Плато Арабель - Белое безмолвие

Sep 19, 2019 19:05



Одна из самых высоких дорог в Киргизии, доступная для любого автомобиля. Место, где даже летом царят снег, холод и ветра. Рассказ о том, как наша команда впервые преодолела отметку в 4000 метров над уровнем моря с двухлетним малышом. :)

Ночевать в кемпере на берегу тёплого озера - это, конечно, здорово, но только не во время грозы, которая тем утром началась в 5 утра. Машину с поднятой крышей знатно раскачивало из стороны в сторону, а опустить "второй этаж" я не мог: за несколько дней стоянки на берегу Иссык-Куля постоянно работающий ноутбук практически полностью высосал три салонных аккумулятора. Чтобы их подзарядить, надо было заводить мотор, чтобы его завести - нажать на педаль тормоза, а так как передние сиденья были заняты манежем Виктора, для этого пришлось бы выходить на улицу и обходить наш кемперочек вокруг. Чего во время грозы делать совсем не хотелось, так что продолжил свой сон под "комфортное раскачивание" домика на колёсах.

В итоге дрыхли аж до 9-30 утра, проспав красивый послегрозовой рассвет. Потом решили, что "тюленить" на берегу как-то поднадоело, тем более, что последние 10 дней мы провели на пляже, изредка меняя места стоянок. Раз так, то надо отправляться в горы! Погода начала портиться, и даже "внизу" утром было 17 градусов и порывистый ветер, но это всё мелочи. В горах хотелось провести несколько дней, а значит, надо пополнить запасы еды и воды, которые практически подошли к концу.

1. Посёлок Тамга, известный своим санаторием Министерства Обороны Республики Кыргызстан. На краю небольшой сопки в 90-е годы кто-то из влиятельных местных жителей установил бывший боевой самолёт. Учитывая, что рядом находится заброшенный аэродром, а с площадки открывается прекрасный вид на Иссык-Куль, начинаешь представлять себе, какая картина возникала перед пилотами во время взлёта.


В посёлке были очень рады найти крупный по здешним меркам супермаркет - вдоль трассы в основном расположены маленькие магазинчики, а здесь было прямо-таки большое советское здание с неплохим выбором продуктов и вещей.

За время стоянки на берегу мы, видимо, слегка "одичали" и проголодались, потому что принялись радостно набирать продукты с полок, а так как никаких корзинок на входе не было (продавщица сказала, чтобы приезжали в следующем году - планируют их приобрести к тому времени), то приходилось всё расставлять на коробках вокруг кассы, которая, видимо, тоже не была рассчитана на то, что кто-то будет "закупаться оптом".

Девушка считала каждую принесённую вещь на калькуляторе, записывала всё в тетрадку, время от времени приходили другие посетители, она считала их покупки, потом пересчитывала наши, сверяясь с записями - в общем, обычная суета и неразбериха Средней Азии. Но магазин запомнился другим: в лучших традициях сотовых операторов "большой тройки" хозяйка магазина втихаря "подключила" нам услугу "Рекомендовано вам", которая, разумеется, оказалась платной. Когда мы принялись разбирать купленное в машине, то нашли в пакетах вещи и еду, которые ни я, ни супруга не покупали: сок, сладости к чаю и даже какие-то детские игрушки. Впрочем, в итоге возвращать ничего не стали, видимо, на это и был расчёт. :)

Теперь что касается воды. В 2012 году мне запомнилось, что колонки с водой были в Киргизии чуть ли не на каждом перекрёстке. В Тамге они тоже присутствовали, но только не работали, а из одной почему-то шёл воздух. Местные рассказали нам, что дома подключают к централизованному водопроводу, так что уличные колонки становятся не нужны, и их потихоньку срезают на металл предприимчивые энтузиасты. Вот такой вот негативный эффект от наступающей цивилизации, который довелось испытать на себе. В итоге воду набрали только на выезде из соседнего посёлка Барскоон.

2. Оттуда уже отправились в одноимённое ущелье, название которого переводится как "Барсовы слёзы" (по причине нескольких красивых водопадов в горах). К золотоносному руднику Кумтор, разработкой которого занимается канадская компания Centerra Gold, и который даёт около трети бюджета всей республики, ведёт грейдер. Казалось бы, обычная грунтовая дорога, но канадцы за ним очень тщательно следят: постоянно проливают водой и ремонтируют неровности. В результате, несмотря на обилие тяжёлых фур и прочей техники, на легковой машине можно запросто ехать 90-100 километров в час, словно по отличному асфальту, а от возможного превышения скорости останавливает не гипотетическая встреча с сотрудниками ДПС, а потрясающие виды, ради которых приходится останавливаться каждые несколько километров.


3. В этих краях любил отдыхать Юрий Гагарин, оно и не удивительно - места просто потрясающие.


4. Сравните фотографию со снимком №2. Пока мы ехали несколько километров, погода очень сильно поменялась.


5. "Небесные горы" Тянь-Шаня, парящие над землёй. Хочется остановиться на пару часов и насладиться моментом, но мы потеряли в магазине слишком много времени, так что приходится двигаться дальше.


6. Перед крутым серпантином отметились на КПП, высота 2770 метров, от берега озера мы поднялись на километр с хвостиком (Иссык-Куль находится на высоте 1600 метров). В 2015 году меня здесь "развели" на 100 рублей за въезд, который на самом деле бесплатный. Впрочем, деньги небольшие, настроение было хорошим, так что качать права по поводу выдачи квитанции я тогда не стал. Сейчас же охрана поинтересовалась, сколько нас и откуда приехали, а один из мужиков рассказал, что 20 лет проработал в Подмосковье водителем электрички. Ещё мужики поведали, что ночью был снег и местные не смогли "взять" перевал в сторону посёлка Кара-Сай. Я же перед подъёмом фотографирую очередной дорожный знак в свою коллекцию.


7. Знак, впрочем, не соврал - у затяжного серпантина мы насчитали целых 14 петель! Перевал Сары-Муйнак можно перевести как "Светлая точка" (или "Светлая метка").


8. Крошечное здание с голубой крышей в нижней части фото - это и есть КПП, на котором мы были 15 минут назад. Как вам вид на ущелье Барскоон?


9. А вот и сам серпантин, его петли были пронумерованы: если вдруг с техникой что-то случается, сразу понятно, куда именно надо ехать ремонтной бригаде. За каких-то три километра пути мы набрали почти 700 метров высоты.


10. Но это далеко не всё, впереди нас ждёт ещё 600 метров набора высоты. Выпавший ночью снег растаял под солнцем, идеальная дорога превратилась в скользкое месиво, на поворотах Буся забавно виляла хвостом и моргала лампочкой системы стабилизации. Впрочем, надо отдать должное канадцам - во время подъёма мы насчитали два работающих бульдозера, которые отвалами выравнивали грейдер после проехавшей техники.


11. После очередного поворота сворачиваем с дороги и взлетаем на вершину холма.


12. Фото с высоты 3800 метров. Как видите, дрон здесь даже не нужен. :) Осталось буквально чуть-чуть...


13. Очень необычные ощущения, когда за какие-то полтора часа из лета на озере Иссык-Куль вдруг оказываешься среди белого безмолвия высокогорного плато Арабель. Середина сентября, а здесь уже снег, но при этом вода ещё не успела замёрзнуть.


14. Просторы вокруг сложно описать словами, поэтому всё-таки приходит на помощь дрон. Где-то возле тех гор находится единственный перекрёсток на этой дороге. На фото видна река Арабель, давшая название плато.


15. Температура падает вначале до +4, а потом и до полутора градусов. Вокруг ни единой души. Фотографии тоже получаются с оттенками минимализма, но именно такое настроение в кадрах я ценю больше всего. Когда остаётся только главное, а всё лишнее исчезает само собой.


16. На единственном перекрёстке главная дорога уходит налево, в сторону прииска Кумтор. А если отправиться прямо, то дорога через перевал приведёт к посёлку Кара-Сай, где находится погранзастава: через 30 километров начинаются земли Китая. Благо что на этот раз пропуска у нас оформлены, так что решаем отправиться именно туда. На перекрёстке стояли два новеньких 78-х "крузака", водители и пассажиры которых выпивали на капоте "за перевал". Они помахали нам руками, предлагая присоединиться, но мы решили ехать.


17. Ну а дальше начался крутой подъём, в самом начале которого поперёк дороги стоял грузовик местных (я почему-то его не сфотографировал). Мужики рассказали, что до перевала полтора километра, но подняться по снегу они не смогли, а так как машина длинная, то пришлось сдавать назад до этого места, где во время разворота они застряли. Мы предложили помощь, но они почему-то отказались, сказали, что сейчас накидают камней под заднее колесо и выберутся сами. Впрочем, тянуть тросом было просто некуда, так что объехали их сбоку и отправились дальше.


18. Я доехал до места, с которого было видно, что через пару сотен метров следы машины заканчиваются, начинается свежий снег, и, дабы не повторять их ошибок, отправился на пешую разведку в лёгкой флисовке и летних тапках.


Когда дошёл до снега, услышал, что сзади кто-то сигналит. Оборачиваюсь - а нас уже подперли те два "крузака", причём разъехаться с ними на горной дороге не представляется возможным. А раз так, то и выбора у нас не остаётся - только вперёд! Пока бежал обратно, несколько раз чуть не упал и надышался холодного воздуха.
https://instagram.com/p/BnvGhU_lWG3

19. На всякий случай включаю блокировку заднего моста, перевожу коробку в ручной режим - и вот Буся, задорно виляя задом и разбрасывая комья земли, упрямо мчится к вершине, подгоняемая нашими молитвами. Несколько минут страха, после которых мы уже ищем ракурс для семейной фотосессии на перевале Суек. ГПС показывает "красивую" высоту 4040 метров, а Виктор Денисович отмечает для себя "новый рекорд". Нам же с двумя таксами доводилось забираться повыше, но у Витюшки всё ещё впереди.


20. Ровно 6 лет назад мы стояли на этом же самом месте, но тремя экипажами. Тогда Дефендер впервые закипел на крутом подъёме и выплюнул наружу весь антифриз, запасов которого у нас не оказалось. А ещё не было пропусков в погранзону, так что пришлось разворачиваться назад. Помню, Алексей Климов тогда сильно переживал из-за этого, да и мы, чего скрывать, тоже были расстроены. Сейчас снова стоим на перевале, машина исправна, еды и топлива полно, пропуска оформлены, но пятая точка настойчиво твердит, что ехать нам туда не надо: места суровые, дорога единственная (для нас) и непростая, если выпадет снег, то можем остаться тут надолго. Видно, что впереди бушует непогода, а за теми дальними горами уже начинается Китай. При этом времени три часа дня, сгонять туда-обратно до темноты, наверное, не успеем. В общем, опять то же место, опять непростое решение возвращаться.


21. Пока мы размышляли, что делать дальше, на перевал поднялся пастух на лошади. Отличный транспорт - пройдёт везде! Только холодно на нём, так что мужик сразу попросил у нас водки или спирта и очень расстроился, узнав, что "ничего нет". Сказал, что с каждым днём погода всё хуже, ещё неделю назад могли бы проехать без проблем. А сейчас им надо спускать вниз скот, молодняк хотят везти в кузове грузовика, который не может подняться. Напоследок рассказал, что второе название этого места - "перевал костей", мол, многим с непривычки становилось плохо от резкого набора высоты и люди здесь умирали. Не знаю, правда это или его выдумка, но из песни, как говорится, слов не выкинешь. Попрощавшись, мы поехали вниз к перекрёстку.


22. Каждый раз, когда проезжаю мимо этого места, возникает ощущение, что из вон той шахты вдалеке (которая на самом деле насыпь старого моста) вылезут гномы с тележкой, полной золота. А вообще плато сильно впечатляет именно своей атмосферой холода, спокойствия и умиротворённости.


23. Тем временем, пробежка по дороге даёт о себе знать: начинаю кашлять, причем не в горле першит, а где-то уже глубоко. Раз так, встаём на лагерь, тем более, что семья уже проголодалась. Юля заваривает чай с лимоном, а я решаю воспользоваться проверенным способом: включаю одновременно печку и кондиционер, наклоняюсь к дефлектору и начинаю глубоко дышать сухим горячим воздухом. Такая вот ингаляция в полевых условиях, которая, кстати, уже помогала, когда зимой провалился под лёд в Карелии. Этим же методом сушил утонувшую тогда со мной новенькую беззеркалку, которая, кстати, после сушки без проблем проработала полтора года и затем нашла себе нового владельца.


Забавное наблюдение: на такой высоте стрелка тахометра не опускалась ниже 1100 оборотов в минуту, в то время как обычные обороты холостого хода - 850. Пробовал глушить машину, но после повторного запуска двигателя ничего не изменилось.

24. Начали думать, что делать дальше. Плато само по себе очень красивое, хотелось ещё покататься по нему, чтобы "наесться" окружающими видами. Как вариант - можно было бы остаться лагерем прямо на этом месте, но всё-таки наш автодом был довольно тесным для трёх людей и двух собак. Находиться долгое время внутри некомфортно, потому что вещей много, а места мало. И на улицу при этом надолго не выйдешь. Внутри тепло и можно сидеть в майке и шортах, что мы обычно и делали, но как только открываешь боковую или заднюю дверь, машину сразу продувает насквозь. На картинках с тегом #Vanlife в инстаграме всё обычно легко и красиво, но реальная "жизнь в фургоне" отличается от постановочных фотографий.


25. Погода стремительно портилась, снова пошёл снег. И главное - звёздного неба ночью явно не будет. А раз так, то особого смысла ночевать именно здесь вообще нет. Тем более, что ночью запросто может быть минус, а у нас в баке летняя солярка. Про интересный опыт, когда в снегопад не можешь завести мотор далеко в горах, я как-нибудь обязательно расскажу.


26. Посовещавшись, мы решили спускаться обратно к Иссык-Кулю, где хотя бы будет тепло. Просто ехать неспешно, наслаждаться видами и периодически запускать дрон по пути.


27. Когда ветер ненадолго стихал, в зеркале воды отражались окружающие горы.


28. Ну а мы попробуем вернуться сюда на следующий день, так что у рассказа ещё будет продолжение, и даже в нескольких частях.


Традиционный ролик с видами с высоты птичьего полёта (очень советую смотреть на большом экране в максимальном качестве 4К):

image Click to view



29. "Проверили тормоза", "переключились на пониженную передачу" и, "опасаясь обвалов" поехали вниз - в строгости с предписаниями расставленных дорожных знаков, по пути радуясь, как показания расхода топлива на экране бортового компьютера падают с 22 до 14 литров на сотню.


30. Обычно я не люблю провода в кадре, но в данном случае, как мне кажется, они дают хорошее представление о крутизне спуска в долину,


Продолжение следует!

Инстаграм, Горы, Туман, Реки/Озера, Высота/Вид сверху, Мы, Животные/Птицы, Виктор Денисович, Кыргызстан, Буся, 2018, Природа, #vanlife, Путешествия, Видео, 2018 В Киргизию за звёздами, Дрон, Маркус и Звездец

Previous post Next post
Up