«Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным».
Вольтер
«Современные кумиры возникают через отвращение»
Михаил Жванецкий
Телевизор не смотрю давно, с самого Петросяна. Помните то время? Куда не переключишь - всюду он. Кто-то морщил нос, но полные залы гогочущих, причём «от сердца», не по подсказкам закадрового смеха, заглушали любое недовольство. По всем каналам в самое лучшее время у нас был сплошной Петросян. Даже митинги устраивала «горсточка больных интеллигентов» - требуем убрать Петросяна с экрана! А он не убирался, большинству-то смешно.
Что это было? Провал в 90-е для многих стал настоящей трагедией, людям нечего было есть, люди потеряли работу, смысл жизни, а с экрана шлёпали жирными губами мальчиши-плохиши: спокойно, всё соответствует разработкам британских учёных, мы проходим шоковую терапию на пути в светлое капиталистическое будущее! Будет как в Америке!
Не очень верилось этим цыкающим, мекающим да хыкающим говорящим головам. Нужен был оратор подоходчивее. С юмором! И он нашёлся. Вся страна вышла из ступора самокопания в громкий смех! Анестезия при ампутации культурного слоя прошла более-менее успешно. Отдельные рефлексирующие не в счёт.
Сейчас Евгения Вагановича на экране как-то меньше, практически, можно сказать, и нет его, удалился в своё кривое зазеркалье, выполнив историческую задачу. Но свято место не пустует, пришло новое поколение комедиантов, показатель востребованности которых, рейтинг Forbes, как нельзя более объективен. Люди слушают это и им таки смешно.
Над чем смеются сегодня? Главной темой всеобщего осмеяния стал секс. По словам Михаила Жванецкого, «полное ощущение, что мы из постели не вылезаем, хотя прохожие на улицах есть…». Вначале надо быть неприличным, считает Жванецкий. «Ты становишься неприличным на экране, а потом - известным. Стал известным - становишься чуть поприличнее». Рассказал скабрезный анекдот, лучше несколько - сразу услышан, везде процитирован, на тебя ссылаются.
Всё больше шуток «ниже пояса», но привыкание идёт, значит надо повышать дозу, пробивать напрямую - матом! Раньше на заборах писали, просвещали детвору, сейчас мат можно услышать в самых рейтинговых программах. Гарик Мартиросян, к примеру, считает, что ругательства «эмоционально усмешняют ситуацию». Сам себя он оценивает как человека с гипертрофированным чувством юмора, так что не возьмусь оспаривать его мнение, тем более, что моё чувство юмора на передачах типа Comedy Club отдыхает.
Кто эти шуты, пробивающие культурный слой, пожирающие наши эмоции и вызывающие тупой бездумный гогот? Можно бесконечно учиться риторике, осваивать многочисленные техники ораторского искусства, но лишь человек с природным красноречием способен создавать нейронные связи в мозгу у целого коллектива людей.
В древние времена такой человек своим криком заставлял стаю спасаться, предупреждая об опасности. Такова его видовая роль. Орать всякий может, но только этот орёт так, что все побежали и спаслись, такой уж у него ор. Когда же поверх ора накладывается слово, то сила его увеличивается в разы, такому слову верят, за таким оратором идут. Многие говорят, да не многие услышаны.
Балаганный шут орёт на площади и собирает толпы гогочущих. Вот что пишет Дина Рубина, автор прекрасной книги «Синдром Петрушки»:
«Да, это существо, лишенное нравственности, без плюсов и без минусов. Божественный трикстер. Гудок, выпускающий пар. Вы только посмотрите, что происходило на ширме уличных балаганов: обман, убийства, драки, блуд. У человека, когда он смотрел на все эти сцены, высвобождалось что-то, что он носил в себе, что его давило. Петрушка орал через пищик матерные частушки и присказки, народ гоготал, обожал эти скабрезные представления».
Некоторые считают, что можно заставить шута замолчать, загнать в угол, «срезать лектора». Какого-то мекающего плохиша, может, и срежут, но только не орального-балаганного. Помнится, собрал Петросян блогеров на круглый стол в глаза им взглянуть за Lurkmore и прочие сетевые глумления. Поговорили. И ушли люди удовлетворённые Евгением Вагановичем как человеком в высшей степени интеллигентным и культурным, он им и книжки свои подписал даже.
Пар, о котором говорит Рубина, «то, что давило» и есть культурные запреты, сбрось их и дышится легче! Матерись, Петрушка, снимай запреты и ограничения, пробивай культурный слой! Ибо жизнь тяжела, так облегчи её! Вот только что отдаём мы взамен за лёгкость бытия? Какие монеты бросаем в шляпу балаганщика?
фото
отсюда,
отсюда и
отсюда