Две дамы в интерьере

Jan 24, 2009 20:34

Как-то я начала писать о каталоге Государственного исторического музея "Красота повседневности" [1]. И обратила внимание на панно "Дама с книгой в кресле". Россия. Вторая половина XVIII в. (Стеклярус, бисер. Вышивка по холсту, масло).



Довольно типичное для XVIII в. произведение не обратило бы на себя внимание, если бы я прежде уже не видела нечто подобное.



А это панно, находится в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
И обозначено в каталоге как панно декоративное "Дама в интерьере" ( Холст, бисер, стеклярус, масло, вышивка. Вторая половина XVIII в. 53,0 х 36,0 см [2]).

О нем в каталоге кратко говорится: "Единственная из сохранившихся бисерных работ старого собрания - это декоративное панно «Дама в интерьере». Работа выполнена в характерной для второй половины XVIII века манере шитья в прикреп по холсту стеклярусом и бисером. На перламутровом фоне изображены предметы и дама, лицо и руки выписаны масляной краской. В коллекции эта работа занимает особое место, она является единственной бисерной вышивкой XVIII века" [2: 3].

Уже при первом взгляде становится очевидным сходство этих двух произведений, которые словно являются частью одного целого. Об этом говорит прежде всего характер основы, на которую нанесена вышивка. Видна часть обрамления, которое, возможно, крепилось к раме. А правая и соответственно левые части панно резко обрываются. Причем не заметны следы обрезания. Скорее всего в этих местах панно крепились к другим вышивкам, на которых сюжет продолжался.

Однако эти панно не составляют цельное полотно: видны различия в интерьере (цвет пола, рамы и двери и т.п.).
Несомненно, что обе вышивки служили украшением одного интерьера и, вероятно, представляли собой часть большого панно, или, учитывая размеры - фриза). Несомненно и то, что оба панно были созданы в одной мастерской.

Эти выводы подтвердились, когда в альбоме "Бисер и стеклярус в России" я обнаружила краткое упоминание, о находящихся в коллекции ГИМ бисерных панно, выполненных в технике шитья в прикреп. "Во всех вышивках использованы одинаковые материалы и приемы работы: фоны покрыты вертикально расположенными низками бесцветного стекляруса в форме удлиненных трубочек, контуры предметов и фигур людей оттенены темным бисером, лица и руки персонажей расписаны масляной краской. Заметно, что мастерицы не всегда справлялись с передачей сложных движений и ракурсов. И интерьеры и изображения даны схематично, крупными массами одного цвета. Все изображения даны плоскостно, без попытки передать светотеневые различия" [3: 44].
И хотя в альбоме не приведены иллюстрации совершенно очевидно, что имеется в виду первое панно и другое, близкое к нему произведение из коллекции ГИМ.

Очевидно, что панно "Дама в интерьере" из собрания музея истории Санкт-Петербурга является еще одной частью крупного бисерного фриза, выполненного под явным воздействием русского народного и культового искусства и украшавшего некогда интерьер помещичьей усадьбы. К сожалению, мы не знаем судьбу этого произведения, части которого оказались в двух разных городах.

Литература.
1. Красота повседневности. - Каталог. Государственный исторический музей (Москва). М., 2006. 112 с.
2. Магия бисера. Каталог выставки. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. СПб., 2001. 60 с.
3.Моисеенко Е.Ю., Фалеева В.А. Бисер и стеклярус в России. XVIII в - начала ХХвека. Л., 1990. 256 с.

история одной вещи, музей

Previous post Next post
Up