The Transports

Dec 23, 2009 23:39



Первый Конвой с заключенными в сиднейской бухте

В 1975-м году Питер Беллами ознакомился с исследованиями историка из Норфолка по имени Eric Fowler. В особенности Питера увлекла история двух заключенных: Генри Кейбла и Сюзанны Холмс. Впечатленный Питер сел писать на основе этого сюжета балладу. Через четыре дня обнаружилось, что вместо баллады Питер написал оперу. Именно так, в один присест, не прерываясь даже на пописать, он написал самое странное прозведение в истории фолк-возрождения - фолк-оперу "Transports".


То что подобное произведение согласились записать и выпустить в свет - редкая удача для Питера и всех нас и заслуга ответственных работников лейбла Free Reed. Питер сам выбирал певцов для каждой партии - лучших фолк-исполнителей - Ника Джонса, Берта Ллойда, Мартина Карти, и Майка и Норму Уотерсонов для главных партий - Генри и Сюзанны. Долли Коллинс была ответственна за подбор музыкантов среди своих соратников, играющих "early music".
Сам Питер выбрал себе партию рассказчика истории - уличного певца. За родителей главного героя поют Nic Jones и June Tabor. Мартин Карти исполнял роль "доброго тюремщика", Ллойд - Эба Кармена, бандита повешенного вместе с отцом главного героя.

June Tabor и Peter Bellamy на записи The Transports:



* * *

Петер Беллами: "Ближе к концу 18-го века мы были вынуждены, в силу ряда обстоятельств, отказаться от удобной схемы отправки заключенных в западном направлении. Вместо этого пришлось изобрести австралийцев". Под "определенными обстоятельствами" Питер подразумевает обретение Америкой независимости, после которого туда стало невозможно ссылать заключенных. Английские тюрьмы стали переполняться.

Было рассмотрено несколько вариантов решения проблемы - ссылка в африканские колонии, Канаду и даже в Россию по договоренности с Екатериной. Канадский вариант работал некоторое время, до тех пор пока губернатор Галифакса не отказался принимать "человеческий груз с криминальными наклонностями". И вот тогда, министр внутренних дел лорд Сидней "изобрел австралийцев".

* * *

"Первый Конвой" с заключенными (по-английски его называют "First Fleet" и это в каком-то смысле имя собственное) погрузили на борт в Плимуте в марте 1787-го. Им пришлось ждать еще два месяца, прежде чем они отправились в путь. Что ждало впереди, не знал никто. Предполагалось, что только один из пяти заключенных перенесет путешествие. Почти ни у кого из них не было профессии, которая могла бы им помочь обосноваться в пустынной необжитой земле. Никто из них видимо не смог бы заработать достаточно денег, чтобы по окончании срока вернуться обратно, т.е. их срока в несколько лет фактически превращались в пожизненные.

Статьи, за которые полагалось переселение, были разнообразны, но не стоит думать, что среди заключенных были отъявленные злодеи. Злодеи отправлялись на виселицу. На переселение отправляли за мелкие кражи, браконьерство и прочую мелочь. Среди приговоров были и несколько в высшей степени странных: "имел при себе двух подозрительных кроликов", "убегал", "ходил с лицом, перепачканным сажей" и даже "изображал из себя египтянина".

Первый Конвой состоял из одиннадцати кораблей. Капитан Артур Филипс был командующим и находился на корабле Sirius. Заключенные плыли на шести кораблях, а остальные корабли везли провиант и всякие нужные на новом месте вещи и скот.

Условия перевозки были ужасны. На каждого заключенного было отведено 6 футов в длину, 18 дюймов в ширину и 4 фута в высоту. Большую часть времени они лежали. В трюме было темно, свечи были запрещены, т.к. боялись пожара. В хорошую погоду их выпускали на прогулки на палубе.

Всего в путь отправились 1350 человек, из них заключенных - 772: 568 мужчин, 191 женщина и 13 детей. Самому младшему по имени Джон Хадсон было 9 лет и он был осужден за кражу одежды. Всем им предстояло преодолеть более 22000 километров. Путь их лежал через Рио-де-Жанейро, потом Кейптаун, и только после - Botany Bay - залив, увековеченный в сотнях песен.
В Австралию флот приплыл 13 января 1788 года, через 9 месяцев после отплытия из Англии.

25-го января родился первый австралиец.

26-го января основан город Сидней, названный в честь лорда, которому и принадлежала идея отправки осужденных в Австралию.

* * *

Может быть, Генри Кейбл и Сюзанна Холмс были предназначены друг для друга. Так бывает. У них было много общего: оба сели в 1783-м году, оба осуждены за кражу (он - на сумму в 450 шиллингов, она - на сумму в 53 шиллинга, но ведь и в наше время у мужчин зарплата обычно больше), оба получили смертный приговор, у обоих приговор потом был заменен на ссылку сроком в 14 лет. Три года они сидели в тюрьме в Норвиче и ожидали отправки в колонии: это как раз было то время, когда Америка уже закрылась, а Австралия еще не открылась. Там, в английской тюрьме, они и познакомились и года через три Сюзанна родила сына, которого тоже назвали Генри.

Вскоре после этого Сюзанне выпала честь плыть с "Первым Конвоем" в Австралию. Генри подавал несколько прошений, чтобы ему разрешили жениться и отправиться в Австралию с ней, но все прошения были отклонены. В ноябре 1786-го, тюремщик Джон Симпсон (в опере фигурирует в качестве "The Humane Turnkey") повез Сюзанну с ребенком и еще двух женщин в Плимут, грузить на корабль. Когда, после трехчасового ожидания в открытой лодке их подняли на борт, случилось страшное: капитан заявил, что у него нет инструкций по поводу детей и отправил Симпсона с ребенком на берег. Дальше Симпсон совершил то, чем и заслужил себе место в истории и в белламиевой опере. Он сел в первую же коляску в Лондон и отправился к лорду Сиднею (тому самому, который так своевременно выступил с инициативой по поводу Австралии), укачивая младенца на коленях и кормя его в придорожных кабаках.

В Лондоне, оставив ребенка на попечение ответственной женщине, он пошел прямо к лорду домой. Лорд не погнал наглого тюремщика с глаз долой, а выслушал всю историю, был "чрезвычайно тронут" и подписал приказ о возвращении ребенка Сюзанне. Также он приказал, чтобы отец ребенка был отправлен на том же корабле, но перед этим должен жениться, при этом лорд Сидней женитьбу вызвался оплатить сам. Сочувствующие собрали молодой чете подарков. Симпсон отправился в Норвич с радостной вестью для Генри.

Молодую семью отправили в Новый Южный Уэльс в знаменитый впоследствии Botany Bay в мае 1787-го на корабле "Friendship":



Каким-то образом приказ о женитьбе до отправки был проигнорирован и Генри и Сюзанна поженились уже в Австралии вместе с еще четырьмя парами. Это была самая первая свадьба на австралийской земле, о чем есть записи в архивах. Кстати, сообщают нам эти архивы, в тот же день там крестили новорожденного сына некой Сары Беллами. Появление здесь такой фамилии я не мог не отметить.

У Генри и Сюзанны впоследствии родилось еще десять детей. Они отсидели срок, остались жить в Австралии, как и поступало большинство заключенных. Генри занялся коммерцией и дела у них пошли неплохо. А позже Генри (первым в истории Австралии) получил должность главного констебля, о чем с гордостью сообщает сайт австралийской полиции.

Фамилия Генри в разных источниках приводится по-разному: Cabell, Cable или даже Kable. Правильный, очевидно, второй вариант (Cable) - достаточно взглянуть на подпись:



Опера выкладывалась мной три года назад. Ссылки на megaupload через sharebee еще живые.

Подробная информация об опере и о лежащих в ее основе событиях есть на http://www.thetransports.com/

peter bellamy, beyond music

Previous post Next post
Up