А где же Дэф?

Jun 05, 2012 11:00




Вместо вступления.

С самого начала, когда Дэф у нас появился, я заметил, что у него странно уходит антифриз - стоило залить полный бачок охлаждающей жидкости, как через пару сотен километров ее уровень опускался ниже минимума, и продолжал стабильно там держаться. При этом машина работала нормально, никаких проблем не было.

1. И еще, продолжая вступление. В октябре, перед поездкой на Кавказ, я установил спереди силовой бампер с лебедкой и дополнительным светом, а номерной знак с рамкой пришлось переносить на решетку радиатора.


2. Трасса М4 практически вся была в отличном состоянии, и в районе Воронежа я подал команду "самый полный вперед" в машинное отделение. Дэфа раскочегарили до предела - чуть больше 130 км/ч, и так ехали некоторое время.


Вскоре я заметил, что по бортовому компьютеру (Мультитроникс) температура охлаждающей жидкости начала ползти вверх (на улице не жарко - всего +15, а мы несемся довольно бодро), при этом стрелка на приборной панели по-прежнему была в середине шкалы.

В общем, мы едем, температура растет, а я с интересом наблюдаю за происходящим. В памяти всплыла глава инструкции "в случае перегрева система автоматически ограничит мощность двигателя". Вот уже 100 градусов, 105, 110…

Лишь в районе 115 градусов стрелка на приборной панели взлетела вверх, загорелась лампочка и мозги прекратили подачу топлива. Мультитроникс при этом истошно верещал предупреждениями.

Я просто отпустил педаль газа, машина шла накатом на передаче, и через 15-20 секунд температура вновь упала до нормы. Ну и так повторилось еще два-три раза подряд.

Доехали мы благополучно, только вот мотор почему-то сожрал пол-литра масла. Удивившись и списав это на быструю езду, я долил маслица и мы продолжили кататься. Все было замечательно, только на перевалах машина часто нагревалась до 95-97 градусов, и температура падать не желала. Более того, стоило отпустить педаль газа - как температура тут же подскакивала еще на +3...+5 градуса, и лишь потом начинала снижаться. На обратном пути в Москву стрелка подскакивала еще один или два раза.

3. В конце января мы съездили в Карелию, где Дэф нас ни разу не подвел, и успешно заводился в -20 градусов.


На обратном пути под капотом вдруг что-то загудело. Причем не все время, а только когда мотор работал под нагрузкой. Доехали домой нормально, но гул меня напрягал.

Вначале подумал на какой-то из роликов навесного, что просто от сильного мороза (в Москве было за -25) загустела смазка или навернулись подшипники. Потом - что турбине пришел конец, так как гул раздавался только при разгоне.

Поехал в "Турбо-Ост" (ребята занимаются компрессорами, знаю их еще со времен постройки ЛеоКара). Прокатились с мастером по улице. "Нее, это 100% не турбина! Она так не гудит! Гул низкий, похоже на навесное оборудование мотора (кондей там, генератор...). В общем, не наш профиль".

Оттуда поехал в клубный сервис ЛР4х4. Те, недолго думая, скинули вентилятор и приводной ремень, чтобы кроме самого мотора больше ничего не вращалось, и запустили двигатель. Тоже сказали, что на турбину вообще не похоже, но и понять в чем дело не смогли. Заодно, когда лазили там, сказали, что у меня течет передний сальник коленвала, и из-за этого еще уходит масло.

Кстати, машина начала себя вести непонятно. Вначале перестала заводиться "на холодную" с первого раза, хотя сильные морозы спали, а я еще залил присадку в бак на всякий случай. Мастера сказали, что предпусковые свечи накаливания выработали свой ресурс.

Потом, через некоторое время, Дэф перестал сразу заводиться и "на горячую". Приходилось долго крутить стартером, мотор "схватывал", но не заводился. При этом, будучи заведенным, двигатель работал ровно, не троил и тянул довольно бодро. Не зная, что делать дальше со всем этим, решил начать с замены сальника коленвала.

4. Так как в клубном сервисе не смогли это сделать, я поехал к официалам "Муса Моторс" на Профсоюзную.


5. Подсветка порогов за 30 штук! Скидки! Оявшокеее!


Через три дня мне позвонил мастер-приемщик и сказал - внимание - "Официальный сервис не может отремонтировать вашу машину! У нас нет хитрого инструмента, чтобы снять эту штуковину! Езжайте в наш центральный сервис где-то на Звенигородском шоссе! А определить причину гула мы не можем, мы можем разобрать двигатель и заказать вам новый мотор в сборе, если случай гарантийный и машина на гарантии!" :)))

В общем, я снова был немного в шоке. Записался в тот сервис, куда мне рекомендовали, они еще несколько дней заказывали откуда-то со склада "съемник коленвала", и в конечном итоге сделали все за полдня. Поменяли сальник. Только вот масло уходить не перестало, и гул не прошел.

6. В конечном итоге я снова вернулся в "Турбо-Ост" и сказал "снимайте турбину". Сняли. Офигели. Люфт крыльчатки составлял почти 7 миллиметров, хотя она вообще не должна двигаться! А тут просто пальцем ее шатаешь в любую сторону - и она двигается! Ладно, источник гула вроде бы нашли.


Дальше я попросил ребят починить турбину. Если быть точным, заменить ее центральную часть (картридж) в сборе. Так как турбина на этом моторе была хитрая (с электронным управлением геометрии), то гарантию, что все будет работать как должно, мне не давали.

7. Что такое турбина? Две крыльчатки, наподобие вентилятора, соединенные осью. Одну вращают выхлопные газы мотора, а другая с силой надувает воздух в двигатель. Ну и центральная часть между крыльчатками с каналами смазки подшипников.


Вроде бы все просто. За исключением того, что с одной стороны этой железяки температура составляет 700-900 градусов цельсия (раскаленные газы), а с другой - холодный воздух, засасываемый с улицы.

Ну а сами крыльчатки в рабочем режиме вращаются со скоростью до 150'000 оборотов в минуту! То есть двигатель, например, уже на 6000 оборотов ревет вовсю, а тут 150 тысяч! В общем, очень сложный агрегат.

8. Итак, турбину мою починить не смогли ввиду большого ее износа, и предложили заказать новую. Две недели Дэф стоял в ожидании поставки турбин из Европы, пока я не плюнул на все и не нашел эту турбину в наличии на соседней улице (!) и на пару тысяч дешевле! :)


9. Вот она, красавица!


10. Видна крыльчатка, которая на старой турбе болталась в разные стороны при работе (дисбаланс), вызывая гул.


11. Ставим новую турбину.


12. Снимаем поддон картера для промывки. Он весь в очень мелкой металлической пыли - износ предыдущей турбины, плохо.


13. Низ двигателя. Виден, кстати, датчик температуры масла, к которому на Дэфе ничего не подключается.


14. Моем поддон в специальном аппарате, после сушки он как новенький. Ставим его обратно, и я выезжаю домой.


С новой турбой на Дэфа прямо "снизошла благодать" - вваливать он начал просто нереально по сравнению с тем, что было. Гул прошел, машина едет, все замечательно!

15. Пробег при установке турбы.


16. Радость длилась недолго. Следующим утром я оценил народную мудрость "если под Лэнд Ровером на асфальте нет масла, значит, в двигателе его тоже нет". Весь мотор был буквально залит маслом. Его даже набросало на капот изнутри.


17. Задний (!) мост тоже в моторном масле!


18. Да что там мост! Видите черные точки на колпаке запасного колеса? Тоже масло!


Вначале я вернулся в "Турбо-Ост", те заново сняли поддон, промыли, снова приклеили герметиком. Я прокатился километр, вернулся к ним. Та же картина.

19. В общем, на следующий день, узнав примерный порядок цен, я остановился на сервисе "Дизель Пауэр", которых очень удобно находился в двух станциях метро от меня, и в 5 минутах пешком от моего гаража. К ним и поехал со словами "что-то не так, не посмотрите?". :) Мотор при этом работал ровно, но громыхал так, что в квартире на 4 этаже было слышно, как я паркуюсь перед домом.


Старший мастер сразу отсоединил трубку вентиляции картерных газов. Оттуда прямо-таки настоящей струей рвались наружу масляные пары от работающего двигателя.

- Да что тут смотреть-то? Хана мотору. Машину оставляете или как?

20. Сняли голову. Нереальный износ поршневой группы. Цилиндры просто-напросто болтались внутри на полмиллиметра, если их подвигать пальцем.


Главный инженер сказал мне, что с таким смешным пробегом (112 тысяч километров) машины приходят к ним по двум причинам - масляное голодание (не уследили за уровнем и двигатель заклинило) или же перегрев.

21. Вытащили мотор целиком, разобрали на части. Низ мотора в идеале (коленвал вообще прямо будто с завода), с головой тоже более-менее порядок. Значит, масляного голодания не было. Остается перегрев.


Ситуация прояснилась, когда механик перед сборкой снял радиатор двигателя, чтобы промыть.

Итак, радиатор весь был конкретно забит грязью, тополиным пухом, травой и черти чем еще. Новый радиатор стоит 25 тысяч, так что решили мыть старый. Сутки он отмокал в какой-то злой химии, после чего на мойке керхером несколько часов выбивали из него всю грязь, которой там было какое-то нереальное количество. К тому же, нашли две микротрещины на внутренней его стороне, и сказали, что это скорее всего заводской брак, так как трещины в местах пайки и пробить их со стороны двигателя чем-либо невозможно.

В общем, коллективным разумом пришли к выводу, что дело происходило следующим образом.

Дэф появился у нас с грязным радиатором. При обычной мойке вымыть его не получается (если не мыть специально изнутри), так как перед ним установлен радиатор кондиционера. При этом грязь, пыль и пух на нем прекрасно скапливаются.

Тем не менее, его все же хватало на то, чтобы более-менее нормально охлаждать двигатель (до поры до времени).

Дальше я ставлю бампер с лебедкой и переношу номерной знак вверх, на решетку, попутно перекрыв половину радиатора.

Потом вваливаю по трассе и мотор, понятное дело, начинает греться, так как забитый грязью и перекрытый наполовину радиатор не может нормально его охладить. Плюс еще не забываем, что уровень антифриза по чуть-чуть уходит из-за микротрещин радиатора.

Я же веду себя спокойно, так как до этого у меня были машины с бензиновыми моторами, и несколько раз я их перегревал без каких-либо последствий. А тут мотор даже не кипит, а просто повышается температура на 10-15 градусов. И стрелка на приборной панели стоит посередине, как бы намекая, что все нормально, мотор работает в штатном режиме.

Дизельный двигатель даже просто так прогреть довольно сложно, в отличие от бензинового, но вот длительный перегрев (сколько мы там катались по серпантинам?) для него, как мне объяснили, очень опасен.

Во время перегрева начинает происходить высокий износ поршневых колец и стенок цилиндров. Получается очень мелкая пыль, которая оседает в масле (см. фото 12), и которую при этом практически не фильтрует штатный фильтр, так как частички пыли очень маленькие.

Далее масло с этими частичками пыли (по сути - с металлическими опилками) попадает в турбину, которая крутится на диких оборотах, стремительно убивая подшипники вала, на котором расположены крыльчатки.

Возникают продольный и поперечный люфт вала (как я писал, крыльчатку можно было просто пальцем шатать в любую сторону). На огромной скорости лопасти крыльчатки начинают потихоньку бить по стенкам турбины, вначале на какие-то микроны, а потом все больше и больше, стачивая металл со стенок и стачиваясь при этом сами.

И вот весь этот абразив вместе с нагнетаемым воздухом начинает попадать в цилиндры работающего двигателя, действуя словно наждачная бумага, и еще более усугубляют процесс износа поршневой группы.

Ну и в довершение ко всему, из-за изношенной поршневой часть отработавших газов, которым самое время покинуть камеру сгорания через выпускной коллектор, вместо этого проходят мимо колец и попадают внутрь двигателя, где их быть не должно, контактируют с моторным маслом, резко ухудшая его свойства и тем самым добивая мотор в целом.

Изначально у меня потек лишь сальник коленвала из-за этих самых отработанных газов - система вентиляции двигателя просто не справлялась с возросшим объемом картерных газов. А уж когда поставили новую турбину, и мотор вроде как "начал вваливать", давление газов внутри его существенно возросло, и они начали выдавливать масло через все возможные щели - вся машина буквально была в масляных брызгах…

Итак, от момента "все работает замечательно" до момента "едва живой" прошло всего около 1000-1200 километров.

Мораль - нельзя перегревать дизель.

22. Готовимся к сборке мотора.


23. Головка блока цилиндров. Раз уж сюда залезли, решили перебрать и ее, все отполировали, притерли клапана к седлам и отрегулировали их.


24. Блок чуток расточили, изготовили с нуля гильзы (так как заводских почему-то не производят), загильзовали, подняли хон в цилиндрах, ну и вообще, сделали все, что было необходимо. Коленвал был в идеале, лишь поменяли все вкладыши.


25. Дэф без мотора.


26. Еще. Когда начали собирать, развалился какой-то подшипник первичного вала в коробке. Надо отдать должное ребятам, которые в пятницу в 8 вечера умудрились найти в Москве этот самый подшипник и привезти его в сервис.


27. Мотор на месте, навесное тоже. Завелся с пол-оборота.


28. Новенькая турбина.


29. Конец мая. Самое время поменять зимнюю резину на летнюю.


30. Заправляем кондиционер...


31. Перевешиваем номер на бампер от греха подальше. Номер посадил на болты М10 с 40-миллиметровыми шайбами. :)


32. Ну и понеслось - обкатка по МКАДу 600 километров, за пару ночей осилил. Потом первая замена масла, мотор не съел ни грамма. Второй этап - плюс 1500 километров и снова замена масла.


Подводя итоги.
Раньше мотор работал так: "ды-ды-ды-ды-ды".
Теперь он работает так: "мур-мур-мур-мур-мур". :)

Ну а еще мы недавно съездили на Воргол, побывав на встрече блоггеров и намотав +800 километров... Но это уже другая история!

Дефендер, Делюсь опытом, Вспоминая прошлое, Айфонофотки, 2012, Размышления, Лучшее в блоге

Previous post Next post
Up