Оригинал взят у
mka в
"Ты хочешь знать, где я искал Бога?" «Веленью Божию, о муза, будь послушна…»О Пушкине и его вере в Бога сегодня можно услышать противоположные мнения: человек, знающий Бога и желающий подчинить свое творчество «веленью Божию» или бунтарь, автор непозволительных кощунственных стихов?
Это противоречие разрешает сам поэт, о чем можно прочитать ниже. Здесь же упомянем еще о том, что о его отношениях с Богом можно узнать не только из его собственных слов, но даже из языка (вспомним, что именно сегодня, в день рождения Пушкина, в мире отмечается День русского языка): существуют целые труды, например, о слове «Бог» в творчестве Пушкина. Известно, что оно встречается в его произведениях необычно часто - наравне со словами «день», «видеть» и «друг».
В письмах к жене Пушкин постоянно упоминает Бога, просит жену молиться и благодарит ее за молитвы, посылает благословение детям. Он благословил их и перед смертью - клал руку на голову и крестил их. Умирая, он отказался от предложения друзей отомстить врагу («Мир, мир…»), раскаялся в грехах.
Во времена Пушкина не многие читали Евангелие и уж тем более Библию целиком, но Пушкин прочитал Священное писание «от доски до доски». Его произведения, особенно последних лет жизни, открывают нам опыт человека, у которого произошла встреча с Богом.
Однако в день его рождения хочется дать слово самому поэту. Его знакомая, фрейлина русского императорского двора Александра Осиповна Смирнова в своих записках дает нам такую возможность.
Пушкин о себе
«Мы беседовали вчера о вопросах религиозных и философских. Александр Тургенев вернулся из Парижа и говорил нам о Ламеннэ. Пушкин называет Тургенева апостолом Бонштетена и Шатобриана в России. Иногда Тургенев несколько завирается, особенно после того, как повидается с парижскими светилами. Совершенно неожиданно он объявил нам:
- Я искал Бога везде! Искал Его в пустынях, в горах, на краю пропасти...
Пушкин от души расхохотался и сказал мне:
- Не верьте ему; ничего он не искал и ничего не нашел на краю пропасти. Он прочел сегодня страницу Шатобриана и позавтракал с Бонштетеном, который живет в Швейцарии.
Насмешливый тон Пушкина был так добродушен, что не было возможности рассердиться на него; и Тургенев, который любит его больше, чем кого бы то ни было, рассмеялся вместе с другими, говоря:
- Если б я и хотел рассердиться и поссориться с тобой, - это невозможно. У тебя нет желчи даже тогда, когда ты жалишь своих друзей. А скажи-ка ты, где ты Его искал и где Его нашел?..
- В моей совести, - отвечал Пушкин, - хотя я и приобрел репутацию неисправимого скептика и маловера за то, что написал скверную эротическую поэму, навеянную чтением Грессе, Пирона и Парни <...> Ты хочешь знать, где я искал Бога? кроме моей совести и природы, которая говорила мне о Нем, я искал Его в книге, в которой нашел Пророка, во имя которого, кажется, можно было бы и отпустить мне мои грехи. Но мои добрые друзья и мои знаменитые критики, забывая о том, что я сделал хорошего, помнят только о глупостях рифмоплетствовавшего мальчишки»1.***
«Я читал Библию от доски до доски в Михайловском (ок. 1825 г.), когда находился там в ссылке, читал даже некоторые главы своей Арине, но и ранее я много читал Евангелие. Хотите ли, чтобы я сделал вам одно признание? Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петру Великом… Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу - это был Исайя. Я прочел отрывок, который перефразировал в «Пророке». Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я написал свое стихотворение; я встал, чтобы написать его; мне кажется, что стихи эти я видел во сне…
Исайю я читал и раньше; на этот раз текст мне показался дивно-прекрасным. Я думаю, что я лучше понял его. Так всегда бывает со Священным писанием: сколько его не перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется…
Народ везде склонен к религии. Я хочу этим сказать, что народ чувствует, что Бог существует, что он есть высшее существо вселенной, одним словом, что Бог есть… Я, в конце концов, пришел к тому убеждению, что человек нашел Бога именно потому, что Он существует. Нельзя найти то, чего нет, даже в пластических формах - это мне внушило искусство…»2
Анастасия Наконечная
Информационная служба Преображенского братства1 Записки А.О.Смирновой, урожденной Россет (с 1825 по 1845 гг.). М.: Московский рабочий, 1999. С. 175-176.
2 Там же.