К вопросу об уровне школьного физического образования.

Aug 09, 2023 14:24

Прошла тут международная олимпиада школьников по физике. В Токио. Данные по российским участникам (выступавших без флага, но имеющих российское гражданство) увидел здесь. Вот они.

имя
место
баллы
школа

Вячеслав Бобков
10
40,8
школа № 1589, Москва

Роман Бурцев
18
39,1
«Физтех-лицей» им. ( Read more... )

Leave a comment

Comments 7

roman_rogalyov August 9 2023, 17:53:27 UTC
// Лично я не очень хорошо отношусь к олимпиадникам выше победителей областных олимпиад //
Хорошо бы статистику иметь по карьерным успехам победителей международных олимпиад. Возможно, открылось бы много интересного.

На малой статистике и при поверхностном взгляде - многие "перегорают" на первых курсах.

Reply

freddy_lj August 9 2023, 19:41:17 UTC
Ну. в теорфизике бывших олимпиадников топового уровня я вообще не видел. И даже не слышал о них. Тоже малая статистика.

Среди экспериментаторов есть Константин Новосёлов, который 2 раза ездил на Всесоюзную олимпиаду по физике и 1 раз по математике. Хотя в первую пятерку он ни разу не поднимался. Среди математиков больше всего известен Жак Адамар, опубликовавший первую работу в 19 лет, и который на национальной олимпиаде Франции оказался только вторым. Колмогоров вспоминал, с какой яростью престарелый уже Адамар вспоминал то унижение. Первое место на Международной олимпиаде по математике занимал Григорий Перельман (в 1982-м году, с максимальными баллами). Но для него то было естественным, он с 5 класса занимался в очень хорошем математическом кружке при местном Дворце пионеров.

Reply

roman_rogalyov August 10 2023, 08:26:42 UTC
//Колмогоров вспоминал, с какой яростью престарелый уже Адамар вспоминал то унижение.//

Не знал. Очень интересно, спасибо

Среди знакомых мне олимпиадников (6 человек) никто выдающихся успехов не достиг, а избежали расхолаживания на первых курсах с последующей учебно-научной деградацией всего лишь двое.

Reply


randomisator August 9 2023, 19:22:35 UTC
Пункт 4 не в тему. Победа в международных олимпиадах, как и в любых спортивных соревнованиях, невозможна без комбинации таланта И специальных тренировок. Самый талантливый школьник без знания стандартных приёмов просто не успеет придумать подход к решению задачи за отведённое время. Рассчитывать на это - всё равно, что рассчитывать, что талантливый шахматист должен побеждать на турнирах, не изучая дебюты.
С этим же связан и пункт 3. По сравнению с Россией, в Китае гораздо более длительные и сложные сборы (фактически, участники китайской сборной перестают учиться в школе и только готовятся к олимпиаде), что гарантирует более высокое место китайца по сравнению с россиянином со сравнимым уровнем таланта.

Reply

freddy_lj August 9 2023, 20:08:55 UTC
Разве это хорошо?

Школьники - это не спортивные профессионалы, заканчивающие карьеру в 17 лет. Это дети, у которых впереди еще долгий путь по предварительно выбранной специальности. Развитие таланта и набор навыков - процесс долгий, обычно решается созданием хороших спокойных условий обучения по месту жительства. Т.е. можно иметь широкую сеть хороших школ и бесплатных кружков, выбирая затем для соревнований некоторое количество ранних подходящих талантов, в целом с пользой для них, а можно заниматься людоедством на узкой базе, исключительно для отчетности.

Reply

randomisator August 10 2023, 13:33:02 UTC
Так широкая сеть хороших школ и кружков вполне себе существует. И дети там спокойно развиваются. Но именно по этой причине они никогда в жизни не возьмут золотую медаль на международной олимпиаде, даже если их туда привезти.
Тогда уж надо сразу говорить, что 5 золотых медалей на международной олимпиаде - это плохо, ибо это 5 загубленных подготовкой к олимпиаде талантов. Реально даже больше, так как уже уровень всероссийской олимпиады требует уникальной специализированной подготовки и любой её призер гарантированно несколько лет проходил такую подготовку в своём регионе. Тренировочные сборы к международной олимпиаде - это уже шлифовка деталей, база закладывается гораздо раньше.

Reply

freddy_lj August 10 2023, 14:19:26 UTC
Ну, мне говорили другое. Якобы там очень плохо со средним образованием, особенно в континентальном Китае. Школа - это чудовищно инерционный институт, требующий десятилетия для становления. Например, хороший школьный учебник требует для написания не менее 20 лет. По крайней мере нужен учитель математики с математической культурой (хорошие учителя физики встречаются еще реже, так что тут уж все зависит от опыта самого школьника). Китайцы хорошо вкладываются в школу, но чтобы сегодняшний первоклассник стал восьмиклассником, нужно 7 лет ( ... )

Reply


Leave a comment

Up