Олег Целков, Портрет Георгия Костаки, 1976 г.
Запись впервые опубликована 6 января 2015 г.
С ноября на Крымском Валу проходит выставка из коллекции таинственного Георгия Дионисовича Костаки. Шофёр посольства Греции, в 1930-е Костаки начинает собирать малых голландцев, фарфор и иконы. В 1940 г. он уже шофёр британского посольства, а с 1942 по 1979 - администратор в посольстве Канады. Скромная должность, большие возможности, безошибочная интуиция, опередившая оценки будущих экспертов.
Невероятно, как и что собирал этот человек, откуда черпал уверенность, что "забракованный" советским официозом русский авангард непременно возродится, что это не мёртвое, никому не нужное барахло. Казалось, Костаки
чуял, где находится очередной шедевр, даже если этот шедевр скромной фанеркой подпирал лестницу или закрывал оконный проём на чьей-то даче. Так была найдена и сохранена для нас Любовь Попова. Обменена на листы фанеры.
Образование Костаки - семилетка. Приобретал картины он интуитивно, нередко платил за то, что и так даром отдавали ему: кому это нужно? Бывало, спасал от голодной смерти никому тогда не известных художников. На проспекте Вернадского, в своей 11-комнатной квартире, забитой картинами, Костаки в 60-70-е читал лекции по русскому авангарду. Георгий Дионисович был косноязычен и не выдерживал говорения больше 40-45 минут. Но его слушали, затаив дыхание, потому что больше этого узнать и увидеть было негде. На "квартирники" Костаки записывались актёры и режиссёры, музыканты и дипломаты.
Уезжая в Грецию в 1977 году, Костаки подарил большую часть своей бесценной коллекции Третьяковке. Это не был аттракцион неслыханной щедрости. Безошибочно почуяв опасность, нависшую над ним и его ближним кругом, Георгий Костаки оплатил безопасность своей семьи и гарантировал вывоз части коллекции для создания музея Современного искусства в Салониках.
Что экспонируется...
Любовь Попова, Живописная архитектоника-3 1916 г.
Покрытая кракелюрами, эта картина мгновенно притягивает взгляд.
Соломон Никритин, Суд народа, 1934 г.
Видим 1934, видится 1937-й. Центральная фигура в чёрном - единственный обращённый на зрителя взгляд. Иконописная фигура справа пытается придать всей композиции аллюзию "Тайной вечери". Не будь ступенек слева, открывающих театральщину действа, мы бы поверили в высокий пафос художника. Толковать картину - дело гиблое, но вот, не сдержалась. Очень уж ёмкое полотно, а всего-то квадрат 1,5 на 1,5 метра.
Климент Редько. Восстание. 1924-1925, фрагмент
Непонятно, зачем продавать билеты на фотосъёмку (200 руб.), если снимать всё равно нельзя, и к чему накидываться на фотографирующих, если в сети во множестве представлено подавляющее большинство эспонируемых работ. Абсурдные запреты совка в худших его проявлениях чудесно мумифицировались в тётках Третьяковки. Низзя и всё. Значит, будем снимать.
Итак, "Восстание" Редько. Костаки написал на обороте картины: "Картина века, самое великое произведение революционной России". Так или нет, но от картины трудно оторваться. Портретное сходство образов, чёткое позиционирование каждого действующего лица торжества или трагедии - всё это создаёт монолитное единство вставшего на дыбы Красного квадрата и настойчивую перекличку со Спасом в силах.
Приблизительно так выглядела квартира Костаки на Вернадского в 70-х. Белые стены без обоев (о них тогда ещё никто не слышал как о детали интерьера) битком увешаны картинами.
Кузьма Петров-Водкин, В трамвае 1936 г.
Александр Родченко, Сюрреалистическая абстракция 1943 г.
Василий Кандинский, Мюнхен, Швабиг 1901 г. Этюд
Не записала, чьё. Пусть мне будет стыдно.
Совершенно фантастическая по ценности (бесценности) коллекция икон.
Спасибо Вам, Георгий Дионисович, спите спокойно, здесь всё ещё так же, как было при вас. Похоже, что...