На фотографии - Lou Killen, Martin Carthy & McPeake family.
Интервью с Louis Killen. Кусочек я перевел, а целиком можно скачать здесь:
Download interview with Lou Killen Примечания в квадратных скобках мои. Претензии по качеству перевода не принимаются, т.к. я сам к себе в претензии по этому поводу. А уточнения и исправления, если будут, напротив, приветствуются.
[...]
Ты был знаком с Alf'ом Edwards'ом?
Да. Альф аккомпанировал МакКоллу и Ллойду, которых я слышал, когда мне было девятнадцать, на пластинке "Singing Sailor", выпущенной на Topic. Я встретил МакКолла в 1957-м.
Где?
В Лондоне, в клубе "Ballads & Blues". В первый вечер, когда я туда пришел, там были МакКолл, Seamus Ennis и Берт Ллойд - это было потрясающе. Я спел несколько песен, которые узнал на границе [Лу родом из Newcastle, имеется в виду граница с Шотландией], "College Valley Hunt" и "When Fortune Turns The Wheel". Они не знали "College Valley Hunt".
В тот раз ты играл на концертине?
Нет. Кажется, Альф им подыгрывал, я не знаю. Но я слышал, как он играет на пластинках и подумал: это то, что мне нужно. В сущности, я стал играть на концертине потому что услышал как играет Альф. Он аккомпанировал МакКоллу и Ллойду, в основном импровизируя прямо на ходу. Примерно тогда же я организовал фолк-клуб вместе с Johnny Handle - "The Folk Song & Ballad" в Newcastle - он открылся в 1958-м году в месте под названием "Barret's Bridge Hotel", которое все называли "Sink" и со временем переехал в "Bridge Inn".
Так что ты знал, как играет Альф?
Не то, как он играл обычно. Альф родом из семьи музыкантов; актеров в цирке и мюзик-холлах. Они были акробатами и на инструментах играли. Когда я его встретил, он уже не играл с оркестрами, но в свое время он играл с одним из британских биг-бэндов, его инструментом был тромбон. Он на нем большую часть жизни проиграл. Когда я его встретил, он играл на концертине, но зарабатывал на жизнь в основном транскрибируя музыку. Он был одним из лучших в этом. Он мог расшифровать музыку со слуха быстрее чем ты напишешь письмо.
А для тебя он это делал?
Да, у меня еще кое-что из этого сохранилось.
Как у тебя оказалась его концертина?
Потому что я встретил его на Radio Ballads [
серия музыкальных радиопередач] - МакКолл и Ллойд всегда обращались к нему. Я думаю, это было в 1959-м, когда я вернулся, выкупил свою концертину и начал учиться играть. Может даже раньше. Первая Radio Ballad, которую я записал с МакКоллом была "The Song Of The Road" в 1959-м году. Она была о строительстве дороги M-1 [скоростное шоссе в Англии], которая была инженерным шедевром по любым стандартам. Он спросил, хочу ли я принять участие в записи. Что мне было отвечать? МакКолл и Ллойд были британской фолк-сценой, в сущности, по крайней мере если говорить о традиционной музыке. Они были всем и вся, движущей силой, которая вернула фолк-музыку английскому рабочему классу [ха-ха-ха!] в некотором смысле. Они работали с Charley Parker'ом и Alan'ом Lomax'ом и другими с британского радио с начала 50-х, может даже с 48-го.
Так что, когда я приехал работать над "The Song Of The Road" - это то что вернуло меня к концертине, потому что, когда я вернулся, я выкупил инструмент и начал играть. В 61-м, два года спустя, я снова приехал, потому что МакКолл спросил меня, хочу ли я записывать с ними "The Big Hewer" [Тоже Radio Ballad - о шахтерах], так как я мог познакомить его с такими людьми как Jack Elliott, Johnny Handle, шахтерами, которых он мог записать, разговаривая с ними об их шахтерском опыте. Я знал этих людей; они были моими соседями, я с ними пел. Когда МакКолл и Чарли Паркер решили сделать программу о шахтерах - они приехали в Newcastle, и я был единственным, с кем они были знакомы. Они пришли, постучали в дверь и спросили, кого ты знаешь? Я отвел их сначала к Джонни Хэндлу, а потом к Джеку Элиоту. Это были для них потрясающие источники информации, они и песен много знали.
Как бы там ни было, они спросили меня, хочу ли я петь и я стал частью группы людей, которые записывали "The Big Hewer". Alf тоже там был, и у меня была моя маленькая концертина "Lachenal", и я попросил Альфа подыскать мне хороший инструмент. Через несколько месяцев он сказал, что у него есть несколько концертин, которые он хочет продать. Одна из них была "Lachenal Edeophone" с янтарными кнопками и с такими, навроде черепаховых, краями.
Меня эти инструменты никогда не впечатляли
Это был прекрасный инструмент, с приятным звуком; а другой концертиной была совсем новая "Wheatstone", сделанная осенью 61-го. Он ее купил за 60 фунтов, но вообще их продавали за 100 плюс НДС, т.е. где-то 130 фунтов в результате. Они ему продали за полцены, потому что годом раньше он выпустил для них учебник "Wheatstone". Так что это было вознаграждение - инструмент за полцены. Это была последняя хорошая концертина, когда-либо сделанная Harry Minting'ом. Она была "эолийская". Компания разорилась в периоде между этим инструментом и следующей эолийской концертиной, которую, я думаю, они сделали для Peggy Seeger. Та и наполовину не была так хороша - расплывчатый звук.
Peggy хорошо играла
Очень хорошо играла. Ее учил Альф. Альф меня не учил, потому что я жил в Ньюкасле. Он дал мне несколько упражнений и показал, как правильно держать эту штуку.
[...]
Можешь ли ты сказать, что он был твоим наставником?
На концертине? Нет. У меня не было настоящего учителя, я сам нашел свой собственный стиль игры.
Когда он умер?
Я думаю, он может быть еще жив. Он был жив пару лет назад, у него была болезнь Паркинсона. Может быть, он уже умер, я не знаю. Надо разузнать. Но он долгое время не играл. Это стало слишком трудно [Прим. ред.: Alf Edwards умер несколько лет назад; его смерть осталась почти незамеченной в фолк-сообществе. Последним его навещал Arthur "Десять пальцев" Clements].