Click to view
Песня из фильма 1988 года "Новые приключения янки при дворе короля Артура".
ПОЖАЛЕЙ, СТРЕЛА, ОЛЕНЯ.
Пожалей, стрела, оленя,
Пожалей стрелу, охотник,
Пожалей стрелка, дубрава,
Пожалей, любовь, меня.
Не бери стрелка, истома,
Не пыли его, дорога,
Не студи его, водица,
Не пытай, любовь, меня.
Пощади, огонь, поленья,
Пожалей стрелу, охотник,
Не кали ее, не надо,
На оленя не готовь.
Пожалей, стрела, оленя,
Пожалей стрелу, охотник,
Пожалей стрелка, дубрава,
Пожалей меня, любовь.
Сколько же я прочитала рецензий, кому этот фильм не понравился. Оно и понятно - раз в названии написано приключения, то давайте-ка выложьте да положьте эти самые приключения.
На самом деле фильм нужно было назвать так:
"Смысл жизни: как его понимали люди раньше и как понимают сейчас".
Тогда не будет недоразумений для тех, кто соберётся посмотреть фильм. Станет ясно и понятно - фильм философский. Хотя и с приключениями. Даже так - с мытарствами главного героя, потому что он проходит через физические и душевные муки в этой новой (старой) непонятной для него реальности, в которую он неожиданно попадает.
Фильм - о смысле жизни и как с течением времени в разные эпохи этот смысл меняется. Или - не меняется.
Фильм о том, что точно так же как будет сложно человеку из Средневековья приспособиться к нашей цивилизации, точно также же будет сложно (а может и невозможно) человеку из нашего века приспособиться к их.
Скажу больше! Мы, сегодняшние, не смогли бы жить по правилам не только времён короля Артура, но даже Руси 15-17-го веков. Нас там, мягко говоря, не поняли бы.
Фильм - сплошная психоделика. Даже декорации там использовались те же, что и для абсолютно психоделического фильма "Трудно быть Богом".
Пейзажи в фильме тоже совсем не английские, а какие-то марсианские. Снимались в горах Таджикистана.
Достаточно посмотреть первые минуты фильма и сразу станет понятно, что здесь ожидать строгого соответствия оригиналу даже не стОит. С книгой и реальным миром будет мало общего. Поэтому непонятны всхлипы тех, кто ожидал увидеть что-то другое. Заявка на фантасмагорию сделана с самого начала.
Фильм мне очень нравится. Я пересмотрела достаточное колличество западных фильмов о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и т.д. Почти все они сделаны коряво, плохо, бедно, неумно, то есть - полный отстой, выражаясь грубо. Ничего добротного и шедеврального западными кинематографистами по артуриане ни в Голливуде, ни в Англии, ни во Франции (а именно эти территории считают себя духовными наследниками кельтов) так и не было создано. А ведь это главная легенда всей западной цивилизации. Позор им!
Все фильмы артурианы в западном кинематографе - это сплошная песнь толерантности, где обязательно должен присутствовать чернокожий. Почти все они отходят от оригинала, от эпоса остаются только имена главных геров. Это очень смешно, но классику-то нужно было поставить до того, как делать комедию или "по мотивам". Как ни странно, даже фильм "Монти-Пайтон и священный Грааль" смотрится более-менее прилично, хотя бы потому, что ближе всего к оригиналу.
На фоне этой бледной и невнятной западной кинематографической артурианы наш советский фильм - шедевр!
Там, по-крайней мере, ВСЕ белые! Но не только это. Там есть МЫСЛЬ! Глубокая и великая!
Жаль, что из конечной версии фильма вырезали диалог Мордреда и Ланселота. Вернее, это монолог Ланселота, потому что Мордред не говорит - он слушает. Это сильная вещь. К сожалению я видела этот отрывок давно, только один раз и думаю, что он не сохранился. Если бы такие вещи не вырезали из фильмов, то многое было бы более понятно.
Ланселот - А.Кайдановский, Мордред - М.Гресь.
Кто такой Ланселот в фильме? Рыцарь старой закалки, человек с моральными принципами и честью. Мордред, как и в легенде, - молодой честолюбивый сын Морганы, считающий что с ним обошлись несправедливо. Он хочет достигнуть так называемой справедливости любым способом, даже если для этого нужно будет переступить через людей. Главное желание молодого честолюбца - свергнуть Артура и самому стать королём.
В легенде Мордред и Артур убивают друг друга в сражении, их армии гибнут, Камелот гибнет. Фильм заканчивается по-другому.
Эмоциональная речь Ланселота призывает Мордреда к его совести, но тот не слышит и уходит.
Что же говорит Ланселот?
Прописные истины о том, что нужно быть человечным, добрым и справедливым. Эти качества должны быть присущи не только правителю, но любому мужчине. И если их не придерживаться, то можно превратиться в монстра, играющего своей силой против слабых. Можно заиграться и начать нести уничтожение всему вокруг.
Если бы этот эпизод не был вырезан, то зрителю стала бы более понятна мысль режиссёра о том, что потомок Мордреда - это современный рыцарь, американский янки! Пусть не физический потомок, но духовный наследник - точно!
Хэнк Морган - С.Колтаков.
В этом мире есть две мужских силы - созидающая и разрушающая. Король Артур и Ланселот в фильме представляют созидающую, Мордред и Морган - разрушающую. Созидающая сила создаёт дом, семью, королевство, разрушающая всё это уничтожает. Морган уничтожает любовь, а Мордред в принципе никого не любит.
В конечном итоге оба вынуждены уйти из общества, хотя и разным способом. Общество не принимает их, потому что инстинктивно чувствует разрушительную силу, которую они несут. Морган старается приспособиться к новому для него социуму, но у него не получается. Мордред же отвергает свой социум, в котором вырос, полностью. Странно то, что они не становятся единомышленниками, друзьями. Всё-таки в чём-то они разные. И я знаю, в чём.
До тех пор, пока в этом мире мужчин будет главенствовать сила, построенная на убийстве, на оружии, на честолюбии и себялюбии, до тех пор и будут разрушаться царства, страны, эпохи, жизни. В этом они, Морган и Мордред, похожи.
Артура и Мерлина играет один актёр - А.Филозов. Странно, но если Артур всегда смотрит на Моргана с сожалением (даже в самом конце, когда Морган уже взял в руки автомат для убийства), то Мерлин сразу настроен категорически против пришельца:
- Он уничтожит наш мир.
Кто из них оказался прав: Артур или Мерлин? Я не знаю.
Конечно в фильме есть и другие сюжетные линии, но я выделила только одну.
Это гениальный и прекрасный фильм, намного опередивший свое время. Он одновременно и предвестник прекрасного, но несостоявшегося будущего, и эпилог эпохи великого кино. Он показал нам, каким могло бы быть будущее кино. Один из последних лучших образцов великого киноискусства. Как произведение киноискусства, этот фильм достоин Оскара, золотой пальмовой ветви и всех других высших кинонаград. Последний фильм Греся. Уже 23 года после него он ничего не снимает. Если сказать кратко: этот фильм для каждого таков, каков он сам.