Надо с чего-то начинать свое возвращение сюда... Потому начну с хороших фильмов, после которых остаются приятное послевкусие и ощущение того, что эти несколько часов стоили того, чтобы провести их у монитора.
En man som heter Ove / Вторая жизнь Уве (Швеция, 2015)
У Уве начинается вторая жизнь, но покажу картинку из первой...
Я не устану петь оды скандинавским фильмам, книгам и скандинавам в целом. Замечательные они люди, несмотря на мрачный нрав и суровую интровертность. Я просто представляю этот же фильм, снятый, например, американцами... да бог с ними с американцами, снятым теми же французами, и понимаю, что это была бы совсем другая история. Более легкомысленная и менее глубокая.
У шведов получился славный и очень настоящий фильм про одиночество, про старение, про то, как сложно, когда один уходит, а другой остается, и этому другому так тяжко, что хоть ты в петлю лезь. В последнее время появляется много фильмов про старость - от явно драматичных картин до сахарной ваты, которая противно липнет к нёбу на всем протяжении просмотра. "Вторая жизнь Уве" представляет собой гармоничный продукт, где грусть переплетается с ехидной самоиронией, а печаль со временем уступает место робкой радости жизни.
Вздорного старика Уве, помешанного на порядке во всем и всегда, на работе ставят перед фактом, что в его услугах более не нуждаются. Кажется, что именно благодаря рабочей рутине и ежедневным визитам на могилу недавно умершей жены Уве еще как-то держался, но озвученный приговор становится последней каплей, и старик решает воссоединиться с любимой. Если бы не одно но, а именно обстоятельства в виде новых соседей, которые так или иначе мешают качественно самоубиться. "Не так уж это просто - расстаться с жизнью, а тут еще эта кошка..." - ворчит Уве, сидя рядом с памятником своей Соне и рассеянно поглаживая спутанную шерсть кошки, свернувшейся калачиком у него на коленях.
Рольф Лассгорд в главной роли великолепен! Постепенно приподнимая непробиваемую броню ворчливости и брюзгливости, он показывает нам трогательного и доброго пожилого человека с большим сердцем. Взросление маленького Уве, становление Уве-мужчины и горечь утраты Уве-старика разворачиваются перед зрителем, вызывая предательские слезинки у самых впечатлительных из них.
А как хороши женские персонажи! Во-первых, Парвана - соседка Уве и фактически глава соседствого семейства, бесподобно сыгранная Бахар Парс. "Ты родила дважды, третий раз - не за горами. Смогла уехать из Ирана, прошла через войну, бомбёжки и ад, выучила новый язык, получила образование и работу и нашла себе мужа-дурака. Значит, выучиться водить для тебя - не проблема. Заводи машину и вперёд!" В этом вся Парвана. Невольно она становится лучшим другом Уве, почти насильно вовлекая его в ту самую вторую жизнь и вообще в жизнь, с которой он так жаждет проститься.
Соня, жена Уве, поражает силой своей личности. Волей несчастного случая неунывающая Соня оказывается прикованной к инвалидному креслу, но ее оптимизм и поразительное жизнелюбие еще многие годы вдохновляют как и неоправившегося от случившейся трагедии Уве, так и многих других людей.
Качественный юмор, прекрасная операторская работа, приятные цвет, свет и своя особенная атмосфера добавляют фильму баллов. Ну и естественно то, что хотел донести сценарист, он же режиссер Ханнес Холм, успешно донесено и будет переосмысливаться еще не один день.
Это фильм про любовь, про дружбу, про принятие и ослиное упрямство в нежелании примириться с обстоятельствами, про наших тараканов, которым порой так сложно найти общий язык с тараканами близких нам людей, и про многое многое другое. Судьба во многом определяется суммой учиненных нами же глупостей, как утверждается в фильме. На титрах невольно задумываешься о собственных глупостях, робко сжимаешь руку человека, который сидит рядом, и особенно остро хочешь состариться вместе. Или эгоистично уйти первой.
Обязательно посмотрите этот фильм! Уверена, вы не пожалеете.
The Road Within / Внутренняя дорога (США, 2014)
Вообще-то в нашем прокате фильм называется "Тронутые", что мгновенно лишает его очарования и какого бы то ни было желания знакомиться с этим продуктом кинематографа, поэтому буду придерживаться оригинального названия.
"Внутренняя дорога" - фильм про трех особенных подростков, которые сбегают из новомодной психушки, держа путь к океану. Несмотря на несколько заезженный сюжет, фильм представляет собой довольно качественную версию современного "Достучаться до небес", хоть и заметно уступая по многим параметрам старому фильму. Путешествие к большой воде становится своеобразной внутренней дорогой для каждого из героев, в конце которой уже никто не будет прежним.
В первую очередь, хотелось бы отметить актеров, которые сделали этот фильм. Во-первых, Роберту Шиену - любовь моя еще из Misfits - гениально удался синдром Туретта. Это когда приятный молодой человек внезапно начинает дергаться в очереди на кассе и в особо ярких деталях описывать кассиру, как именно он поимел его бабушку утром. И не только образ сумасшедшего, но и обычный подросток, потерянный после смерти матери и ищущий себя в этом мире, вышел у него не менее отлично.
Чудак, страдающий мизофобией (боязнью загрязнений) и вынужденный терпеть в своей комнате нового соседа, прекрасно прорисован Девом Пателем, а Зои Кравец в роли анорексички Мари порой кажется самой адекватной из всей этой троицы.
Фильм балансирует на грани комедии и драмы, представляя собой добротную трагикомедию. Это кино не об ущербных людях, которые как-то вынуждены жить со своими диагнозами, хотя и о них тоже. Это фильм про радость и грусть юности, про надрыв и безумства этого самого яркого периода жизни, про первую любовь, про зарождающуюся возможно на долгие годы дружбу, про сложные отношения с родителями и не менее сложные отношения с самим собой. Forever young, I want to be forever young... Примерно про это и фильм.
Captain Fantastic / Капитан Фантастик (США, 2016)
Во время просмотра я не раз вспоминала книжку Джаннет Уоллс "Замок из стекла". Здесь тоже про семью, которая не такая, как все. Папа, на определенном этапе минус мама и шестеро детей живут в лесу. Именно живут, а не выживают. Выращивают овощи, охотятся, изучают квантовую физику и высшую математику, могут рассказать содержание какого угодно билля или пояснить метафизику любой политической структуры. По вечерам они читают книги у костра или устраивают импровизированные музыкальные представления, а раз в год празднуют День Ноама Хомского как эдакую альтернативу Рождеству. И все хорошо и чудесно, пока в один далеко не прекрасный день их мать, находясь на лечении у родственников, не кончает жизнь самоубийством. Биполярное расстройство личности такое биполярное... И шестеро детей плюс папа отправляются на семейном автобусе "Стиве" хоронить маму по всем правилом этой, мягко сказать, необычной семейки. Собственно, про их долгое и полное приключений путешествие из Орегона в Нью-Мексико и пойдет речь.
Я не знаю, как объяснить это ощущение, но на всем протяжении фильма мне казалось, что я читаю книгу. Потрясающую книгу, от которой невозможно оторваться, и картинки из воображения, созданные сочетанием букв и симоволов, каким-то непостижимым образом визуализировались перед глазами и наполнились цветом и яркими образами.
В "Капитане Фантастике" прекрасно решительно все - и цельные персонажи, и драматичная составляющая, и удивительные планы природы, и сама идея этого утопичного эскапизма, который обращается в пепел, столкнувшись с действительностью. Слоган фильма - "Он подготовил их ко всему, кроме настоящей жизни". Вот в этой ненастоящей жизни зритель растворяется на протяжении двух часов - в колючих звездах над головой главных героев, в пассажах про марксизм, троцкизм и "Лолиту" Набокова, в классической музыке и умиротворяющем потрескивании костра. Ирония, порой переходящая в жестокую самоиронию, грусть, ярость, любовь, радость жизни и упоение ей - здесь есть все составляющие, чтобы плакать и смеяться вместе с героями.
Отдельное удовольствие наблюдать за игрой безудержного Вигго Мортенсена в роли отца дауншифтера Бена и его мятущегося сына Бо, блестяще сыгранного Джорджем МакКэем.
Категорически рекомендуется смотреть всем романтикам. И после просмотра не поленитесь, почитайте про Хомского. Это удивительная личность, достойная отдельного дня памяти в году.