Ура! Наконец-то нам исполнился целый год!
Ровно 365 дней назад наш магазин распахнул свои двери перед первыми покупателями.
1. Год - это сравнительно небольшой возраст, но все же, оглядываясь назад, понимаешь, что сделано было очень многое!
2. Хотя мы по-прежнему по уши в долгах, но все же, считаю, что определенный прогресс у нас есть, и он заметен не только по статистике отчетов 1С, но и даже по фотографиям (рассказ про
открытие год назад).
3. Впервые за год магазин закрылся на небольшой "технический перерыв". :)
Торговля, как оказалось, довольно сложная наука, и мы стараемся потихоньку ее постигать.
Даже дизайн и оформление витрины занимают много времени, не говоря уже о закупке товаров, контролем за их поступлением, оприходованием в базе данных и так далее. При этом приходится держать "руку на пульсе" с теми же распродажами, и постоянно придумывать какие-то новые акции.
В роли генератора идей у нас обычно выступает Юля, она же занимается вопросами закупки. А я в свою очередь контролирую, чтобы "административная часть бизнеса проходила в полной гармонии" (если эту нервотрепку можно так назвать).
4. Но, повторяюсь, прогресс все же есть.
Пару дней назад проходили по техническому коридору на нашем этаже, в нем на полу сидело человек пять сотрудников из магазина "Адидас", который скоро открывается. Они "закопались" в сотни коробок из-под обуви, распределяя ее и готовясь выставить на прилавки.
Увидев все это, мы сразу же вспомнили торговый зал
перед открытием . Только у нас на относительно маленькой площади было намного больше товара, а работали над ним тогда всего три человека.
Зато опыт все же потихоньку приходит с каждым днем, трудовой процесс становится более отточенным и то же приходование товара, которое раньше занимало несколько часов, сейчас делается за 20-30 минут.
5. Наш более-менее сложившийся коллектив, который, как я очень надеюсь, будет и впредь дружным и сплоченным.
Кстати говоря, каждый раз, когда мы делали подобную "групповую фотографию" напамять, впоследствии приходилось кого-то увольнять по той или иной причине. Такое происходило уже три раза, и, как мы шутим - человек начинает "исчезать" с фотографии, по аналогии с фильмом "Назад в будущее". Надеюсь, что этот раз будет приятным исключением. :)
6. Год - это пока что еще небольшой промежуток времени, чтобы начинать писать "мемуары о становлении бизнеса" (
svictorych, привет!) :)))
Но одну историю я все же вам расскажу.
Предыдущее лето было просто никаким в плане торговли. Центр не раскручен, все люди в отпусках, ассортимент товара небольшой. У нас тогда работали четверо продавцов в две смены. Одна смена также вскоре "исчезла" с фотографии.
Преамбула.
Зарплата продавцов состоит из "выхода" (оплаты за отработанный день) и "процента" с продаж. В одной смене работали две сотрудницы, одна была старше 40 лет и с огромным опытом продаж (в том числе с "элитными" товарами в "Крокус Сити", также была старшим продавцом/администратором в других магазинах), а вторая - девушка 25-ти лет, которая неплохо продавала вещи.
Это была "сильная" смена. В "слабой" смене работали две девушки 20-ти лет с "ветром в голове" - стажа у них почти не было, продавали так себе, но так как очереди желающих устроиться на работу тогда не было (весь ТРЦ был обклеен табличками "требуется продавец"), то и выбирать не приходилось. И еще они постоянно "косячили" - вроде бы все по-мелочи, но одно накатывалось на другое регулярно.
Ну и вскоре "сильная" смена начала потихоньку садиться нам на голову и пытаться диктовать свои условия. Вегас переходил на новый график работы (13-часовой рабочий день), они сказали, что так работать не будут. Меняться с кем-либо из "слабой" смены, чтобы учить девчонок продавать, они тоже не хотят - работали только лишь в паре. Ну и так далее, всего было достаточно много моментов, когда мы чувствовали, что они нас чуть ли не отчитывают, а мы вроде как оправдываемся.
Старшая прекрасно знала законы и свои права, а также как вести себя в различных ситуациях (еще бы, с ее-то стажем). И, надо отдать должное, продавец она действительно была хороший. А у нас опыта - ноль, поэтому с чем-то приходилось мириться, утешая себя, что работать сейчас все равно некому, а дальше должно быть лучше.
Ну и сама история.
Был один из последних дней лета 2010 года. Через девять дней должна была состояться наша с Юлей свадьба с небольшим "отпуском" на 2-3 дня, и мы разрывались между работой и подготовкой к празднику.
В тот день мы поехали в Вегас, чтобы выдать зарплату как раз "сильной" смене, а потом по плану собирались рвануть в Костромскую область на два дня, залезть на
Галичскую 350-метровую телевышку и посетить еще один
знатный абандон. Вроде как последняя поездка лета и последняя поездка перед свадьбой.
Приезжаем мы на работу, начинаем считать зарплату по дням, говорим результат девчонкам. Те вдруг начинают нам рассказывать, как им здесь плохо, что они расчитывали на совсем другие суммы (а откуда им взяться, если торговли вообще почти не было?). Говорят, что я все это знал заранее, так как просчитывается это элементарно (правда, когда я попросил их на бумаге объяснить, как можно просчитать выручку за два летних месяца в только что построенном торговом центре - сразу успокоились). В общем, разговор как-то плавно перетек в скандал, причем прямо при клиентах.
Мы пытались их успокоить, убеждая, что дальше будет лучше, но они требовали для себя более выгодных условий, чем у "слабой" смены, хотя при приеме на работу мы все обговаривали.
В конечном итоге вопрос поставили ребром - или я соглашаюсь, или они уходят. Начав продумывать дальшейшие варианты, я предложил им поработать две недели на более выгодных условиях, пока мы найдем других продавцов. Старшая сотрудница сказала, что им это неинтересно, что по договору она на испытательном сроке, а это значит, что она без объяснения причин пишет заявление об увольнении по собственному, и я обязан вернуть ей трудовую в течение трех дней (повторюсь, права свои она знала хорошо). И работать было бы просто некому. Я сказал, что подумаю над всем этим.
Немного офигев от всей этой ситуации, мы выехали на МКАД и отправились по Ярославке из области. Что делать - хз... Уступишь сейчас - дальше наверняка будет хуже. Не согласишься - работать будет некому. Да еще и эта свадьба через несколько дней...
Ничего не придумав, в районе Сергиева Посада встаем на обочину и достаем телефоны. Созваниваемся с девчонками из "слабой" смены. Объясняем ситуацию, те готовы временно поработать не "два через два", а "три - один выходной" или даже "четыре - один". Юля в ежедневнике рисует новый график, выкраивая для нас выходной день 9 сентября - свадьба. В начале сентября придется работать самим. Вроде как с графиком более-менее ясно.
Тут же, в машине, оплачиваем счет на Хэдхантере и снова размещаем вакансию продавца. Понимаем, что от поездки лучше отказаться, и разворачиваемся обратно в Москву.
Приезжаем снова в Вегас. Перед тем, как зайти в магазин, Юля берет меня под руку, мы натягиваем улыбки до ушей, изображаем счастливые лица, рассказываем друг другу что-то смешное, и, прямо-таки излучая собой позитив, заходим внутрь и садимся.
Девчонки поняли, что что-то не то происходит, но спрашивать не рискнули. Так и прошел день - мы сидели за кассовым столом и смотрели, как они работают.
Это был один из последних дней августа. Народ начал возвращаться из отпусков, и в центре было довольно много людей. По иронии судьбы, именно в этот день впервые за два месяца работы мы "сделали план" - ту сумму, на процент с коротой продавцы "облизывались" на собеседованиях...
22-00, время закрываться. Достаю из лотка принтера два листа бумаги, протягиваю им - пишите заявления. Квадратные глаза и покрасневшие лица.
- А вы что, уже нашли, кому работать? - спрашивает старшая (интонацию этого вопроса я запомню на всю жизнь).
- Ага. (без объяснений)
- А можно с сентября заявление написать?
- Нее, пишите сегодняшним днем. Иначе испытательный срок не пройдете.
Уходили со слезами. Просидеть целое лето в пустом ТРЦ, чтобы уволиться перед осенью, когда в Москву возвращаются все из отпусков. Трудовые пообещал отдать после инвентаризации склада, пропуска и ключи забрал сразу.
Через несколько дней, когда мы все-таки смогли вырваться в Калужскую область, в дороге зазвонил телефон. Звонила старшая - извинялась за скандал и просилась обратно на прежних условиях. Ну а мы с Юлей к тому времени успели уже обрадоваться, что их уволили.
В трудовой продавца, впервые за более чем 20-летний стаж время работы на последнем месте было менее двух месяцев, она, видимо, не ожидала такого развития событий, и просчиталась с этим моментом.
Мы приобрели немалый опыт в общении с людьми всего за один день.
10 сентября, на следующий день после свадьбы, пришлось ехать на работу к 10 утра. :)
Вскоре мы нашли продавцов на замену, и с ними тоже было много "приколов" (не таких, конечно, но "веселые" моменты были), но это уже другая история.
7. Тем не менее, мы отметили День Рождения с хорошим коллективом, и, надеюсь, с этой фотографии больше никто не "исчезнет".
Таймлапс: Подготовка к Дню Рождения.
Click to view
Ну и напоследок - вроде как из ИП-шек (индивидуальных предпринимателей), занимающихся обувью, в Вегасе остались только мы одни, все остальные - ООО и сетевые магазины. Надеюсь, что в этом больше хорошего, чем плохого! :)