День армянских храмов

Oct 18, 2011 09:12



Отдельный день нашей фотоэкспедиции мы решили посвятить трем интересным местам, которые связаны с армянской культурой.


1. По дороге к первой точке.


2. Село Богатое. На спутниковой карте храм просматривался весьма хорошо, но пока пробрались к нему сквозь заросли на склоне горы, потеряли много времени.


3. В XI-XII вв. часть армян, спасаясь от угнетателей, турок-сельджуков, вынуждена была покинуть родину. Некоторые обосновались в Крыму, главным образом между Белогорском и Феодосией, где и сохранился ряд исторических памятников этого народа.


4. Исходя из стиля постройки, данный храм относят к XIV в.


5. У здания три входа; северный и южный имеют вид портала. К сожалению, в настоящее время они заросли глухим бурьяном, так что внутрь заходить пришлось через окно.


6. Вид на алтарь.


7. Стены и многочисленные стенные ниши украшены резьбой по камню.


8. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый ("двускатный"), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, "встречающихся" в верхней точке. И ведь все это делалось без цемента, "враспор", и уцелело до наших дней!


9. К сожалению, часть крыши рухнула. Несмотря на то, что храму около 600 лет, еще в 1960-е годы практически все здесь было целым...


10. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты.


11. Взглянем поближе.


12. Свод алтаря.


13. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод).


14. Первоначально храм носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, пожить среди красивой природы.
Рядом с храмом мы увидели стаю индюшек, бегающих среди кустов.


15. Дальше мы поехали по направлению в Старый Крым. В селе Тополевка на вершине горы, спрятанная густыми зарослями от чужих глаз, стоит армянская церковь святой Параскевы. Рядом раскинулось живописное озеро.


16. Церковь эта сооружена в 1702 году, ей более 300 лет!


17. В 1907 году храм был отреставрирован силами монастыря. А сейчас же он приходит в упадок.


18. Каменная плита возле входа.


Надпись на ней гласит:
“Сей славный, божественный храм,
Слава армянского народа,
Вновь сооружен с основания
Даяниями жителей Крыма
Во имя св. девы Параскевы,
При настоятельстве Иакова,
доблестного архипастыря,
Попечением Магдеси Ованеса
И Магдал Айдина из Кафы,
Трудами каменщиков Григория и Донакана,
На утешение отца Вартана
И причетника Саркиса".

19. Отличные строители, армянские мастера возводили свои постройки очень прочно. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные.


20. Здесь мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; апсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. Вследствие этого церковь получилась хотя и весьма скромной в архитектурном отношении, но зато, благодаря своей прочности, дожила до наших дней. Да и нужна ли была в этом месте изысканная архитектура?


21. Ну а далее мы отправились в Старый Крым, и, въехав в город, вскоре свернули направо на дорогу, ведущую к монастырю.
Первым впечатлением было - перед нами не монастырь, а замок, причем хорошо укрепленный. Впечатление почти правильное. В смутное время строительства монастыря, оборона была на первом месте.


22. Сурб Хач (название монастыря) в переводе с армянского означает "Святой Крест".


Легенд о Сурб-Хаче существует много. Одна из них рассказывает, что в XIV веке армяне-переселенцы стали искать место для монастыря. В лесу, в четырех километрах от Солгата, они нашли развалины старого замка, построенного, вероятно, греками и разрушенного в XI веке. Оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в середине XIV века вырос будущий оплот армянского христианства в Крыму.

23. Вход на территорию монастыря.


24. Рядом стоит деревянная плита, украшенная искусной резьбою (Хачкар).


25. Входной коридор. Дверь слева ведет в небольшое хозяйственное помещение.


26. Центральный дворик ("лапидарий").


Церковь Святого Креста возвышается слева от входа; справа - восточный фасад трапезной, с этой стороны двухэтажной, а прямо - высокая, точно крепостная стена, глухая монастырская ограда с маленькой, почти незаметной (едва ли не потайной) калиткой, ныне замурованной за ненадобностью. Сходство с крепостью придает монастырю и высокая башня, вырастающая над папертью.

Башня - простая прямоугольная призма с односкатной кровлей - вполне могла бы использоваться в качестве сторожевой: из ее окна окружающая местность просматривается достаточно далеко. Однако назначение башни было мирное - служила она главным образом колокольней: железный кронштейн и монастырский колокол до сих пор висят на своем месте.

27. Трапезная монастыря.


28. В трапезной находятся два больших камина. Во времена своего процветания монастырь Святого Креста окружен был террасами садов. Сотни корзин яблок, слив собирали монахи в свои подвалы. Река рядом с монастырем давала рыбу, лес давал грибы, дичь.


29. Основой монастыря, его центром притяжения всегда служил храм Сурб Ншан (Святого знамения). Это самое древнее сооружение не только на территории Божьей обители, но и одна из наиболее старых армянских построек в Крыму.


30. В тот день, когда мы посещали монастырь, мастера как раз реставрировали крышу. Я спросил, можно ли пройти за ограждение и подняться наверх. Не помню точно, но ответом было что-то вроде "зачем спрашиваешь, хочешь - поднимайся!".


31. Крыша покрыта красной черепицей, отсюда видно купол монастыря.


32. А здесь находится двухэтажный братский корпус с открытым двориком.


33. В этих кельях раньше жили монахи.
В монастыре также работали мастера-переплетчики. В Ереване в Институте древних рукописей (Матенадаран) сохранилось несколько книг с миниатюрами, созданными в монастыре. А глиняные трубки, сделанные руками монахов, наверное, еще сохранились во многих старокрымских домах.


34. Из Солхата в Судак мимо монастыря вела широкая дорога. Караваны с Востока везли товары на Запад, останавливаясь на ночлег в монастырской гостинице. Также в ней останавливались паломники.
К сожалению, во время войны она была разрушена, но после, в 1970-х годах, восстановлена по рисункам (длинное здание с красной черепицей).


Долгое время в монастыре действовала школа, в которой детей обучали искусству миниатюры, рукописному делу, философии, риторике, арифметике, грамматике, географии. Из Армении приезжали на многие годы преподавать поэты и известные мастера миниатюры.

35. На территории храма также расположен сад с лестницей и двумя источниками.


36. По еще одной легенде, монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой.


37. Источник украшен резьбою.


38. Монах, набрав воды, идет и неспешно общается с одной из прихожан.


39. А вообще, оказавшись в таком месте, отчетливо понимаешь, что время здесь тянется чуточку медленнее, чем обычно.


40. Впрочем, это лишь позволяет лучше насладиться тишиной и уединением.


Точки съемки
Ссылка на карту, там можно посмотреть, где были сделаны фотографии.

При написании использовался текст с сайтов:
geocaching.su

Крымский полуостров 2011
Сводный пост путешествия

Понравился пост? Нажмите на кнопку! Один клик, а мне приятно! :)

2011 Крым, Церковь, Путешествия, Архитектура, Старина, Фрески/Иконы, Животные/Птицы, Украина, Крым, 2011

Previous post Next post
Up