Когда я был маленьким, у дедушки в сарае стояли ящики с пустыми бутылками и банками. Раньше в деревнях их никто не выбрасывал. Да и в городе, в советские времена стеклотару сдавали в пункты приёма. Но потом эту систему развалили, производители стали соревноваться в замысловатости упаковки, а сам процесс стал ассоциироваться с бедностью. Конечно, до сих пор работают единичные пункты приёма стеклотары, но основными их посетителями являются бездомные и очень редкие сознательные граждане. У большинства в голове прочно засела мысль - "бутылки сдают нищие". А кто захочет, чтоб его причисляли к нищим?
Каково же было моё удивление, когда я увидел в Европе систему, которую мы потеряли с развалом СССР. И ведь она отлично уживается с капитализмом. Да, тара разная и там, но пивные бутылки сортируются по производителям и направляются на определённый завод, где их моют и используют повторно. Из-за этого появляются потёртости в форме колец, которые не встретишь в России.
Они образуются при движении бутылок по транспортёрной ленте на розлив и упаковку.
Многооборотная тара применяется, в основном, на больших производствах. При маленьких объёмах это не рентабельно. Я работал на небольшой пивоварне во Франции, и мы не принимали обычные бутылки. Но были специальные бутыли объёмом 1 и 2 литра, которые можно купить только на пивоварне. Стоят они, примерно, 16€ и 25€, соответственно. Их можно использовать повторно: приносишь пустую, а забираешь полную, доплачивая только за пиво (около 3€ за литр). В тару клиентов там не разливают. Эта система выгодна всем: покупатель приобретает свежее (зная расписание, его можно покупать в день розлива) пиво, а продавец зарабатывает на бутылках и получает постоянных клиентов.
Затем на пивоварне бутылки проверяют на сколы, моют, дезинфицируют и опять пускают в оборот.
Иногда, прежде чем вернуться за свежим пивом, бутылки долго стоят дома у покупателей. Остатки скисают, а потом образовывается плесень. Это очень раздражает персонал пивоварни. Однажды я с ними спорил по этому поводу, дескать, покупатель не должен думать о том, что надо бы ополоснуть бутылки. Это привело французов в настоящее бешенство, я не ожидал такой реакции. Покупатели, которые не моют бутылки были названы свиньями, на этом наша дискуссия завершилась.
Что касается крупных производителей, то для них, в больших сетевых магазинах устанавливают специальные автоматы. Они принимают бутылки и выдают чек с номиналом, который можно потратить только на покупки в этом магазине. Таким образом выгоду получают и торговые сети (в них возвращаются), и пивоваренные компании (большие обороты повышают рентабельность использования многооборотной тары).
Но наибольшее распространение многооборотная тара получила в Германии. Во всех крупных торговых сетях стоят автоматы. Левый предназначен только для одноразовых (пластиковых) бутылок и банок. Они просто прессуются и отправляются на переработку. Правый служит для приёма обоих видов. В средний автомат можно помещать только многооборотную тару, которая попадает в специальное помещение. Там их сортируют вручную сотрудники магазина, распределяя по ящикам разных пивоварен. Отверстия снизу предназначены как раз для ящиков. Покупка пива ящиками - обычное дело для немцев.
Стоимость тары варьируется, в зависимости от магазина и типа упаковки. Во Франции, обычно - это 20 центов за бутылку. В Германии - 8, 15, 25 центов. Можно подумать, что местные нищие как сыр в масле катаются, собирая бутылки. Но нет, их, французы, а уж тем более немцы, не выкидывают, а хранят до следующего похода в магазин. Таким образом поддерживается чистота в населённых пунктах и на природе. Ведь даже после выезда на шашлыки, например, все бутылки увозятся домой.
Этому способствует закон, который обязывает все магазины в Германии, принимать проданные бутылки обратно. Принимают даже бутыли от Нарзана, купленные в русском магазине. Там, где нет автоматов, просто относят их на склад, а потом приезжает специальная машина и забирает на переработку. Закон позволил в кратчайшие сроки уменьшить количество мусора в Германии. Увидеть пустую бутылку или банку на улице - большая редкость. Я очень надеюсь, что и в России пойдут по этому пути, ведь для нас проблема мусора не менее актуальна.
Тару, предназначенную для продажи в Гремании, маркируют особым знаком.
Либо надписью.
Стоимость тары не включена в стоимость напитка. На ценнике написана цена за бутылку пива - 0.95. А ниже цена тары - 0.08. Самым крупным шрифтом обозначена цена ящика - 13.99, а внизу стоимость бутылок и самого ящика - 3.10, которую придётся доплатить на кассе, это своего рода залог.
На ценнике можно заметить ещё одну особенность - стоимость литра. Такой закон действует и во Франции. Он обязывает магазины указывать цену за единицу веса (1 кг) или объёма (1 л), чтоб производитель не мог вводить покупателя в заблуждение. Благодаря этому, можно выбрать товар в, по-настоящему выгодной упаковке. Правда, такие ценники стимулируют потребление, люди покупают большие объёмы в погоне за дешевизной, хотя, на самом деле, столько им и не надо.