на стыке эпох

Jul 04, 2012 20:13

В 2005 году я начала проводить магистерское исследование на тему «Новая одинокая женщина в постсоветской Беларуси». Меня интересовало, почему растет число женщин моего возраста и социальной группы, которые никогда не были замужем.

Сначала я изучала историю семьи и социальные условия, влияющие на брачное поведение. Сейчас меня больше интересуют вызовы, с которыми сталкиваются современные образованные горожанки, исповедующие ценность личного выбора, но живущие в обществе, где действует старая мораль. Женщина сегодня с одной стороны может быть финансово независимой бизнесвумен, а с другой, ей все еще повсеместно предписываются нормы поведения в частной сфере, которые уже не соответствуют новым реалиям.

Наша социальная среда очень однородна. Тут все друг на друга похожи. Мы не видим каждый день на улицах, каких угодно людей, нам трудно себе представить, что люди бывают разные и эти разности не хуже и не лучше одна другой. Если все похожи, а непохожих мало и у них нет голоса в публичном пространстве, альтернативные идеи манифестировать некому.

Женщины старшего поколения относятся с недоверием и подозрительностью к более молодым женщинам, которые ищут разные стили жизни, экспериментируют и приспосабливаются на свой лад к новым условиям. Например, если женщина заявляет, что она хочет сама выбирать, выходить ли ей замуж и рожать ли ей детей, у нас это все еще воспримется, как угроза существующему порядку. Словно «новые» женщины, отвечая на современные вызовы, обесценивают опыт старшего поколения. Но никто из нас не живет никому «назло». Просто условия жизни меняются, а с ними и идеи о том, что еще можно делать со своей жизнью.

В советском обществе моральным ориентиром была идея о том, что коллективное выше частного, личная жизнь должна быть подчинена общему благоденствию. Не все и не всегда этому следовали. Но доминирующая идея все же оказывала влияние на персональные выборы, которые делали люди. После перестройки мы узнали, что есть и другие идеи. С Запада пришла новая мораль. Сегодня мы все стремимся к личному успеху, который описывается через профессиональные достижения и финансовое благополучие. Сегодня частное - наш новый идеал.

Однако до нас дошли не все интригующие идеи. Например, в наших реалиях не приживается женская солидарность. Мы не готовы объединяться по принципу общих забот и вместе решать существующие проблемы. Мы еще не очень хорошо научились критически осмыслять свой опыт и не обесценивать опыт других людей. Без этого трудно двигаться в направлении общества, где уважается личность и ее выбор.

Мы уже поняли, что можно реализовываться не только в браке и материнстве. И готовы возглавлять корпорации наравне с мужчинами. И нам не нравится слышать оскорбления, вроде: «баба за рулем». Мы уже знаем, что пол тут не при чем. Но все еще верим в Прекрасного Принца, который придет и молча починит все, что сломалось. И не очень хотим платить за себя в ресторане - «но я же женщина».

Исследователи гендерных отношений говорят, что феминизм, как и другие социальные движения, преобразующие структуру общества, возможен тогда, когда общество разнородно. Когда всюду полно людей, которые чувствуют себя «другими» по сравнению со «стандартным» большинством. Разные «другие» начинают объединяться и бороться за свои права. Так строится общество, где одна группа людей не может постоянно определять, что будет считаться правильным, а что нет. В условиях глобального капитализма уважается право быть кем угодно, и всегда можно найти единомышленников. Важно только соблюдать главную «заповедь» - зарабатывать и тратить как можно больше.

Мы пока не очень верим, что можем позволить себе быть такими, какими хотим. Стараемся соответствовать стандартам. И скорее станем порицать и высмеивать смельчака или храбрую женщину, чем присоединимся к ним, чтобы отстаивать право на самоопределение. Мы просто пока не знаем, как это делается и вообще, какой в этом прок. Мы лучше будем обвинять себя и улучшать, чем признаем, что правильные уже - без всякой «чинки».

Лично для меня феминизм состоит в том, чтобы не проходить мимо, если я вижу, что кто-то пытается обесценивать мой или чужой опыт или норовит определять, как мне нужно жить. Отстаивать авторство своей жизни страшно и трудно и неудобно. Это означает всякий раз делать свой опыт видимым, выдерживать не всегда оправданную агрессию, терпеливо раскрывать свои ценности. Но такова цена права решать самой, что для меня хорошо. И я согласна ее платить.

Нам сложно понять, о каких таких проблемах толкует западный феминизм. Мы живем и, как в том анекдоте, думаем, что так и надо. Например, мы пока не понимаем, что трехлетний декретный отпуск - это не оплачиваемое благо, а способ потерять профессию при нынешних темпах жизни. Нам еще трудно признать, что дети нужны не только женщинам. А если так, то стирать, кормить, мыть и «сидеть» с ними хорошо бы и отцам.

Но мы не можем обвинять наших мужчин в черствости. Им с детства говорят, что эмоции - это женская сфера. А настоящий мужчина холоден и решителен. Как с такими качествами подойти к младенцу? Наши мужчины, как и мы, стараются быть хорошими и правильными. «Новым» мужчинам, готовым к равноправному партнёрству неоткуда взяться. Быть «мужиком» у нас - это все еще «не вникать в женские глупости». Женщины не готовы отказаться от привилегии считаться «слабым» полом. Нужно ли равенство мужчинам, если они при существующем порядке и так «равнее»?

Какие-то изменения все-таки происходят и с нами. С начала моего исследования прошло несколько лет, и я заметила, что наша пресса стала более корректна. Все больше появляется статей, предлагающих альтернативный взгляд на жизнь женщины. И это не обязательно женские издания. В начале 2000-х любой сценарий, выходящий за узкие рамки представлений о норме, подвергался жестким нападкам. Я помню статьи, где всех людей, не ставшими родителями к 30 годам, называли «чайлд-фри» и «вырожденцами», выступающими против всего человечества. «Одиночность» всего 10 лет назад считалась расстройством психики.

Сегодня почти половина взрослого населения планеты не состоит в браке. Как говорится, институт семьи дело хорошее, но кому охота жить в институте? Мы уже почти признали - главное, чтобы человеку было хорошо. И заметили, что штамп в паспорте на счастье влияет по-разному.

Мы уже выучили, что среди нас есть люди, которые откладывают опыт родительства «до лучших времен». А есть те, кто рассматривает разные варианты: репродуктивные технологии, забота о приемных детях - все хорошо, если речь о любви. Есть те, кто не могут стать родителями, а есть те, кто еще не определились. И у каждого и каждой есть свои причины выбирать то, что они выбирают. Не каждая женщина готова быть бездетной, если у нее нет мужа. Но и не каждая хочет рожать «от первого встречного». Самое неконструктивное - это обвинять и рассуждать, «как надо».

Но разрешить женщине не хотеть становиться матерью мы пока не готовы. Для нас это слишком смелая идея. «А что она тогда будет делать со своей жизнью?» - задаемся мы вопросом, не представляя, что жизнь за пределами семьи и работы существует.

Заметно изменилось отношение женщин к самим себе. Пять лет назад мне в интервью многие незамужние современницы жаловались, что не видят смысла жизни без семьи и чувствуют себя изолированными со своими нетипичными проблемами. Сегодня все больше «одиночек» говорят, что научились организовывать свою жизнь так, чтобы чувствовать себя нужными, полезными и удовлетворенными. Я все больше слышу о том, что женщинам нужно время и пространство, чтобы заботиться о себе, все больше соотечественниц хотят реализовываться в самых разных сферах жизни.

По моим наблюдениям, если женщина вкусила финансовой независимости, ей уже невозможно сказать, что она неправильно живет. Она сама себе субъект и сама про себя знает лучше других. Я очень хочу, чтобы уверенных в себе, довольных жизнью женщин, способных влиять на свою судьбу, становилось больше. И чтобы мужчины тоже больше ценили себя и заботились о себе.
(с) antusha специально для ЖЖ
p.s. что касается меня лично, от феминизма мне близко лишь стремление самореализовываться и созидать. все остальное пока красиво лишь в теории, но тяжело реализуемо на практике. особенно для эгоцентричных эгоисток
Previous post Next post
Up