Перевод статьи Гейл Импи "Is going grey disgraceful?", оригинал
тут.
Я решила оставить мои волосы седеть естественно, и не красить их, и сообщила об этом своей лучшей подруге. Однако вместо того, чтобы поздравить меня с тем, что я самоуверенно считала смелым и радикальным решением, она повернулась ко мне, пораженная, и воскликнула: «Но ведь это будет тебя так старить!»
Планирует ли моя подруга красить волосы, когда придет время? Она на год старше меня и у нее пока нет седины. Она говорит, что красить определенно будет, однако не думает, что начать придется в ближайшее время: ее мать оставалась брюнеткой даже после сорока.
С другой стороны, моя собственная мать, тоже брюнетка, как и я, закрашивает седину с 40 лет. Мы несколько раз разговаривали и она выражала пожелание избавиться от тягот бесконечной окраски, однако при этом сейчас она не чувствует себя готовой перестать красить волосы. Любое радикальное изменение цвета, как она считает, сделает ее похожей на старую ведьму.
Несоответствие между моим отношением к этому и отношением подруги мне показалось довольно-таки шокирующим. Седина - это то, что происходит с каждым из нас, неотвратимая часть процесса старения. Многие из нас начинают седеть после 25 или 30 лет. Некоторые решают красить волосы, скрывая седину, другие не беспокоятся об этом.
Для тех из нас, кто уже красили волосы по другим причинам - например, не нравится естественный цвет - это просто вариант привычного действия. Но для других, таких как я, кто не пользовался краской с 20 лет, это требует активного решения.
Я наивно полагала, что большинство женщин моего возраста предпочтут оставаться седыми, чем решатся на окраску волос в течение следующих 30 лет.
Есть несколько разумных и практичных причин для этого. Во-первых, окраска волос может быть чрезвычайно дорогой. В популярной сети салонов «Τony and Guy», например, вы заплатите до 55 фунтов за подкраску корней - как за самую дорогую стрижку и укладку феном. Несмотря на то, что в наши дни стоимость окраски можно снизить за счет все улучшающегося качества домашних красок и наборов для подкраски корней, если вы хотите делать это профессионально, в салоне, вам придется серьезно раскошеливаться.
Наряду с финансовыми вложениями, постоянная обязанность этим заниматься отбивает у меня всякую охоту начинать. Подкраска корней требуется каждые 4-6 недель, что, умноженное примерно на 30 лет, кажется слишком большим бременем. (Не считайте, что я не ухаживаю за волосами, вовсе нет. Я делаю стрижку примерно каждые 8 недель, что само по себе достаточно, чтобы ударить по моему карману!)
Финансовые и временные вложения ясны, но есть еще как минимум одна уместная причина воздержаться: окрашивание может быть вредно для вас и ваших волос. Из-за химических составляющих, продолжительное использование большинства красок приводит к ломкости волос.
Более того, колумнист Гардиан Сэли Хьюз в прошлогодней статье обратила внимание на растущее беспокойство по поводу связи между окраской волос и анафилактическим шоком, потенциально смертельной аллергической реакцией на внешние раздражители.
Хьюз, которая и сама пострадала от почти смертельного анафилактического шока во время профессиональной окраски волос в салоне, сообщила о двух недавних случаях сильного анафилактического шока, произошедших из-за применения домашних красок. Химикат, который считается причиной этого - п-фенилендиамин, органический компонент, используемый практически во всех красках для волос.
Если это столь явно невыгодно, как показано, почему мы готовы на все, чтобы скрыть нашу седину?
По мнению упомянутой подруги, если ты не скрываешь седину, это может придать тебе преждевременно постаревший вид. Лицо не будет соответствовать волосам.
Другая моя подруга, архитектор в возрасте между 30 и 40 годами, обладательница темно-каштановых волос, начала седеть примерно в 25. Иногда она красит волосы, но обычно оставляет их естественными. Она ссылается на общую лень и отсутствие времени и денег, однако на самом деле для архитектора «казаться старше лучше для профессии, поскольку клиентам нужно знать, что архитектор достаточно зрелый, и видеть свидетельства возраста, подразумевающие опыт и мудрость, чтобы доверить нам значительные суммы денег на проекты».
И еще, о тех случаях, когда моя подруга архитектор красит волосы, она говорит: «Это для событий вроде свадеб или презентации, когда мне хочется выглядеть на свой возраст или, возможно, моложе, особенно если там будут фотографировать».
Но все же, женщины, которые сделали выбор не красить волосы, воспринимаются, согласно моей подруге, как «ленивые старые хиппи».
Другая подруга, университетский лектор, которой только что исполнилось 30, соглашается, что женщины, которые выбрали седину, могут восприниматься в менее позитивном свете. На ее взгляд, существует общее мнение, что если ты не красишь волосы - ты распустилась, особенно если волосы длинные.
Она приводит актуальный пример - «мерзкие, исполненные ненависти потоки желчи», которые недавно были вылиты на Мэри Берд, профессора Античности в Кембридже.
Журналистка Саманта Брик, которая недавно приобрела дурную славу, заявив, что женщины ненавидят ее за привлекательность, объявила Берд «слишком уродливой для телевидения». Брик соглашалась с колумнистом Таймс А. А. Джиллом, который заявил, что Берд выглядит как «катастрофа».
Оба, Брик и Джилл выделяют длинные волнистые и седые волосы Берд как предмет для особых нападок.
Есть в этом что-то парадоксальное. С одной стороны, если женщина хочет быть принята всерьез на работе, ей следует быть седой: возраст отсылает к опыту. С другой стороны, если она не хочет, чтобы ее считали ленивой старой хиппи, да еще и распустившейся, она должна активно закрашивать седину.
В обоих случаях на женщину давят, заставляя менять свою внешность в соответствии с запросами общества. Если она будет краситься, она рискует выглядеть несерьезно, если голосует за седину - рискует нарваться на оскорбления.
Все это выглядит удручающе знакомо, еще один пример, что женщину судят по ее внешности, а не по тому, насколько она умна и хорошо работает.
Что касается меня, я лучше привыкну называться ленивой старой хиппи.
P. S. Программы Мэри Берд я лично с удовольствием смотрела на Viasat History, и ответственно заявляю, что она живая, веселая, умная, свободная и открытая. Почту за честь быть похожей на нее, когда придет время.