Развод по-американски

Sep 08, 2008 09:46

Америка противоречива. При отсутствии культуры она снимает хорошее кино. При отсутвии всякого присутствия она из говна может сделать мармелад. Цель оправдывает средства и накласть. Поддавшись всеобщей истерии по поводу Тёмного рыцаря, отрыл я экранку более-менее хорошего качества в интернете и принялся поглощать мегабайты на свой "поплютор". И ещё на это дело присогласил отца, заинтриговав его тем, что Леджер переиграл Николсона. Хотя моего отца фиг чем заинтригуешь, смотреть он не отказался.
Забавно, я никогда прежде не видел фильма, который невольно рассказывает про то, что творится вокруг него. Чуть позже попробую объяснить.
Бэтмен - это комикс. Даже Бонду в наши дни успели сделать комиксоидное лицо. Хотя Казино Рояль честно попытались "осерьёзнить". Нолан же попытался замаскировать картонность Бэтмана. Получилось неплохо. У Нолана хорошее, я бы сказал, звериное чутье. Как умудриться пригласить на роль Джокера 28-летнего Хита Леджера - только ему, Нолану, это и известно. А Леджер не будь дураком, взял да и отказался от роли в фильме "Австралия". Потому, что в жизни каждого хорошего актера встречает почти всегда вопрос "Готов ли ты играть великую роль один раз в жизни с некоторыми возможными негативными для себя последствиями или ты будешь всю жизнь играть во второсортных проходных b-movie". А последствий ведь может быть несколько. Леджер, например, принялся готовиться к этой роли всерьёз. Он запирается в своём номере отеля и начинает вживаться в образ. Он ведёт дневник Джокера, мыслит, как он, думает, как он, изменяет голос. Николсон сыграл 20 лет назад картинного злодея. И его местами невпопадные кривляния можно было списать на законы жанра. Леджеру надо было сыграть законченного психопата и маньяка. Да ещё и в гриме. И вот на фоне всей этой ситуёвины он переживает разрыв со своей возлюбленной. Бог его там знает, что послужило причиной - роль ли, депрессия ли, звёзды ли сошлись некстати - но Леджера обнаруживают мёртвым в номере отеля. Передозировка. А Нолан ТУТ ЖЕ заявляет:"Все планируемые эпизоды с Леджером мы успели отснять". Каков хитрец! Тут же интерес к фильму взлетает на Эверест. Билеты покупаются за 2 месяца до премьеры, и понеслась.
История знает много актеров, для кого съемки в том или ином фильме изменили жизнь. Навскидку могу вспомнить Брендона Ли, трагически погибшего на съёмках "Ворона", у которого кстати грим был идентичен леджеровскому, и печально известного Майкла Джея Фокса, который 2 месяца не высыпался и работал на износ, чтобы отсняться в "Назад в будущее". "Я сыграю в картине, чего бы мне это не стоило",-сказал он тогда. Скорее всего, именно это и стоило ему болезни Паркинсона, и как результат отчасти забвения. Великие актеры могут столкнуться ещё и со штампом - сыграть одну роль и так из неё никогда и не выйти. Вот Шварц, например - это Терминатор. А по-настоящему гениальных актеров, к которым не приклеились ярлыки - их по пальцам пересчитать. И ведь Николсон- да-да, и он ведь штампованно играет. А Леджер всего этого не побоялся. И сыграл великолепно.

О чём там новый Бэтмен? После всех пертурбаций нашему антифантомасу на пару с полицией почти удаётся засадить всех мафиози за решётку. Однако, вот незадача - вдруг откуда ни возьмись появляется Джокер - маньяк-психопат-садист, по сравнению с которым мафия выглядит "мальчиками с пестиками". Джокер хитёр - пытаясь поднять волну преступности за счёт уголовников, дальше он бросает вызов Бэтмену. Но Брюс Уэйн маску собирать не собирается. Более того, его всё это супергеройство уже затрахало, и он, собираясь сложить с себя полномочия, хочет переложить свои права и обязанности раздавать законных трынделей окружному прокурору Денту. А Джокер не унимается и заявляет, что если Бэтмен не явит себя народу без грима, он начнёт уменьшать население Готэма. И тут Дент, подхватив эстафету благородства, объявляет себя Бэтменом. Когда Дента везут под конвоем, на него нападает Джокер. Тут уже настоящий Бэтмен не может не вылезти из своего ультратехнологичного бункера и не засадить Джокеру в табло. Джокер за решёткой, Дент - национальный герой, Бэтмен спокойно идёт на пенсию. Ан нет, хрена лысого! Всё из-за женщин. Уэйна и Дента объединяет ещё и любовь к одной девушке. Которую сообщники Джокера похищают. Девушка мертва, у Дента поллица сгорело, а Джокер сбёг. Город в хаосе, людей вывозят на 2 паромах. У Джокера и здесь всё схвачено - он заставляет людей сыграть в русскую рулетку:"Взрывайте 2-й паром. Если вы это сделаете, я помилую ваш паром. Если никто никого не взорвёт, я взорву оба парома". А сам тем временем берёт за грудки Бэтмена и шепчет: "Смотри, вот те люди, за спокойствие которых ты борешься, следи за паромами". И всё бы было по местам, если бы кто-то на корабле нажал кнопку. Ну это же американцы, право слово! Ещё со времён "12 разгневанных мужчин" мы знаем, что сказавший "казнить", через час будет слёзно просить помиловать. Да и преступники у них там, можно подумать - монахи и монашенки, сидящие за решёткой только из-за ошибки и несправедливости. Так или иначе, никто и никого не взрывает. Бэтмен даёт по щам офигевшему от такого поворота событий Джокеру и говорит ему напоследок:"Ты ошибся, в этом городе ещё не всё так скверно". Сказочке вроде бы и конец-опять мимо! Дент из-за угла кричит,-"За бабу ответите!",-и бежит убивать всех, кто подвернётся под руку, без суда и следствия. Светлый рыцарь переходит грань добра и зла. Бэтмену ничего не остаётся, как убить Дента, спасая друга-полисмена Гордона. Гордон вопрошает:"А как же 5 трупов на счету Дента? Из кого теперь делать героя?". Бэтмен находит соломоново решение:"Из него и делай. Он-спаситель. А я его вогнал в могилу. И меня секи, дружище. Гноби. Преследуй и стреляй". Поняв, что нового героя так просто не отыскать, Бэтмен, жертвуя собой, реабилитирует Дента, а сам пускается в бега...Готэм заслуживает Темного рыцаря...

В начале фильма банкир говорит Джокеру и зрителям: "Раньше у мафии были законы, честь и правила. А ты? Что есть у тебя?". А Бэтмену задают встречный вопрос его подражатели: "Что отличает тебя от нас? Почему ты имеешь право действовать, а мы нет?". Возникает вопрос-может ли законно борющийся с гадами герой действовать по правилам, если гады эти правил вообще не знают? 20 лет назад Бертон бы дал положительный ответ на вопрос. Нолан говорит "нет". Бэтман сам же себе и отвечает:"Либо ты умираешь героем, либо живёшь, превращаясь в мерзавца".Дент вершит самосуд, а Бэтмен, чтобы остановить Джокера, через специальную систему вторгается в мобильники всех жителей Готэма. "Не по правилам играете, барин, ухожу я от вас",-говорит слуга. Нарушено право на частную жизнь, а что делать? Хотите спать спокойно-надо чем-то жертвовать. И нет границ дозволенности, когда речь идёт о государственной безопасности. Кому, как не американцам, хлопать в ответ на эти мысли. Нам, в принципе, тоже положено, но вот лично я, памятуя, какое кино снимали раньше у нас и у них, от оваций воздерживаюсь.
Действие вокруг фильма напоминает сам фильм. Кассовые сборы - лучшие за всю историю, уступая Титанику и Звёздным войнам. Третье место на IMDB. Бэтмен пытается продвинуть в массы законного героя, а Голливуд пытается снять сильное и идеальное кино. Бэтмену ничего не удаётся, но он делает Дента искусственным героем. Нолану вместе с Голливудом удалось снять отличное кино. Но оно не великое. Псевдовеликим его сделал пиар и лично Хит Леджер, который за это заплатил жизнью. Если бы не он, шума было бы на копейку. Поэтому, в заключении хочется сказать:"Академики! Боже вас всех упаси не дать Леджеру Оскара! Кощунством будет ваш отказ! Хотя в таком случае вы лишь циннично согласитесь с Маккиавелли, который сказал, что цель оправдывает средства". Вот ведь интересно - дадут Оскара-"не взорвут паром".Не дадут - не по-нолановски это будет...

фильм, рецензия

Previous post Next post
Up