Замечательная книга. Созидательная такая.
Журналист Ватанен бросает к чертовой матери жену, работу и устремляется в финские леса с зайчонком в кармане. Back to nature.
Вот что думает журнал "Афиша" (июль 2006) во главе с Л. Данилкиным по поводу этого произведения:
Комедия про финна, переживающего кризис среднего возраста
Это тоже, как и соседняя книжка, роман про самоубийство, тоже «очаровательное» и тоже в некотором роде «в кругу друзей», - только самоубийство социальное. Журналист Ватанен, балансирующий на грани кризиса среднего возраста, бросает семью, дом, работу, берет на себя опекунство над раненным в дорожном происшествии зайцем - чтобы в его обществе побродяжничать по Финляндии. Классический персонаж road-story, он сталкивается с еще более эксцентричными типами, чем сам, попадает в разнообразные комические катавасии - и, судя по отсутствию прочих мотиваций, инстинктивно отыскивает нечто важное: смысл жизни, душу, волю, черт его знает.
Паасилинна - прирожденный рассказчик; и, по-видимому, секрет его повествовательного искусства состоит в той бесстрастной интонации, с которой он информирует о потоке курьезных происшествий и анекдотических случаев, в который с первой страницы погружается главный герой: то он тушит лесной пожар, то везет прихворнувшего косого в больницу, то принимает участие в военных учениях, то гонится за укусившим его в живот белым медведем по территории СССР. «Ватанен шествовал во главе процессии с теленком на спине, следом в тихой задумчивости брела корова, время от времени облизывая голову теленка, а в хвосте колонны шнырял заяц» - кажется, еще чуть-чуть - и островки здравого смысла в романе окончательно затопит абсурд, но Паасилинна артистически удерживается на сухой почве.
Так же как нельзя не заметить, что на фотопортретах Паасилинна удивительно похож на Донатаса Баниониса, трудно проигнорировать и тот очевидный факт, что своими сюжетами он напоминает об Андрее Куркове, тоже сочинителе романов про меланхоличных аутсайдеров, переживающих, можно догадаться, не только из-за личных проблем, но и болезненно относящихся к теме независимости небольшой страны, зажатой между двумя гигантами - агрессивной Россией и богатой Европой/НАТО. «Год зайца» (1975) - та матрица, по которой двадцать лет спустя, нельзя исключать, был отлит «Пикник на льду» - тоже история про Одинокого Мужчину со Странным Союзным Существом, по-видимому, символизирующим душу; только вместо зайца украинец будет тетешкаться с пингвином. И не прогадает - его возьмут на Ноев ковчег англо-американского рынка бестселлеров, а Паасилинну - нет. Хорошо, по крайней мере, что тридцать лет спустя за этим зайцем приплывет российский Мазай - издатель, то есть О.Морозова, - и вытащит его, за ушко да на солнышко.
Занятное интервью с писателем
здесь
Другое произведение автора - "Очаровательное самоубийство в кругу друзей" - прочитаю обязательно.