себя не обнаруживают. Чаще всего это руководители стран и их приближённые. Те, кто имеют отношение к запуску денежного станка.

Ещё выигрывают производители товаров первой необходимости. Взять хотя бы уже упомянутого производителя каш быстрого приготовления. Это устойчивый бизнес. В обычные дни он маломаржинальный, но стабильный и доходный, а в кризис он становится сверхдоходным. Производители товаров и услуг, от которых можно отказаться, однозначно будут страдать в кризис.

Всегда выигрывают те, кто качают что-то из недр: вода, нефть, золото, алмазы всегда будут востребованы.

- Во время Великой депрессии в Голливуде, чтобы настроить народ на лучшее, стали снимать фильмы с позитивной повесткой, с хэппи-эндами. Вы как считаете, достаточно «не паниковать» или всё-таки лучше «думать позитивно»?

- Начнём с того, что наше правительство много делает в этом направлении: куча юмористических программ, где высмеивается большинство населения. Народ узнаёт себя и радуется. В то же время у нас нет сатиры, никто не высмеивает правительство, олигархов. Так что выгодную повестку у нас диктуют даже лучше чем в США в годы Великой депрессии.

Большинство фильмов финансируются государством. Всё, что может подорвать авторитет власти или ухудшить настроение народа, не получает денежной поддержки. Более того вы никогда не сможете показать такое кино в кинотеатрах. Цензуру ни в царской России, ни в СССР, ни в путинской России никто не отменял, и за столетия авторитаризма народ к этому привык.

Я считаю серьёзным достижением власти, что народ не винит в кризисе правительство, президента и депутатов, а обвиняет каких-то заокеанских и европейских сволочей. Народ уверен что американцы и европейцы устроили нам кризис своими санкциями и непониманием того, какие мы хорошие и что Крым всегда был наш. Однозначно: в этот кризис правительство устоит и в следующие кризисы всё для власти будет стабильно, пока жив Путин или его приемник.

- Я всё-таки больше про народ спрашиваю.

- Народу нужно не расслабляться и зарабатывать, не обращая внимания на кризис. Как раз во время Великой депрессии приехал в Америку один итальянец. Открыл заведение общепита, затем другое. Когда кризис закончился, у него уже была внушительная сеть, которая известна и сейчас. Журналисты у него спрашивали: «Ну как же так? У нас все бизнесы свёртывались, народ терял работу, а вы выросли в огромную сеть?» На что он им ответил: «Я не знал языка, поэтому не знал, что у вас депрессия. Легко снимал помещения с хорошей скидкой и продолжал вкалывать».

Вот так и в России. У нас точки общепита закрываются, а приезжает какой-нибудь узбек, начинает продавать плов и сколачивает на нём состояние.

Надо перестраиваться. Если до кризиса ты владел сетью ресторанов, где подают лобстеров, возможно, нужно переформатироваться в заведение экономкласса или жёсткий дискаунтер. Когда разгромили фашистскую Германию, куча пафосных ресторанов, обслуживавших офицеров, умерли; вместо них пооткрывались заведения, предлагающие дешёвую выпивку и закуску. И немцы в жуткой депрессии - моральной и экономической - спешили в эти дешёвые забегаловки.



- У народа кризис, нужно снять стресс ещё усерднее, чем в обычной жизни.
- Публичные дома в кризис тоже востребованы. На этом бизнесе тоже можно заработать, как это делали тогда же в той же Германии. Пример легального публичного дома в Москве - клуб «Бордо» на Певческом переулке. Хозяин зарабатывает на входе и с клиентов и с проституток, на баре и на аренде кабинок для секса. Женщины танцуют голыми бесплатно, но каждый посетитель может оставить чаевые за приватный танец и пригласить даму в кабинку. Комнаты есть на любой вкус и кошелёк - и без душа, и с душем, и с джакузи, то есть и дискаунтер, и для среднего класса, и для богатых. Все довольны: и проститутки, и клиенты, и хозяин, и чиновники с силовиками.

- А как же быть дамам?
- Те, которые не находят удовольствия в сексе, покупают алкоголь. Производители валерьянки, снотворного и антистрессовых масел тоже поднимаются в кризис.

- Вы ведь согласитесь, что в обществе и без того достаточно обезболивающих?
- Что мы там говорили про опиум для народа? Церковь спасает от бунтов, потому что любая церковь служит власти. Более 95 % людей - ведомые. Тираж «Форбса» превышает число миллионеров. Совокупный тираж модных журналов типа «Вог», «Космополитен», «Гламур» тоже больше, чем красиво одетых женщин в России. Вопрос: зачем они их читают? Ладно, если какая-то дама выберет модель, купит ткань и сошьёт себе платье или закажет его в ателье. А остальные зачем их покупают? Позавидовать? Поплакать? Просто большинство народа ждут чудесного рецепта. Смотрят телик, ходят к гадалкам, читают «Лайфньюс» и газету «Жизнь». Этим пользуется могучая кучка правителей мира.

- Вы готовы им предложить свой рецепт?
- А никакого рецепта нет. Нужно самим понять, чего хочется, проанализировать ситуацию и принимать решения самостоятельно, своей головой. Даже если ошибёшься, это всё равно здорово. Это опыт. Он поможет в следующий раз сделать меньше ошибок. А потом ещё меньше. В конце концов, появляется шанс, что вместо того, чтобы беспомощно смотреть на страницы журналов, ты сможешь смотреть со страниц этих журналов.

- Что дают кризисы?
- Обновление. Как кожа быстрее регенерирует после скраба. Как в Спарте оздоравливали общество, выкидывая болезненных детей и безнадёжных больных со скалы. Старики умирают, рождаются новые поколения. Как делают дома ремонт, сносят стены, выкидывают мебель, убирают помещение. Как планета очищается от ненужного. Периодически проходит дождь, кто-то скажет: «Какого чёрта идёт этот мерзкий дождь!» - а он тем временем очищает от пыли, оживляет почву. Экономика - это живой организм, ей тоже нужно очищение. Предприятиям и людям нужны кризисы, без них общество жить не может.

Да, это болезненный опыт - люди из окон выбрасываются, заболевают от кризисов. Нужно просто помнить, что бизнес - всегда больше, чем сам предприниматель. Это всё равно что, когда тонет баржа с тысячей автомобилей, ты хватаешься за канатик и пытаешься вытащить судно с товаром. Лучше отбежать подальше, чтобы тебя не засосало на дно.

- Что делают в кризисы?
- Прекрасный пример показал Уолт Дисней. Когда у команды наступал творческий кризис, они выходили из студии и шли в новое место: в яхт-клуб, на кладбище, в цирк, в церковь, в зал судебных заседаний - чтобы начать думать по-другому, действовать в новых обстоятельствах, смотреть, как другие ведут себя. Так они черпали вдохновение и рождали свежие, ни на что не похожие мультфильмы. Именно поэтому я провожу свои тренинги, коуч-сессии и встречи в странных местах.

- Самый большой кризис, который может произойти?
- Если на один день отключат интернет, на следующий день произойдут необратимые последствия: доллар обесценится в 100 раз или ядерная бомба куда-то полетит. На интернете завязано столько всего, что это будет кризис, который не снился ещё никому. Это касается и отдельной взятой страны, такой как Россия, и мира в целом.

- Что-нибудь хочется напоследок сказать?
- Я прошу поставить всем читателям позитивную песню про кризис. Предлагаю слушать её два раза в день: утром, когда проснёшься, и вечером, перед сном. По моему отличная песня про кризис. Мне хочется под неё плясать. А вам?



Песня по заявке.

image Click to view



Фото и обработка картинки: Стас q3d Васильев.

Первая часть интервью - О тюрьме.
Вторая часть интервью - О политике.
Третья часть интервью - О духовных скрепах.
Пятая часть интервью - О бизнесе.

интервью

Previous post Next post
Up