Груз200. С запозданием. Нервных просим удалиться

Jul 21, 2008 10:11

Достаточно много времени прошло с тех пор, как я посмотрел фильм. Самые пиковые эмоции и мысли проявляются сразу после просмотра, так что сейчас наверное я упущу кое что, но оно и к лучшему. Эмоции от таких видеорядов стоит поскорее забыть, а вот мораль оставить. Невольно мысль к этому фильму начал вести в своей вступительной речи Александр Гордон. "Уведите детей, исключите стариков и...уйдите САМИ от телевизора". В этой картине я проследил для себя основную мысль человеческого безразличия. Не буду здесь в даваться в перепетии сюжета, он стереотипен. Всегда важнее, что лежит под обложкой. Центральный персонаж милиционера для европейцев должен вроде как быть утопичным-подите ж, их уже начинает воротить от отрезанной головы в Молчании ягнят. А нам, прожженым цинникам, выросшим на чернухе так и хочется достать из закромов обветшалых хрущовок парочку доморощенных Чикатил, взмахнуть ими в воздухе, и когда мерзкие аристократишки схватятся за свои сердца в предынфарктной аритмии (да простят меня медики за возможную неточность), беспечно отбросить их подальше в загаженные тюрьмы, и причмокивая от бабынюриных семечек, протянуть: "Да у нас ещё и не такие персонажи имеются!". Фильм представляет нам НАИАБСОЛЮТНЕЙШЕЕ зло. Какая там Ведьма из Блэр с её псевдоприсутствием!!! Где уж тут Ганнибал Лектор, он хоть сколько-нибудь, но был гуманистом. Всё тут в балабановской хронике по нарастающей. Сначала нам предстаёт убогий, зализанный мужик, вроде в кризисном возрасте (не смертельном, а среднем, имеется ввиду). Потом оказывается, что он ещё и маньяк. Причём не просто такой киношный, голливудский. Реальный, как будто в соседнем подъезде живёт. Да и ладно б, если бы насиловал - черта с два, он импотент (весь ужас этого факта понимается, если посмотрите фильм). А потом, зрителю откроется самое страшное - маньяк, он же ещё и блюститель порядка. И на фоне промышленных пейзажей, серой грязи, провинциальства, удушающей безысходности начинаешь понимать страшное. И страшно ведь не от душераздирающих кадров, шут с ними - изнасилование при разлагающихся трупах - и не такое видели. Сердце сжимается от того, что такого человека воспитала в себе эта (или та, кому как нравится) самая система. Строй. Время. Она взрастила его в себе, дала ему человеческий облик, но не наделила человечностью, состраданием. Его и животным в общем-то не назовёшь. Скорее, это продукт и итог человеческой деятельности. Помните наверное, как в сталинские времена были пятилетки. По итогам второй пятилетки построено то-то, выработано то-то, избавились от того-то. Но кому, на фиг, это интересно...Впечатлились, мои дорогие, от неприкрытого садизма и мрачных пейзажей в духе Тарковского! Рано за голову схватились..Посреди всего этого кошмара сидит мать вот этого деятеля. И ей совершенно не претят те вещи, которые творит её сын. Она представлена каким-то растением, сорняком. А профессор, ставший невольным свидетелем похищения - он ведь тоже в милицию не заявит. Он безразличен ко всему. Да и чего заявлять, когда милиция - это зло в лице маньяка. А маньяк - это милиция. Замкнутый круг, в общем. Тонкая грань форменного добра в лице закона и сокрытого зла. Нервный смех - причём я за собой такого пронзительного смеха раньше не замечал - раздался у меня тогда, когда женщина пришла убивать маньяка. И вот представьте себе - 3 трупа в комнате, прикованная и изможденная девушка, молящая об освобождении и женщина с каменным лицом и обрезом. Женщина разворачивается и молча уходит, а девушка остаётся лежать на кровати, прикованная. Мой мозг к тому времени уже отказался это понять, и я до сих пор обдумываю этот момент. И многое ещё предстоит осмыслить, ведь к этому наверное вернусь не раз. Многое в этом фильме непонятно. Но возникает один вопрос и одно утверждение. Стоит ли называть этот фильм искусством? Надо ли относить его к разряду великих и гениальных? Ведь как тонка грань здесь между постановкой и обычной хроникой тех лет. И нет вообще никакой грани времени, ведь смотря фильм, нельзя сказать, КОГДА всё происходит. Не от того, что не знаешь, а от того, что это всё универсально. Оно может и в 60-х происходить. Может и в 90-х. Может и сейчас...
А отсюда и утверждение, коим я свой местами нелогичный и малостилистичный рассказик подытожу.
Знаете, есть у меня бонусный диск Назад в будущее. Кто не знает, в фильме одно и то же место надо было показать в 3-х разных временах - 1955, 1985, 2015. И режиссер рассказывает:"Ну, чтобы показать наш городок Хилл Вэлли, надо было создать целый ряд декораций. Ведь где ж мы найдём такое место, чтобы менять его облик целых три раза, готовить, переснимать? Это просто нереально, для этих целей на полигоне мы построили наш городок, целиком из декораций". Да, в Америке снимать то, что происходило, скажем, даже каких-то 30 лет назад - это вообще трудоемкий процесс, потому как это уже история и изжиток прошлого. А у нас - да нет ничего проще! Отъедь от Москвы на те же 30 км - и нате, вот он план! Бумера снимали уже в 21-м веке, но скажите мне, если отбросить кусок металла БМВ, разве вы станете отрицать, что это могли быть 70-е или 80-е?! Годы идут, а ничего не изменилось. Выросли зеркальные небоскребы на Тверской, на Лубянке снуют туда-сюда немецкие авто с тонированными стёклами, страна интегрируется на запад, а в парках всё так же бегают маньяки. Начальники ГАИ всё-так же сбивают граждан на дорогах и уходят сухими. Всё сверкает, переливается, шумит, веселится. А за всем этим - стопки, тонны, моря, километры нищеты, хаоса, звероподобности, безразличия. Красив тортик на витринке, свеженький, с вишенкой, с изюмчиком, крем аппетитный. Только вот внутри отвратительный маргарин. И те, кто его не режет-никогда не узнают, что внутри. А кто-то ест каждый день - он уже привык. А этот кто-то - я и ты. Мы с тобой...

фильм, жизненное, рецензия

Previous post Next post
Up