Никогда не угадаешь, какая из множества дорог приведёт тебя к Цели. Иногда даже кризис - начало нового успешного пути.
Доброго вам утра и успешного дня! С вами Марк Иланский
mark_y, главный редактор портала о региональных предпринимателях «
Честнок». Сегодня я расскажу историю, которая, надеюсь, вдохновит вас на свершения!
Будущий специалист по молекулярной физике из Томска
Олег Федченко, производитель мороженого «33 пингвина», «Ключевой воды» и создатель компьютерных аттракционов нового уровня Exo, не мог предположить, что начнёт первое серьёзное дело с изучения фруктов. Дело, как Олег рассказывает, было так...
Часть 1. Банановая империя В 1991 году на кафедре «Физика плазмы и молекулярная физика» меня, студента Томского политехнического института, отправили в инженерный республиканский центр. Я пришёл к руководителю центра: «Хочу зарабатывать, хочу соединить науку с бизнесом!» Начальник улыбнулся и спросил: «А как ты планируешь это сделать?» Вопрос звучал издевательски, потому как он был одним из немногих, кто как раз зарабатывал на науке.
Потом я у него же взял взаймы на первый бизнес. Мы с братом и другом возили и продавали книги, затем шоколад. Я разрывался между учёбой и работой. Через два года мы решили заняться крупными поставками бананов, чего в Томске ещё не было. Помню, пришли на овощную базу - трое студентов - и говорим: «Хотим арендовать у вас камеру под фрукты!».
Выяснилось, что работники базы сами ничего не знают о бананах. Предложили нам камеру, в которой четыре градуса тепла - говорят, самое лучшее место для бананов! Но в книгах я читал, что при +4°C бананы просто замерзают. Мы просили, чтобы нам поднимали температуру. Работники овощебазы отказывались, говорили: «Снимаем с себя всю ответственность!».
Мы одни из первых в России узнали, что бананы дозревают на месте. Что необходим газ этилен: в естественной среде он сам выделяется, а здесь его нужно добавлять. Что для этого потребуются камеры, и что газ взрывоопасен. Мы обтянули полиэтиленом камеры и научились обращаться с плодами.
До 1998 мы были «фруктовыми лидерами» в Томской области: яблоки - из Польши, апельсины - из Греции и Египта, мандарины и лимоны - из Турции. Фрахтовали небольшие суда, привозили в Клайпеду, Новороссийск, Одессу. Продолжали работать втроём - и сейчас остаёмся тремя столпами бизнеса.
Беда пришла с ростом доллара в кризис 98-го. Мы работали и с поставщиками, и с кредиторами в валюте. Фрукты - «недолгий» товар, они не могут ждать. Тогда мы реструктурировали долги, взяли новый кредит и переключились на замороженные продукты.
Часть 2. Холодный расчет. «Тем, что у меня есть, я обязан своим неудачам» - эту фразу произносят успешные люди. Финансовые невзгоды обернулись началом нового пути.
Хоть в 1998 году кредиты резко подорожали, мы взяли кредит на покупку холодильного оборудования. Поставили в магазинах Томска свои морозильники - порядка ста установок. Люди удивлялись: зачем?! Через холодильные витрины мы продавали замороженные фрукты и продукцию местного хладокомбината.
Для выхода из кризиса мы прибегли к новой схеме бизнеса - на маленьких деньгах и высокой оборачиваемости средств. Мелкими суммами в обороте мы и выжили. За пару-тройку лет закрыли долги и кредиты.
К 2001 году у нас появилась идея сделать «Ключевую воду». Начиналось всё с науки. Мы узнали - в НИИ полупроводников в Томске разработана отличная система очистки воды, просто идеальная. И мы решили попробовать. Сначала арендовали систему, а потом создали своё производство.
Сначала мы рассматривали производство воды как хобби. Тогда не было понятно, насколько весомой частью бизнеса может стать вода. А сейчас «Ключевая вода» - самая продаваемая в Томской области.
Хорошенько разобравшись с холодильным делом, мы решили в сотрудничестве с местным хладокомбинатом выпускать мороженое. На предприятии к нам отнеслись с недоверием. Позже дела этого комбината шли всё хуже, а наши, напротив, в гору. В конечном итоге, мы этот хладокомбинат выкупили. Обновили оборудование, разработали технологии - так появилась компания «Эскимос» с одноимённым мороженым.
Здесь нам тоже пригодилось инженерное образование. Мы сами разыскивали оборудование - линии производства, упаковочные, дозировочные автоматы. Нужно досконально разбираться в том, чем занимаешься.
Во время этих поисков родилась идея делать нечто большее, чем просто мороженое. Мы решили войти в ритейл открытием собственной сети мороженных точек - так появились «33 пингвина».
«33 пингвина» стали первой и единственной успешной отечественной франшизой в мире мороженого. Мы начали с Томска, затем были Новосибирск, Кемерово... Сформировался удачный бизнес-формат торговли качественным и эксклюзивным мороженым. Людям, которые покупают у нас франшизу, не надо думать - мы предоставляем всё. У нас есть исследовательская лаборатория, центр по обучению специалистов, операционная база. Выжимка всего самого качественного, что можно сделать с мороженым в самом выгодном для бизнеса формате.
Часть 3. Назад в будущее С тех пор, как мы «объединили науку и бизнес», прошло около двадцати лет. Научный подход привёл нас к успеху в поставках свежих фруктов и производстве очищенной «Ключевой воды», послужил опорой при создании высококачественного мороженого. Теперь мы вплотную занялись созданием виртуальных игровых миров. Зарабатывание денег на экзотехнологиях - интерактивных 5D-играх, рассвет которых ожидается через 10 лет, - буквально шаг «назад в будущее».
К идее экзоаттракционов мы пришли естественным путём. Скоро они заполонят весь мир - это лишь вопрос времени. Мы - одни из первых на рынке, разработкой EXO начали заниматься с 2009 года, после моего переезда в Москву.
Мы отталкивались от 5D-технологий. Фильмы 5D - усечённый формат, вы не можете взаимодействовать с фильмом так, как если бы были его главным героем или персонажем в компьютерной игре. Мы пошли дальше - соединили кино и компьютерную игру.
Экзоигра - аттракцион, и время пребывания в ней ограничено. Действие не может длиться часами. Мы поставили перед собой задачу доставить людям удовольствие от пережитого и вызвать желание приходить снова, и это воплотилось в «игрушку», которая за пять минут хорошо проигрывается и заключает в себе соревнование.
Мы разрабатываем свой уникальный формат: игры должны быть красивыми, как фильмы, но простыми и лаконичными. Все наши истории имеют определённую идею, идеологию. Стараемся создать сюжет с художественной подоплёкой.
Сегодня нам ясна концепция развития экзобизнеса, наступил этап поиска оптимальных решений. Мы создали «железо», саму конструкцию - двухместную экзоплатформу. Таких ещё не делал никто. Наша разработка - это относительно небольшие аттракционы - 3,5×5 м - с углом вращения 360º. Но «железо» - это не самое главное. На минимальных площадях мы получаем огромное интерактивное виртуальное игровое пространство.
Установив экзоплатформу, вы получаете «игрушку», которая идёт в ногу со временем и не устаревает, а постоянно обновляется. Мы не просто играем - мы сами моделируем реальность.
Уже сегодня в России установлено около 100 экзоточек. Недавно разработанная двухместная экзоплатформа прошла международную сертификацию - дорога на мировой рынок аттракционов открыта. Оборудовано 34 экзоплатформы - как в России, так и за рубежом. В конце 2014 года откроется зал в Париже.
Эта и другие истории - на портале «Честнок».
Расскажите свою историю успешного бизнеса!