Накося-выкуси

Feb 28, 2015 16:49

Оригинал взят у nikolaeva в Накося-выкуси
Как хорошо, когда среди всеобщей суеты, разброда и шатания остаются места, где собираются юродивые нашего времени и толкуют о важных вещах, увы, мало интересных многим.

О судьбах языков, о том, как правильно пишется "накоси-выкуси", о странных современных речениях, в которых в полной мере отразилась наша не менее странная жизнь.

На этой неделе, в четверг, на кафедре стилистики факультета журналистики МГУ прошел семинар Московской школы стилистики. И речь там велась о нашем с вами родном языке и о тех, кто всю жизнь свою занимался изучением и популяризацией русского языка.

Мы вспоминали о первом заведующем кафедры - Былинском Константине Иакинфовиче, основателе школы стилистики в нашей стране, человеке-легенде. Он дружил с Левитаном, редактировал сводки Совинформбюро во время войны. Кстати, только эти сводки составили девять томов.


Былинский



После него кафедру возглавил известный всем нам еще со школьных времен
Дитмар Эльяшевич Розенталь, рожденный в Царстве Польском и посвятивший всю жизнь языку русскому.
Это он спрашивал у всех, как пишется "накося-выкуси", и объяснял на лекции, что если вы сомневаетесь, как правильно - "сдесь" или "здесь", то лучше написать "тут".

Розенталь


Помню, как я первый раз увидела его на журфаке МГУ. У него была совершенно необыкновенная, сказочная внешность. Такой удивительный волшебник, бессменный хранитель Великой и Могучей Орфографии. Нет, наверное, ни одного школьника в нашей стране, ни одного студента, который бы не слышал о сборниках упражнений по русскому языку авторства Розенталя.

А потом кафедру возглавил Илья Владимирович Толстой.

Толстой



И здесь я бы могла рассказать о том, как он читал мою диссертацию, посвященную изучению трансформаций авторского стиля под влиянием таких экстралингвистических факторов, как диктатура и цензура. Но, думаю, очень многие могут похвастаться тем, что им тоже помогал Илья Владимирович в работе над первыми научными трудами. Но все же мало тех, кто начал посещать семинары Толстого так, как я.

Моя мамуля, беременная мною, училась на журфаке. И одним из её преподавателей был как раз Толстой. Так что я узнала его еще во внутриутробном состоянии.

Но, увы, почему-то не запомнила тех первых дней нашей встречи.

Зато хорошо узнала его, когда училась в аспирантуре и начинала работать на кафедре стилистики.

Он был очень необычный человек. Большой, высокий, с белой окладистой бородой. Студенты смотрели на него с восхищением: Толстой! Из тех самых!

Он же глядел на них с едва угадываемой в белой пушистой бороде улыбкой.
Пятнадцатилетним привезли его родители после войны из Сербии на родину. И какая-то "нездешность" всегда угадывалась в нем.

Прекрасный русский язык, великолепное знание литературы, искреняя вера, которую он никогда не афишировал, но и никогда не скрывал. И очень нежная любовь к родной Ясной Поляне, к России. Это громко звучит, но он считал, что его долг - служение родине. Так его воспитали в семье, так он воспитывал и своих детей.

Поэтому в этот день на нашем факультете и его сын - Владимир Ильич Толстой.



На фотографии он сидит между нашим Ясеном Николаевичем Засурским, единственным деканом в мире, дважды занесенным в Книгу Гиннеса, и Феклой Толстой.

Ясен Николаевич занесен в эту книгу как самый молодой декан в мире и как декан, дольше всех проработавший на своем посту.
Засурский сумел в самые серые и грустные времена застоя сделать из нашего факультета какое-то удивительное учебное заведение. Лучшие преподаватели читали у нас лекции так, как они считали нужным. Никогда никакой казенщины и тупой бездарщины.
И эти ученые с мировым именем - Кучборская, Розенталь, Белая, Толстой, Татаринова, Ковалев - всегда с разговаривали с нами, студентами, как равные с равными. Эти захватывающие вечерние дискуссии на пустом факультете, бесконечные споры на семинарах. И неожиданное профессорское:" А возможно, вы и правы!" Пьянящее чувство победы, заставляющее идти дальше, думать и искать.

Теперь Засурский президент факультета. А декан - Елена Леонидовна Вартанова, его бывшая ученица и аспирантка.

Так что нет у нас назначенцев и чиновников, а только те люди, для которых факультет - вся их жизнь.

А за розами вы можете разглядеть нашего теперешнего заведующего кафедрой - профессора Григория Яковлевича Солганика. Он совершенно удивительный человек. Блестящий ученый, один из основателей Московской школы стилистики, талантливый, остроумный и просто такой умный, что, когда слушаешь его, начинаешь больше уважать человечество в целом.

Вот так и сидели в тот знаменательный день все эти очень интересные люди и разговаривали о том, что для них важно - о русской культуре, о языке, о нашей истории, о том, кто был до нас здесь, в этом старом здании на Моховой.

А я радовалась, глядя на них, тихонечко фотографировала и думала о том, что обязательно должна рассказать вам об этой встрече. Потому что, во-первых, никто, кроме меня, вам о ней не расскажет. А во-вторых, что даже важнее, именно память о таких людях, знакомство с ними не позволяют мне верить мрачным прогнозам о повальной деградации нашего общества и скором конце всего и вся в родных палестинах. Короче, "накося-выкуси", как сказал бы великий Розенталь! :)

чудесное, текстоведение, люди

Previous post Next post
Up