В ноябре, начитавшись Яны Франк, я решила, что мне нужно всерьез заняться перечитыванием любимых авторов и разбором того, за что же я (и не только я) их люблю.
И начала я со своей самой нежной и самой необъяснимой до недавнего времени любви к Джону Фаулзу. Я редко говорю о том, что "это книга, которую должен прочесть каждый" или что-то в этом духе, но вот Фаулз - как раз такой случай. Мне кажется, жизнь любого человека станет прекраснее, если он(а) познакомится с творчеством Джона Фаулза.
Итак, за зиму (и немного осени) я успела, во-первых, перечитать роман, с которого когда-то, примерно десять лет назад, и началась моя любовь к этому автору - "Любовница французского лейтенанта". Что интересно, в тот период своей жизни, когда я ее прочитала, мой английский был в разы хуже, чем сейчас, я даже не уверена, что понимала книгу так хорошо, как понимаю сейчас, но это была любовь с первых строк, и я с той поры стала называть Фаулза своим любимым писателем, хотя вторую книгу у него прочитала только лет через семь после первой. И это был "Волхв".
Также я успела прочитать сборник повестей "Башня из черного дерева" и его первый изданный роман "Коллекционер", плюс несколько коротких (до 10 страниц) статей о его творчестве. Я еще начала читать книгу "Форма и структура в романах Фаулза", и диссертацию (кажется) "Игра в бога в романах Фаулза", пока не дочитала. Зато я узнала, что концовку "Любовницы...", которая меня просто покорила, придумал не сам Фаулз, а его жена.
Что я хочу сказать - я полюбила автора еще больше, и вместо отзыва о книгах я вам сейчас просто расскажу, за что я его так люблю.
- невероятное стилистическое разнообразие. Если брать сборник "Башня из черного дерева", то в нём все повести написаны в разных стилях, разным языком, даже, можно сказать, в немного разных литературных традициях. Кроме того, каждая его книга, несмотря на то, что это безусловно по-прежнему Фаулз, становится каким-то новым миром, удивительным и заботливо созданным. И я уж молчу про том, что он написал целый роман о сексуальном (по сути) маньяке без единой сцены сексуального насилия в классическом понимании;
- постоянная игра с читателем, диалог с читателем. Произведения Фаулза не только нужны ему самому, но он также успел подумать и о том, кто будет их читать. Есть в этом что-то театральное - ведь какой театр без зрителя? - но при этом искреннее, с полным проживанием выбранной роли, будь то скучный обыватель Клегг или античный мудрец Кончис;
- наконец, близость тем. которые он поднимает - о том, что жизнь сложнее принятого и правильного, о том, что идя на сделки со своей душой, со своим импульсивным началом, мы можем случайно потерять эту самую душу, о роли искусства в нашей жизни и о том, как познать себя. Всё это очень важные темы, и даже когда он пишет историю, по сути, маньяка, он не вдается в тонкости маньяческой души (что я не люблю), а как раз и показывает, как лишенный полноценной жизни человек становится сухарем, калечащим жизни других - и всё это без лишних заламываний рук и драм.
Но это всё слова, конечно, они не передадут то ощущение блаженства, в какое меня приводят романы Джона Фаулза, и я обязательно и вернусь к "Волхву", и прочитаю остальные его романы, а если доберусь, то и дневники и письма, и всё-всё-всё.
Однако оказалось, что читать в таком режиме мне сложновато - устаю, поэтому на весну сделаю перерыв - буду читать новое и неизведанное. Хотя и те две начатые критические работы добью, конечно.