Когда во времена позднего СССР в долине реки Иныльчек были найдены залежи вольфрама, олова, молибдена и других полезных ископаемых, то руководство страны приняло решение "не мелочиться", а построить горно-обогатительный комбинат и небольшой город для его обслуживания прямо в горах Тянь-Шаня, на высоте 2500 метров, недалеко от границы с Китаем и "семитысячника" Хан-Тенгри...
1. Эти места удалены от ближайшей цивилизации примерно на 150 километров. Про непростую, но
очень красивую дорогу через перевал Чон-Ашуу высотой 3805 метров я рассказывал в предыдущей части. Строить её начали в 1980 году, закончили в 1989 (один лишь горный перевал, который пришлось "опустить" на 40 метров, попил немало крови строителям). Но усилия оказались напрасными: СССР развалился, и практически достроенный город вдруг просто стал никому не нужен. Километры пути остались у нас за спиной, надо лишь пересечь мост через реку Иныльчек. На склоне высокой горы можно рассмотреть остатки горно-обогатительного комбината.
2. На въезде встречает интересная табличка - эдакий привет из прошлого. Часть её перекрашена явно позднее.
3. Когда-то пограничная зона начиналась именно здесь, а после моста стоял КПП, где у посетителей проверяли документы. Сейчас этот пост заброшен. По старому советскому асфальту упираемся в склон горы, и поворачиваем направо.
4. К 1989 году всё было готово. Но построенный комбинат так и не запустили, а город не заселили.
5. Дома стоят брошенными среди гор Тянь-Шаня и смотрят на нас чёрными глазницами.
6. Здание школы, возле которого никто не собирается 1 сентября.
7. Детская площадка, на которой не слышно смеха.
8. Достаточно атмосферное место, по улочкам которого можно гулять очень долго.
9. Остатки производственных зданий.
10. Куча подземной и наземной инфраструктуры. Вышки ЛЭП, рядом огромные топливные баки, подстанции вдалеке. И полное отсутствие людей.
11. Заброшенный кинотеатр. А может, здание администрации. Кажется, что вокруг ничего нет, но стоит внимательно посмотреть под ноги - всюду валяются какие-то документы, остатки техники или просто ржавый металл. Кое-где встречаются спуски под землю.
12. Широкая заасфальтированная дорога ведёт вглубь долины. Траншеи справа от машины оставили охотники за металлом, когда срезали коммуникации.
13. Кирпичные пятиэтажки, среди которых немного жутковато гулять. В некоторые дома успели даже установить сантехнику. Возле них находится неприметный перекрёсток, откуда дорога уходит в сторону комбината.
14. Начинаем набирать высоту. На удивление, асфальт в очень хорошем состоянии, лишь временами дорогу пересекают сошедшие оползни. Остатки ГОК, которые почему-то не порезали на металл, и полоса асфальта прямо над ним.
15. Похоже на снимок с дрона? Нет, на самом деле мы просто набрали 600 метров высоты по серпантину. Виден въезд в город, мост через реку Иныльчек и заброшенный КПП.
16. Пятиэтажки, здания школы и больницы, и ещё куча всего. Если проехать город насквозь, то дорога вдоль реки пойдёт в сторону китайской границы, там же будут горячие источники Ак-Суу.
17. Вид на долину с высоты, внимательные читатели разглядят асфальтовые серпантины. А ещё здесь нередко случаются землетрясения - сейсмоактивная зона, как-никак...
18. Обогатительные каскады комбината. Внутрь горы пробита большая шахта длиной около двух километров, которая потом расходится в разные стороны. Туда мы не рискнули заходить. Говорят, в этих местах из-под земли выходит радиоактивный газ радон, а вентиляция, понятное дело, отсутствует.
19. В 40 километрах отсюда находится ледник Иныльчек, дающий начало реке, откуда открывается потрясающий вид на "семитысячники" Тянь-Шаня.
Впервые мы оказались здесь в 2012 году, но тогда не успели оформить пропуска, и военные развернули нас на мосту, даже не пустив в сам город. Во второй раз дорогу завалило оползнем буквально за несколько дней до нашего приезда. На этот раз и дорога была в порядке, и пропуска в погранзону получены, но вот стрелка топлива намекала, что в баке осталась только треть солярки, а ведь надо ещё выбираться отсюда. Что же, будет повод снова вернуться в эти края!
20. "Уважаемые пассажиры, наш самолёт готовится совершить посадку в аэропорту города Иныльчек..."
21. Вы, конечно, не поверите, но здесь успели построить даже аэропорт! Дорога из города упирается именно в него. А саму взлётно-посадочную полосу местные облюбовали для проезда: зачем трястись несколько километров по разбитой грунтовке, когда можно прохватить с ветерком по гладкому бетону?
22. Когда-то здесь садились самолёты, а сейчас гуляют мохнатые коровы - яки. Как только человек откуда-то уходит, природа начинает забирать своё.
23. Остановились на обед, пока супруга готовила еду, я решил полетать на дроне. На улице ещё день, но город расположен среди высоких гор и потихоньку начинает погружаться во тьму. В 2015 году мы встретили здесь двух путешественников, ставящих палатку возле стены одного из зданий. Рискнули бы переночевать в таком месте?
24. Остатки производственных помещений. Слева вдалеке возле бетонных плит видны горы какой-то химии.
25. Пытаюсь представить себе, в какую сумму всё это когда-то обошлось нашему государству - и не получается. А ведь сколько ещё подобных мест, разбросанных по самым дальним уголкам бывшего СССР?
26. Забавно, что мы никого там не встретили, но уже потом, монтируя отснятое видео дома, заметил, что были там всё-таки не одни.
27. Прощальный взгляд на Иныльчек с высоты. 30 лет назад здесь вовсю кипела жизнь.
28. Переехав через мост, останавливаемся чтобы оглянуться. Склоны гор всё ещё освещены лучами солнца, а сам город-призрак уже погрузился во тьму.
29. До свидания, Иныльчек! Надеюсь, ещё увидимся.
30. А потом нас ждала непростая ночная дорога в Каракол среди высоких гор Тянь-Шаня.
По традиции в конце рассказа выкладываю видео, снятое нами в тот день:
Click to view
Если вы не любите красивые серпантины среди облаков, то сразу перематывайте первые полторы минуты. Ну а если ещё не подписались на мой канал, то сейчас самое время это сделать. :)
Приятного просмотра!