Я подмечаю это чувство, когда просматриваю некоторые съемки.
Вот американский кикбоксер во время фестиваля единоборств. Он выходит бодр и свеж, припрыгивает и напевает песню, которая играет у него на подложке. Наверное, волнуется, наверное, азарт. А я смотрю на этот кадр и думаю, что через несколько минут он свалится в нокаут. И в этот момент во мне рождается странное чувство: не саспенс от просмотра триллера, когда герой лезет в очевидную западню, но смутное ощущение перемещения во времени. Словно смотришь сон, в котором ты задействован, но ничего не можешь изменить, и можешь только смотреть.
Или вот другой пример.
Я снимал танцевальный конкурс. Маленькая балерина страшно волнуется, заламывает руки и грызет ногти.
Она выступает первой и открывает весь конкурс. Ее вызывают, она выходит на сцену и начинает танцевать; за кулисами стоит ее мама и страшно ей гордится (на заднем плане, по центру, улыбается).
А я сидя за фотографиями уже знаю, что девочка упадет на середине номера. Не смертельно, но страшно обидно, и вздохнет вся кулиса. И снова это не саспенс, но какое-то напряжение или волнение. К сожалению, кадра, где она упала, у меня не будет, а фотографировать ее плачущую рядом с мамой было слишком неловко, поэтому это я просто помню.
А вот ощущение.. ощущение странное. Дело не в самой эмпатии, а в том, как она проходит ко мне через подобные фотодела, ведь раньше этого не было или я не мог это выделить; а теперь бывает - словно я дневник какой-то перечитываю и снова переживаю какие-то былые дела.