Особая спец-мечеть.

Feb 23, 2010 22:56


"Есть в Дамаске мечеть, подобной которой нет во всём мире..."
Аль-Идриси, 1154


Настало время для давно обещанной демонстрации одного из объектов культуры.
Обычно мечети не вызывают у меня никакого интереса, но эта - очевидное исключение.
Итак, Большая мечеть Дамаска, она же - мечеть Омейядов.

Вообще, должен предупредить, что она производит огромное впечатление при первом посещении и намного меньшее - при последующих. Так что если планируете туда попасть - лучше не смотрите. Ж.)





Место, на котором стоит мечеть, стало культовым достаточно давно. Не скажу, что там было, когда египтяне разбирались с хеттами, но потом арамеи именно здесь поставили святилище Хадада. Святилище вышло довольно неплохим, оно даже попало в Малоизвестную книжку™. Парменион немедленно переименовал Хадада в Зевса, а после Помпей исправил Зевса на Юпитера. Септимий Север, когда приводил Империю в порядок после гражданской войны, не оставил своим взором и Дамаск: храм попал под имперскую программу общественных работ и был отреставрирован и приведён в порядок, в соответствии со стандартами. В то время храм занимал большую площадь, чем мечеть сейчас - теменос, как полагается был окружён периболосом, следы которого и сейчас можно отыскать на окрестных улицах. Предполагается, что Феодосий приказал разобрать теменос и собрать базилику Святого Захария. Мусульмане, правда, утверждают, что базилику строили после, уже при них, и что, дескать, она сразу была базиликой Иоанна Крестителя, но что-то мне в это совсем слабо верится.



План. Север сверху.

В итоге, халиф аль-Валид ибн Абд аль-Малик, который был известным любителем архитектуры, почти сразу после восшествия на престол приказал начать проектные работы прикинуть, как бы построить в Дамаске спец-мечеть. В 708 году началось строительство, продолжавшееся до 714. Нас уверяют, что на строительство был потрачен харадж (государственный поземельный налог) халифата за семь лет, однако, аль-Идриси сообщает, что - на самом деле - мечеть обошлась аль-Валиду в харадж за два успешных года. Два - это, конечно, совсем не мало, но, согласитесь, далеко не семь.



Западный вход снаружи. Баб-аль-Барид - Почтовые врата.
18 пилястров скрадывают давящий эффект массивной каменной кладки.

Ровная серая панель с зубчиками - следы турецкой "реставрации".



Западная стеня, Баб-аль-Барид, Минарет Кайтбея. Те же 18 пилястров - вид сбоку.
Минарет Кайтбея - он же Западный минарет, он же минарет Мухаммеда. Самый новый минарет, октагональный египетский стиль, что неудивительно - построен в 1488 году, после пожара, на старом основании, султаном Кайт-беем.

Ну, египетским султаном был Аль-Ашраф Кайт-бей. Ж.)



Минарет аль-Арус, он же минарет Невесты.
Девятый век, выше крыши надстроен в конце двенадцатого. Насколько я понимаю, первый квадратный минарет, от которого и пошли все минареты Магриба. Есть мнение, что под ним просто античный квадратный фундамент, поэтому он и получился таким квадратным. А люди потом мучаются, почему половина минаретов круглые восьмиугольные, а половина - квадратные!

Так же обратите внимание на совершенно ромейские подковообразные арки.



Внутренний двор изначально целиком был покрыт мозаикой. Это примерно 122×50 метров. В XI веке его покрыли каменной и керамической плиткой, которую в конце XIX века сменил белый мрамор, который мы наблюдаем и поныне.

Павильончик XVIII-XIX века стоящий на восьми ромейских колоннах с разными капителями - это Часовой купол. До 1958 года там располагалась коллекция часов. Часов уже полвека, как нет, а название прижилось.

По всему периметру двора идёт двойная аркада, опирающаяся на смесь из 47 пилонов и колонн. При постройке была использована схема "колонна-колонна-пилон, колонна-колонна-пилон", но за долгие века на северной стороне колонны поменяли на более прочные пилоны. То, что пилоны разные, хорошо видно на предыдущей фотографии с минаретом Невесты.



Я думаю, вот так - понятно, почему эта мечеть - исключение. Стоит только посмотреть на фасад трансепта, состоящий из трёх арок, на которые опираются три меньшие арки, обрамлённые высоким сводом, чтобы понять, кто его делал. Даже если бы и не было этой мозаики, которая, лучше чем подпись, говорит - Рим, а подразумевает - Константинополь.

Фонтан для омовений малоинтересен, павильон для него - вообще совершенно новый.

Кстати, деревянных ширм в фасаде мечети при постройке не было. Молельный зал отделялся от двора только открытой аркадой.



Мозаика, кроме тёмных пятен, восстановлена в конце 60-х, в результате реставрации по-арабски™. То есть то, что мы видим сейчас, это в прямом смысле - жалкие остатки былого величия.



Немножко крупным планом.
Представите себе, какая она была: яркие краски, золото блестит на солнце, так, что слепит глаза...



Кстати, я наконец-то увидел живьём золотую мозаику, которая блестит на солнце так, что на самом деле невозможно смотреть.
Камера, конечно, уравняла диапазон яркостей, но представить эффект, думаю, можно.



Куббат аль-Хазна. Сокровищница мечети, как понятно из арабского названия.
Небольшое октагональное здание, стоящее на восьми же колоннах с коринфскими капителями. Колонны явно достались в наследство от какого-то античного храма. Стоит на них для предотвращения посягательств злоумышленников на содержимое. Мозаика, видимо, наследство XIII, или XIV века, когда Казну реставрировали.

Позади Казны, за аркадой видна мозаика внутренней стены западного портика, иначе называемая "панно Барады", про имени реки. Что называется, попробуйте сфотографировать.



Казна с другой стороны.
Слева виден минарет Иисуса. Есть легенда, что во время Второго Пришествия Иисус ступит с Неба на верхушку этого минарета. Поэтому туда каждый день, на всякий случай, кладут новый коврик.



Войдя в мечеть через Баб-аль-Барид (Почтовые врата - в центре), вы попадаете в вестюбюль, сохранивший множество деталей времён постройки мечети. Правда, расписной потолок - это реставрационный новодел, где-то от XV века, но зато он опирается на настоящую ромейскую аркаду.



А верхние части стен - в том числе и над дверным порталом - всё ещё несут на себе самые ранние мозаики, исполненные ромейскими мастерами.



После такого молельный зал выглядит довольно скучно.
Зелёненькое в центре - это мавзолей, где якобы лежит голова Иоанна Крестителя, найденная при строительстве.



Здесь меня больше интересовали мраморные украшения, да новодельные витражи.
Но внизу, в центре, виден самый первый михраб, построенный в виде ниши. Ну, если кому интересно.

Меня это не слишком заинтересовало, и я ушёл обратно во двор.



Возле ворот своит неизвестная телега. Тоже, наверное, вещь из легенды. Ж.)
Зато хорошо видна мраморная облицовка северной стены.



Во дворе хорошо - светит солнышко, отполированный сотнями тысяч ног мрамор отражает в себе фотографировательных арабских женщин, и надо всем этим свирепо курлычут злые голуби...



Ах, да. Чуть не забыл - панно Барады.
Такая небольшая мозаика, 37,5м × 7,3м размером. Расположена над мраморными панелями, на высоте 6,5 метров, прямо за аркадой.

Слегка починена при Бейбарсе (конец XIII века), обнаружена в 1929, восстановлена после 1963.
"Восстановлена после 1963", означает, что раньше было намного, намного лучше.



(по клику больше)

Другие части отчёта.

Сирия, отчёт, фото, 2008

Previous post Next post
Up