Расскажу про книжные итоги года, которые получились довольно куцыми. Хотя в этом году было, мягко сказать, не до чтения, так что не такие уж и они и куцые. С учетом всех обстоятельств получилось 27 книг.
У меня отвратительная память, и перечитывать любимые книги - очень про меня, зайдут как в первый раз. Поэтому наша вечерняя изба-читальня с дочкой в этом году особенно радовала. С удовольствием перечитала с ней поттериану Роулинг, и вот что я вам скажу: погружаться в любимую вселенную вслух и в компании единомышленника - двойное удовольствие! Радуюсь, что воспитала себе достойную смену и истинную когтевранку.
Уже самостоятельно прочитала "Гарри Поттер и Методы рационального мышления" Элиезера Юдковского, и это прелесть-прелесть что такое!
Да, это фанфик, но фанфик, написанный с таким профессионализмом, юмором и уважением к персонажам, а самое главное, с такой логикой, на которую порой откровенно забивали в первоисточнике, что каждая глава превращается в истинное пиршество для избалованного волшебством гурмана, не лишенного зачатков рационального мышления. В книге все тот же мир, однако он как будто существует в параллельной реальности. У Гарри Поттера любящие приемные родители, уникальный интеллект и мантия Когтеврана. Больше ничего не скажу, но призываю всех неравнодушных обратить самое пристальное внимание на это произведение. Сразу предупреждаю про размер - сама читала в электронном виде, в бумажном это было бы три тома восхитительно прекрасного отборного текста в две тысячи (как минимум) страниц. Завииииздь всем нечитавшим!
Опять же с дочкой перечитала "Манюню" Наринэ Абгарян, местами включая цензора (например, про сложные взаимоотношения дяди Миши с противоположным полом). Все три книги проглотили буквально залпом, частенько уходя за лимит, отведенный на чтение перед сном, и совершенно неприлично хохоча под одеялом в ночи. Приключения Нарки, Манюни и Каринэ отозвались мятежной одиннадцатилетней душе и были оценены на пять баллов.
Открытие года для обеих - Терри Пратчетт. Обе, затаив дыхание и не переставая хихикать, следим за приключениями Тиффани Болен. "Маленький свободный народец" прочитан, сейчас дочитываем "Шляпу, полную неба".
А еще были сказки… У Мариам Петросян прочитала коротенькую "Сказку про собаку, которая умела летать". Немного фантасмагоричная история про странный городок и его странных жителей с не менее странным концом. Симпатично, но все-таки люблю фантасмагоричность Петросян в больших объемах, люблю "Дом, в котором…", в который уже хочется вернуться.
Отлично зашел сборник "Волшебные сказки Швеции" с иллюстрациями Йона Бауэра. Мрачно, насыщенно и безнадежно. В общем, в духе скандинавов.
Еще один прекрасный сборник, прочитанный в этом году, - "Стивен Фрай представляет сказки Оскара Уайльда". Когда-то покупала скорее ради комментариев Стивена Фрая, чем ради самого Оскара Уальда. Последний всегда был для меня too much, однако именно он и зацепил. Это самая настоящая книга-настроение, полная удивительных визуальных образов.
Из занятного подросткового почти понравился "Сад костей" Хизер Касснер про таинственную леди, девочку, которая ей прислуживает и тот самый сад костей, которым оказалось кладбище. Любопытненько, готичненько и местами почти по Нилу Гейману, но, увы, только местами. Книжка уж очень монотонная, чего не скажешь про "Песню кукушки" Френсис Хардинг из той же оперы. Буквально провалилась в эту историю, несмотря на то, что она очевидно написана для более юных читателей. Первая строка синопсиса уже многообещает: "Когда Трисс пришла в себя после несчастного случая, то поняла, что что-то не так. Она ненасытна и постоянно голодна; кажется ее сестра побаивается ее, а родители шепчутся за закрытыми дверями. Она проглядывает свой дневник силясь вспомнить, но страницы вырваны." Интересно? То-то.
Теперь про взрослые книжки. Книжный год начала с Чарльза Диккенса и его "Тайны Эдвина Друда". На самом деле, все началось много раньше с "Друда, или Человека в черном" Дэна Симмонса. Уже не первый раз после очередной книги этого автора начинаю читать все, что только можно найти по теме прочитанного. Так было и после его "Террора", когда я на несколько месяцев пропала в гугле, читая все, когда-либо написанное про этот корабль. Так же было и после "Мерзости", когда по следам пропавшей экспедиции знаменитого британского альпиниста Джорджа Мэллори я провалилась в статьи и книги про восхождения на Эверест.
Потому и "Тайна Эдвина Друда" изначально была овеяна некой таинственной дымкой еще до прочтения. Само же произведение по-диккенсовски очаровательно, а отсутствие концовки как минимум интригует. После смерти автора стали появляться ее различные версии. Самая популярная (и самая логичная) была создана почти через сто пятьдесят лет после смерти Чарльза Диккенса благодаря проекту университета Бирмингема с участием почти пятнадцати тысяч человек.
С удовольствием перечитала "Ночной дозор" Сергея Лукъяненко, хоть и не собиралась. Перед переездом раскладывала домашнюю библиотеку по кучкам (подарить/выложить на куфар/отправить в макулатуру/распихать по чемоданам), когда наткнулась на эту книжку, привезенную еще из Витебска. Опомнилась на пятидесятой странице среди стопок книг, когда в комнате уже начало темнеть. Конечно, пришлось дочитывать, пусть и с приставкой пере.
Биографической литературы в этом цикле почти не было, ай-яй-яй. За уши можно притянуть Корнея Чуковского "От двух до пяти". Изначально ожидала от этой книги ламповых впечатлений и смешных диалогов из разряда залюбленной "Наши Маши" Пантелеева, однако книгу можно скорее рассматривать как научпоп из прошлого века. Детские высказывания - фактически бесценный исторический материал про жили-были, ели-пили. Между строк очень много артефактов прошлого, и во время чтения складывается ощущение пребывания в музее языка, где под пристальным вниманием автора разворачиваются удивительные языковые явления.
Из околобиографического читаю (год же еще не закончился, правда?) "Wojenka. O dzieciach, które dorosły bez ostrzeżenia".
Разные дети, разные локации, даже разное время действия, но все эти истории примерно об одном о том же - о жизни и выживании в условиях, в которых ни один ребенок никогда не должен был оказаться. Отдельный бонус - архивные фотографии, которые сопровождают каждую историю. Надеюсь потом вытряхнуть из себя пост по мотивам.
"Дальше жить" Наринэ Абгарян - еще один сборник, более художественный по форме, однако подозреваю, что за каждым описанным эпизодом стоят реальные люди. Снова непростое чтение про очень непростое время. Хоть книга и относительно небольшая, на раз-два ее не осилить. Читала понемногу, часто откладывала, чтобы выдохнуть, но неизменно возвращалась. До мурашек.
Продолжаю читать на белорусском. Из прочитанной классики: "Сотнікаў" Васіля Быкава и "На ростанях" Якуба Коласа. И что интересно, обе книги так хорошо ложатся на нашу действительность… Правда, если от первой осталось тяжелое впечатление, которое долго не отпускало на фоне новостной повестки с родины, то "На ростанях" - это песня. Хоть Колас описывает не самый простой исторический период (тяжелая крестьянская доля накануне революции, жесткое подавление антимонархических настроений и это вот все), надежда на светлое будущее, кажется, передается через сто лет вперед. Одним словом, рекомендую!
Очень понравилось небольшое по размеру, но продуманное до мелочей произведение Уладзіміра Садоўскага "1813". Настоящий зомби-хоррор, встроенный в белорусские реалии начала девятнадцатого века с реальной исторической персоной в качестве главного героя. Читается на одном дыхании!
"Лісты ўнукам" Ларыса Геніюш - одна из любимых книг в этом цикле чтения.
Тут без предыстории никак. Поэтесса и настоящая патриотка своей Родины Лариса Гениуш была осуждена на двадцать пять лет сталинских лагерей, однако срок был уменьшен до восьми лет. После освобождения Лариса с мужем Яном поселилась в Зельве в Гродненской области. Сын с семьей остался жить в Белостоке, с ним жили и два внука Ларисы.
Дети могли приезжать в Белоруссию только раз в два года, бабушке разрешили выехать в Польшу лишь единожды за тридцать лет прошений. Это была личная и, пожалуй, самая большая трагедия Ларисы, а трагедий в ее жизни было достаточно - когда-то ее автобиографическая книга "Споведзь" (по-русски "Исповедь") произвела на меня неизгладимое впечатление.
Все, что бабушка могла дать своим внукам, - это свои письма, рисунки и стихи - очень трогательные, полные глубокой любви и к тем, кому они адресовались, и к родным местам. Ларисе удалось издать часть своих стихов в БССР, в книге же представлены авторские версии и их цензурированные варианты, допущенные до печати. Очень, очень любопытный анализ можно сделать на основании одних только детских стихов, а в опубликованных письмах между строк скользит настроение эпохи, которое не смог выкорчевать ни один гэбистский цензор.
И снова книга более чем актуальная в текущем моменте. Бабушки, оставшиеся в Беларуси, не могут к нам приехать, границы закрыты, и хоть горечь расставания скрашивается наличием мессенджеров и видеосвязи, однако...
А закончу единственным детективом, прочитанным за весь год (непорядок!), а именно "Шестнадцать деревьев Соммы" Ларса Миттинга. Неспешное повествование, умеренное количество исторических фактов, которые идеально вплетаются в сюжет, небанальная семейная драма, пара-тройка скелетов в шкафу гробу и тягучая нуарная атмосфера, присущая произведениям скандинавских авторов, сделали мой ноябрь. Главный герой местами раздражал, но нелогичное поведение можно списать на юности душевные порывы.
zly_pies, спасибо за рекомендацию!
Расскажите, что интересного читали в уходящем году? А, может, у меня тут тоже есть перечитывальщики? Поделитесь вашими книжками, м?