Наверное кто то удивится, но существуют современные моментальные фотоаппараты (типа Полароида, помните ?) и мало того, пленочные фотоаппараты.
Совсем недавно компания Fujifilm анонсировала новую модель пленочного фотоаппарата INSTAX Mini 90 Neo Classic. Как и предшествующие камеры этого же типа, устройство способно практически мгновенно производить миниатюрные снимки размером с визитку. Новинка сочетает в себе элементы ретро-оформления с некоторыми специфическими для пленочных устройств характеристиками.
Первой из таковых является двойная экспозиция. При съемке в данном режиме снимок делается дважды без прокрутки кадра - в результате два разных изображения накладываются друг на дружку. Mini 90 Neo Classic также является первой камерой INSTAX, обеспечивающей возможность фокусировке при макросъемке. Таким образом, новинка позволяет фотографировать объекты, находящиеся в 30-60 см от объектива. Прочие функции включают в себя вспышку, автоматическую скорость срабатывания затвора, возможность ручной выдержки, а также несколько режимов съемки.
Новинка появится в продаже в начале следующего года. Стоимость фотоаппарата составит 200 долларов. Что же касается пленки, то кассета на 20 снимков обойдется покупателям в 20 долларов.
Среднестатистический россиянин покупает «мыльницу» стоимостью около 12 тысяч рублей. За эти деньги он получает аппарат, который, в силу своих конструктивных особенностей, не может делать снимки высокого качества. Маленький физический размер матрицы, слабый процессор и дешевая оптика делают свое грязное дело. Конечно, такие компактные цифровики идеальны для сюжетов вроде «я и новогодняя елка» или «как мы делали шашлыки на даче». Они легко помещаются в кармане и не заставляют вдумываться в процесс съемки. Нажал кнопку - и готово.
А если человек хочет создавать высокохудожественные произведения и печатать их без потери качества размером 30х45 и больше? В этом случае без зеркального фотоаппарата с набором хороших объективов не обойтись. А цена даже на самую дешевую цифровую зеркальную камеру находится где-то в районе $1000. Получается, что художественная фотография - весьма дорогое хобби.
При всем этом современный покупатель почему-то напрочь забывает о том, что великолепные снимки можно получить с помощью не цифрового, а пленочного зеркального фотоаппарата.
Различий между цифровой зеркалкой и пленочной на самом деле немного. Основная разница заключается в способе записи информации - цифровой фотоаппарат записывает информацию с матрицы на флэш-карту, а пленочный - на пленку, причем напрямую, минуя всякие дополнительные сенсоры. В самом же процессе фотографирования различия между ними минимальны.
И у того и у другого способа фотографирования есть свои плюсы и минусы.
Во-первых - вес. Пленочная камера гораздо легче, к тому же она еще и потребляет меньше энергии. Это большой плюс для тех, кто увлекается туризмом и часто бывает в удаленных от цивилизации местах. В лесу крайне проблематично найти электрическую розетку, а куча запасных аккумуляторов или зарядное устройство на солнечных батареях сделают рюкзак и вовсе неподъемным.
Второе преимущество пленки заключается в том, что она обладает гораздо большим динамическим диапазоном (ДД). Это значит, что фотографу в большинстве случаев не придется выбирать, что именно в кадре должно получиться - источники света или то, что они освещают. Более того, пленка, в отличие от цифры, не приводит к появлению крупных ореолов вокруг источников света, к тому же она не дает цифровой шум при съемке на длительных выдержках.
Третье преимущество - работа на высоких чувствительностях ISO. Увеличение светочувствительности в обоих случаях ведет к ухудшению качества: это зернистость в случае с пленкой и цифровой шум в случае с матрицей. Но пленочная зернистость гораздо меньше портит общий эффект, чем разноцветные пятна, рожденные полупроводниковыми элементами. С другой стороны, у владельцев цифровой техники есть неоспоримое преимущество, позволяющее им менять этот параметр в процессе фотосессии. Между тем заменить пленку с одним значением ISO на другую не так-то просто - необходимо «дощелкать» старую пленку, если нет желания пожертвовать оставшимися кадрами.
Один из самых доступных зеркальных пленочных фотоаппаратов. Его цена сейчас не превышает шести с половиной тысяч рублей. Его ключевое отличие - несменный объектив c удобным диапазоном фокусных расстояний (28-120 мм).
У цифровых камер есть установки баланса белого, которые позволяют камере распознать, как белый цвет будет выглядеть при различном освещении, и правильно отобразить все остальные цвета. В случае с аналоговой фотографией все обстоит по-другому. Практически все пленки, имеющиеся в широкой продаже, рассчитаны на съемку при дневном освещении. Поэтому, фотографируя в помещении при искусственном освещении, вы получите кадр с нарушенным цветовым балансом. Однако исправить цветопередачу можно в процессе печати, что позволяют сделать все современные минилабы.
Еще один недостаток пленочной техники - это невозможность оперативно контролировать результаты съемок и вносить необходимые коррективы. Вам нужно будет сначала проявить пленку, и только после этого станет виден результат. Цифровые фотоаппараты, наоборот, избавят вас от этих трудностей и обеспечат немедленный доступ к любому кадру.
Самый серьезный минус пленочной фотографии - это цена расходных материалов. В отличие от многоразовой флэш-карты, пленку можно использовать только один раз. Цена пленки на 24 кадра начинается от 70 рублей - это достаточно много, особенно если не снимать бездумно все подряд. Испорченный кадр удалить нельзя, а слегка недоработанный отредактировать гораздо сложнее - его придется сначала отсканировать. С цифровыми фотографиями все гораздо проще.
Пленка против цифры - это классический пример священных войн. Часть считает, что качество снимка цифровой камерой не идет ни в какое сравнение с пленочным отпечатком, часть - что пленка и цифра равны. Причем оба враждующих лагеря почему-то забывают про море других параметров - от степени кривизны рук фотографа до цены самой фотокамеры. На самом деле такое сравнение просто некорректно. Да, в определенных условиях пленка способна выдать гораздо более качественные результаты, особенно если речь идет о профессиональной съемке, или съемке под печать - например, на плакаты. Но для этого используется специальная техника со специальной оптикой - и цены на нее начинаются за несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов. Для пользовательского сегмента имеет смысл рассматривать совершенно другие параметры - удобство использования, качество съемки в обычных (не идеальных) условиях. А тут - разницы между пленкой и цифрой практически нет. Широта динамического диапазона пленки нивелируется неизбежными потерями качества при сканировании и недорогой печати, дешевизна пленочной камеры сводится на нет ценой расходников, а удобство цифровой камеры - ее ценой. Поэтому при выборе стоит обращать внимание на самый простой критерий - какое количество сил вы готовы вложить в каждый снимок. Пленка потребует гораздо больших усилий - но и шансов получить отличный результат станет намного больше. Цифра позволит не думать о том, где и что снимать, но заставит задуматься о вечном - о деньгах.
А я знаю людей, которые до сих пор снимают на старые "Зениты" :-)
Итак подведем итог:
Плюсы 35-мм пленочных камер 1. Пленочные камеры предоставляют больше методов достижения художественного результата (выбор пленки, варианты проявки). 2. Современные пленки и 35-мм оптика обеспечат разрешение картинки, не уступающее большинству цифровых зеркалок - вплоть до формата А3. 3. 35-мм камеры компактны, оперативны, удобны. Все пленочные камеры имеют комфортный видоискатель и надежны (не рассчитаны на моральное устаревание через пару лет эксплуатации). 4. Печать с 35 мм практикуется во всех цифровых минилабах по доступной цене. 5. Стоимость профессионального фильм-сканера для 35-мм пленок - в 2 раза ниже, чем такого же сканера для среднего формата.
Минусы
1. Рост зерна не позволяет использовать пленки с высокой чувствительностью для больших форматов печати, если речь не идет об осознанном использовании этого эффекта. 2. Это заблуждение, что 35-мм камеры предполагают самую низкую стоимость за профессиональный комплект. Стоимость того же Nikon F6 аналогична цифровому Fuji S5 PRO - лидеру по качеству изображений. Leica M7 без объектива - стоит в 2 раза выше, чем новая среднеформатная камера Rolleiflex 6001 со штатником. 3. Высокие затраты на пленку, сканирование, печать (хотя существенно ниже, чем для СФ). 4. Цифра лучше приспособлена для решения типовых коммерческих задач. Она дает стабильное «техническое» качество при меньших затратах времени. 5. Освоение Photoshop происходит быстрее, чем освоение техники проявки и ручной печати. И ведь в эпоху Интернета все равно нужно сканировать пленки, затем обрабатывать сканы.
Производители
Из лидеров рынка только Nikon до сих пор предлагает пленочную камеру - правда, всего одну, F6, модель топ-класса. Olympus и Pentax свернули производство не только камер узкого формата, но и «пленочной» оптики. Canon имеет наибольшие перспективы с точки зрения «пленочной» оптики лишь по той причине, что выпускает профессиональные ЦФК с полнокадровой матрицей.
Из «динозавров» выжила немецкая фирма Leica. Традиционно завышенная стоимость делает новые аппараты Leica недоступными для большинства потенциальных приобретателей.
Еще одна элитная модель - Hasselblad XPan, способный снимать в двух форматах (24х36 мм и «пейзажный» 24х65 мм) и заслуживший высокую репутацию за счет чрезвычайно резкой оптики от Fuji.
Освободившееся место хотят занять менее известные компании, среди которых особое положение занимает японская Cosina. В своих новых пленочных камерах Cosina использует приобретенное у немцев право на торговые марки Voigntlander/Bessa и Zeiss/Zeiss Ikon. Утверждается, что и объективы Zeiss/Voigntlander от Cosina изготовлены в соответствии с традициями.
Будущее этого маргинального рынка можно связывать с новыми компаниями, которые будут рассчитывать на «возрождение классической фотографии» и сами активно его поддерживать. Имена на слуху. Так, в Интернете появилась информация о новой механической зеркалке Kenko (известный производитель фильтров и конверсионных линз), выполненной по образцу пользующейся спросом на вторичном рынке Nikon FM.
Какое ваше мнение на счет пленочных фотоаппаратов и их будущего ?
Размышляли над судьбой современного ретро вы на страницах первого коллективного блога в компании с masterok. Не переключайтесь, дальше будет еще интересней ...