У меня давно возникло желание рассказать о велосипедной инфраструктуре города в котором мы живем. Наконец-то у меня заработала нога, перстал идти дождь, куплена новая батарея к фотоаппарату я схватила за шиворот вдохновение и написала бооооольшой текст. С картинками, конечно.
Мюнстер - это небольшой город на северо-западе Германии. Этот город часто называют велосипедной столицей страны. После пристального изучения всех деталей велосипедной жизни, я без удивления прочитала, что в 1991, 2004 и 2005 году Союз защиты окружающей среды и природы наградил город званием «Самого дружелюбного города для велосипедистов». Я вот просто.. считаю этот город раем для велолюбителей :)
В Мюнстере проживает более 270 тысяч человек, на каждого жителя приходится примерно по 2 велосипеда. Велосипедисты составляют 37,6 процента общего трафика, и ежедневно 400000 качественных велодорожек помогают им комфортно осуществлять поездки по всему городу и окрестностям. Велосипед здесь самый популярный вид транспорта. Власти города готовы обеспечивать, и обеспечивают! максимальную поддержу и развитие велосипедной инфраструктуры.
Итак, результаты уже проделанной работы за несколько десятилетий в картинках и небольшими комментариями.
Велосипедисты, оставляя свой транспорт на стоянке, замыкают его или пристегивают. Мюнстер, к сожалению, имеет высокую статистику вело краж. Замок-цепь - надежная охрана, особенно на парковках с опорой (или можно сцепить два вело, например). Правда он не очень удобный, постоянно нужно заматывать и разматывать. Если нет опоры, обычно таким замком сцепляют раму и колесо. Висит замок под сиденьем:
Замок-подкова. Ни разу не видела такие в Киеве. Очень удобная вещь. Легким движением руки блокирует заднее колесо. Местные говорят, что для надежности, нужно иметь два замка: цепь и подкову.
Велосипеды обычно хранят и паркуют прямо на улице, для этого возле жилых домов, магазинов, частных и общественных организаций создаются парковки различных видов конструкций.
Это наша парковка во внутреннем закрытом дворе. Не очень удобная, постоянно задеваешь спицами бетон. Плюс, слишком маленькое расстояние между велосипедами, если все дома:
Вот примеры крытых парковок. Мюнстер, кстати, по количеству осадков в год, может соперничать с Лондоном, поэтому парковки с крышей это нужное решение:
Большинство парковок все-таки без крыш, они бывают с опорой, к которой можно пристегнуть велосипед, и бывают без.
Яркий вариант неудобной парковки - как я уже писала, постоянно цепляешься спицами:
А это удобная - к ней можно пристегнуть велосипед. Радует достаточно большое расстояние между местами, но для такой стоянки нужна большая территория:
Это самый популярный вид. Парковка-крюк: подвесил вело - гуляй смело :). Крюки расположены на разных высотах, через один, поэтому велосипеды друг другу не мешают:
Брендированная парковка без заморочек:
Парковки с опорами. Если у велосипеда нет подножки - очень удобный вариант:
Есть еще такие модели, достаточно втиснуть переднее колесо и велосипед может стоять без подножки:
Возле небольших ЖД станций можно встретить закрытые велобоксы:
А возле крупных вокзалов - целые велосипедные станции Radstation. Радстейшн в Мюнстере рассчитан на 3500 велосипедов. Там можно не только оставить велосипед на долгий срок, но и взять велосипед напрокат, сдать в ремонт, купить основные детали, подкачать шины и даже помыть. А также купить подробную карту веломаршрутов.Вот так выглядит Радстейшн снаружи. Несмотря на большое количество мест внутри (под землей), вокруг припаркованы велосипеды. С другой стороны вокзала есть еще одна оборудованная открытая бесплатная стоянка.
Вид внутри:
Желто-синие бренидированные велосипеды можно взять напрокат сразу с прикрепленным детским сиденьем:
Для совсем маленьких также есть варианты - прицепные коляски:
Можно взять на двоих велосипед-тандем:
Или велосипед-кресло :)
И даже велосипед для вело прогулки с инвалидами. Плохо видно на фото - сзади сидит водитель, впереди в кресле человек с
ограниченными возможностями:
На станции есть свой магазин, камера хранения и мойка:
Мойка автоматическая:
Велосипедная станция работает 7 дней в неделю, в т.ч. и в праздники. У них есть свой сайт
http://www.radstation-ms.de/ В центре города есть платная автоматическая парковка:
Здесь можно оставить велосипед на несколько часов за 10 центов в час:
Или оставить велосипед на более долгий срок, для этого нужно купить в автомате билет:
Поместить велосипед вот в такой лифт и просто нажать кнопку. Велосипед автоматически "поедет" на верх и будет там висеть на вертушке до возвращения владельца:
Словом, с парковками проблем нет, но несмотря на это, люди часто паркуются там, где им удобно.
В основном на короткое время:
В местах, где это запрещено, можно встретить такие знаки:
Как я уже писала, в Мюнстере велосипед - самый популярный транспорт. Ездят люди уверенно и достаточно быстро. В час пик можно увидеть целые колонны едущих на работу или учебу. Поэтому без четко выделенных дорожек и знаков езда на велосипеде была бы не то, что не комфортной, а даже опасной.
В основном, велопути можно узнать по красному кирпичу. Вот пример идеальной велодорожки - от дороги и от пешеходной зоны она отделена полосами газона. Никто друг другу не мешает:
Бывают дорожки, отделенные только с одной стороны:
Если размер улицы не позволяет отделить всех участников движения друг от друга газонами, дорожка проходит между проезжей, отделенной бордюром, и пешеходной частью. Знак с вертикальной полосой говорит о том, что дорожка отделена от пешеходной зоны:
Также можно встретить дорожки из обычного асфальта :)
Их можно опознать либо по стоящему знаку, либо по дорожной разметке:
Если улицы совсем узкие, пешеходы и велосипедисты делят зону пополам, об этом предупредит знак с вертикальной полосой:
Иногда дорожки проходят сквозь кварталы жилых домов, там также можно встретить предупреждающий знак и символическую дорожку из пары кирпичей. Она еще указывает на то, что дорожка не ведет в чей-то двор, а является транзитной:
Да, для меня важно отметить, что все съезды с дорожек или без бордюров, или со скошенными бордюрдюрами. Даже там, где ведут ремонтные работы и временно изменяют направление дорожки, обязательно из асфальта выкладывают горку для съезда. Надеюсь, понятно, о чем я :) Не перестаю радоваться, сколько раз я спасла свои большие пальцы ног от травм. В Киеве я так и не научилась запрыгивать на бордюры.. к счастью :)
Не могу не рассказать о Мюнстерском Променаде - пешеходной кольцевой аллее вокруг старого города, протяженностью приблизительно 4,5 км. Променад также является одним из важнейших маршрутов велосипедного движения. В час по нему проезжает около 1200 велосипедистов. Ехать можно очень и очень быстро. Есть зона пешеходов и есть зона велосипедистов:
Там, где аллею пересекает дорога, ведущая в центр - обязательно будет знак или светофор:
А здесь ни светофор, ни зебра не нужны. Аллею проложили под проезжей частью:
Если говорить о безопасности, то здесь, в первую очередь, нужно отметить хорошо продуманную разметку со знаками и светофорами. Особенно на тех участках, где взаимодействуют и велосипеды, и люди, и автомобили. Если каждый знает границы своей территории, то взаимодействие для всех происходит комфортно и без происшествий.
Примеры светофоров, которые помогают регулировать потоки участников движения.
Сложный светофор (велосипедный всегда загорается на пару секунд раньше):
Простой, маленький светофор без стрелки:
Простой, маленький со стрелкой:
Комбинированный светофор. Для пешеходов и для велосипедистов:
Знаки, которые помогаю в ориентации даже мне человеку, который потерял права из-за безнадежной рассеянности страха водить машину.
Машинам нельзя, велосипедам - можно:
Машинам в центр нельзя, велосипедисты же приравниваются к такси и общественному транспорту:
Еще пару примеров знаков для велосипедистов:
На этом фото видно стразу три опознавательных знака (кстати, синий знак означает, что на этой улице у велосипедистов преимущество, несмотря на то, что дорога автомобильная), о красной стрелке расскажет следующая фотография:
Белые указатели с красными буквами и маленькие знаки с красными стрелками показывают направления популярных веломаршрутов. Я не перестаю восхищаться этой идеей и, главное, ее исполнением. Маршруты проложены между районами города, в самом городе в направлении главных точек (например, ЖД вокзала, университета, главной больницы и т.д.). Маршруты охватывают все достопримечательности не только в городе, но и в его окрестностях. Благодаря стрелкам можно без проблем объехать весь Мюнстерладн и.. всю Германию. Я не шучу. Это целая национальная вело сеть. Я смогла убедиться в этом на опыте, когда мы путешествовали на велосипедах в Голландию. Маршруты красных стрелок проложены в основном по живописным местам, по второстепенным или даже лесным, полевым дорогам. Ехать по ним удобно, безопасно и главное, невероятно интересно и приятно!
Описывать маршруты я могу долго-предолго :). Поэтому вернусь к дорожной разметке, которая обеспечивает максимально эффективное взаимодействие участников движения. Говоря простым языком, помогают безопасно совершать поездки даже таким небезопасным людям, как я. Выучив основные правила и знаки, я чудесно научилась ориентироваться даже в сложных развязках.
Велосипедные светофоры помогают вовремя остановиться. Стоп линии помогают увидеть место, где безопасно остановиться, чтобы не помешать машинам или пешеходам:
Стоп линия на повороте или карман для ожидающих проезда:
Первая стоп линия для авто, вторая для велосипедистов, которые всегда впереди:
Чтобы проехать прямо, достаточно остановиться перед стоп линией, подождать зеленый свет, проехать перекресток и опять свернуть на красную дорожку. В первое время я не верила в безопасность такого трюка - спрыгивала с велосипеда и переходила по пешеходному переходу. Сейчас я так не делаю :)
А это пример разметки на достаточно загруженном перекрестке (фото делала в обед, загруженность осталась за кадром:) возле главного ЖД вокзала. Даже неопытному ездоку понятно в каком направлении ехать:
Еще пару примеров понятной разметки:
На улице возле ЖД вокзала сложная ситуация - все свободное пространство на тротуарах заполняют пассажиры поездов, велостоянки, киоски с едой и прочим. Поэтому велодорожка здесь проходит по линии автобуса:
Но возле ЖД также оборудованы несколько автобусных остановок, поэтому дорожка дальше проходит между автодорогой и автобусной линией:
На этой улице движение не интенсивное, но бетонные "буйки" все равно обеспечивают безопасность, выезжающим на проезжую часть, велосипедистам:
Пожалуй, я рассказала обо всех основных моментах удобного и безопасного движения. Я не знакома со статистикой велосипедных ДТП, но веря своем личному опыту, а езжу я каждый день, все эти решения работают и велосипедное движение становится все более популярным и необходимым. Автомобилисты, хоть и ругают велоездоков в разговорах и даже иногда называют их сумасшедшими, но всегда ведут себя вежливо и предупредительно. За более 1000 накрученных километров, я не встретила ни одного дорожного хама. Честно. Никогда не видела, чтобы машины парковались на велодорожках. Велосипедисты могут друг друга подрезать, могут без сигнала обогнать (на узкой дорожке можно очень даже и напугаться), могут задеть друг друга на остановке перед светофором, но при этом чаще всего извинятся, махнут рукой "извини, спешу" и поедут дальше. Никаких громких конфликтов, никакого хамства. Мне не за чем приукрашивать ситуацию, я и без этого влюблена в Мюнстер :)
Поезд+вело=любовь. Следующие картинки расскажут о том, что с велосипедом можно не только путешествовать по ближайшим городам и селам. С ними можно запросто уехать в любую точку Германии.
Внутри поезда в зоне велосипедов оборудованы откидные сиденья, т.е. если велосипедистов нет, там спокойно могут сидеть люди. Велосипеды пристегиваются ремнями для устойчивости (к сожалению, потеряла фото). Вот так выглядит знак на поезде, в котором есть места для вело (это локальная электричка, но в остальных поездах система опознавания похожа):
Поезда, в которых возможен провоз велосипедов, отмечены в расписании велосипедами :)
Билет для велосипеда можно купить, также как и билет на поезд, в автомате (фото кривоваты, но это не главное). Цена билета на целый день 4,5 евро:
Из остальных "велосипедных фишек" кратко расскажу об автоматах для продажи велосипедных камер.
Вот они:
Их автоматических подкачивалках - они есть на каждой заправке, но иногда встречаются и на улицах. Вот эту кто-то неосторожно зацепил автомобилем, наверное :)
О велошопинге - здесь огромное количество веломагазинов. Есть даже огромные велосупермаркеты с большим выбором не только деталей и запчастей, но и аксессуаров. Хотите, чтобы ваш звонок был оригинальным и подходил к велосипедной сумке по цвету и стилю? Хотите плетеную корзину на багажник или на руль? Съемную, для похода с ней в магазин? Чехол для сиденья от дождя или полный защитный дождевой комплект для владельца? Сумку на руль с планшетом для велокарты? Хотите украсить велосипед цветами? Какими? А хотите красные шины.. или голубые!? Все это и многое-многое-многое-многое-многое другое могут предложить веломагазины в Мюнстере. И это.. круто, я считаю.
И напоследок, пару фото, которые даже без комментариев расскажут о том, что в Мюнстере без велосипеда никак нельзя, ни взрослым, ни детям, ни бабушкам, ни дедушкам :)
В таких колясках возят совсем маааленьких деток:
Не успела качественно сфотографировать, это велосипед балансер без педалей:
А это вариант для более взрослых детей. Велосипед-прикрепленыш:
Мюнстерская цветочница :)
Мюнстерский почтальон:
Мюнстерское велотакси:
Очень популярное меховое седло:
Электробайки-близнецы (особо хороши для пожилых людей):
Самый центр города Мюнстер:
Пис!
Мюнстерский тандем:
Мюнстерский спортсмен:
В общем - поехали по стрелке, она гарантирует приятную поездку :)
Конец, кто досмотрел - молодец.
Физкультпривет :)
P.S. Забыла сделать умный вывод. Так вот, когда правительство оказывает чему-то настоящую поддержку и находит грамотных специалистов в этом чем-то.. то этому кому-то при большом его энтузиазме и интересе - все нипочем.
UPD Благодаря интересным комментариям читателей, нашла не менее интересную инфо о штрафах (перевела как смогла:)
Езда по велосипедным дорожкам в противоположном направлении: 15 евро
Использование мобильного телефона во время езды на велосипеде: 15 евро
Езда с наушниками или берушами: 10 евро
Езда "свободные руки": 10 евро
Езда без звонка или заднего отражателя: 10 евро
Езда ночью без огней: 10 евро
Проезд на красный свет: 125 евро, 4 пункта и лишение водительских прав на один год
Езда с уровнем алкоголя в крови до 1,6 (не написано чего): полная дисквалификация.
Кто знает, что такое 1,6 алкоголя в крови? Если это промилле.. так это же же ж.. пьяный человек :)