Есть легенда, что когда Бог раздавал народам земли, киргиз проспал и пришёл последним. К тому моменту все земли кончились, но у Бога остался последний кусочек, который он изначально хотел оставить себе. Так появилась Киргизия. Это предание рассказали нам местные жители.
1. По-другому я просто не могу объяснить, почему на таком маленьком клочке земли сосредоточено так много природных красот. Ты просто едешь по дороге, останавливаешься на обочине, подходишь к крошечному озеру, которое и на карте-то не обозначено.
2. И просто делаешь кадр. А потом стоишь, разглядывая это всё вживую. Кстати, когда мы были там в прошлом году, то почему-то не стали тратить время на доезд до китайской границы. Но когда наконец-то дошли руки до снимков, сделанных в 2015 году, то решил, что будет грех не поделиться ими. Тем более, тогда я снимал на Кэнон, так что на фотографиях вроде как должны присутствовать тёплые цвета, пластичность картинки и магия полного кадра! :)
3. Но это всё отходит на второй план, как только в кадре появляется наш брутальный и сверкающий алюминием Внедорожный Кемпер! Глядя на него, легко не заметить крохотную раллийную машинку с британскими номерами, которая на всех парах пролетело мимо, приветственно побибикав. Должно быть, ребята спешили в Монголию.
4. После посёлка Баетов (высота 1600 метров и, кстати, в этом крошечном месте когда-то был аэропорт) асфальт заканчивается и дорога уходит в горы, а по обочинам попадаются такие вот интересные древности. Восток, одним словом! Поляризационный фильтр на объективе почему-то сильнее всего "работает" на высоте, но глядя на получившиеся "Инь и Янь" скал и неба, я решил ничего не менять на этой фотографии.
5. А затем начинается довольно резкий подъём, серпантин и набор высоты. Вдалеке виднеются разноцветные хребты, где-то за ними расположено высокогорное озеро Сон-Кёль, куда мы отправимся на следующий день
6. Когда снимал этот кадр, в голове была только одна мысль: и откуда же здесь взялся этот камень?
7. А потом перевёл взгляд чуть дальше и, что называется, обомлел от увиденного. Среди ровной как стол степи протянулся огромный разлом, где-то на дне которого растут крошечные деревья.
8. Ущелье реки Терек. Масштабы сложно передать словами, особенно когда ты стоишь на высоте 3000 метров и разглядываешь всю эту красоту с высоты птичьего полёта! Я бы сказал, только ради этого вида стоило сделать ответвление от запланированного маршрута на озеро Сон-Кёль.
9. Тем временем на склонах гор начинают появляться тянь-шаньские ели. До этого в южной части страны они не попадались на нашем маршруте. А сейчас мы очень рады их видеть, словно старых знакомых. Когда будем кататься по ущельям вокруг озера Иссык-Куль, этих деревьев будет очень много, но это будет ещё нескоро.
10. Дорога из Баетова, по которой мы проехали каких-то полчаса назад. И горы, которые, наверное, практически не поменялись с самого сотворения нашего мира.
11. Дэфчик. Очень фотогеничный автомобиль, прекрасен, как всё квадратное. Где-то на этой дороге мы соревновались с местной "импрезой". У них было "бубубу", полный привод и низкий клиренс. У нас - 122 турбовые дизельные лошади под капотом и большие сдутые колёса, на которых можно было смело "вваливать" по ямам.
12. На ровных прямых участках субарик вырывался вперёд, но как только на дороге попадались ямы, ему приходилось несладко. Мы же в это время объезжали парней рядом по целине, особо не притормаживая, высовываясь из окон и гомерически хохоча. Через какое-то время они нас догоняли и всё повторялось с начала. А на серпантинах, где из-за постоянных поворотов и низкого обзора ребята опасались сильно разгоняться, мы задорно ехали в метре от их бампера, подбадривая "субару" дальним светом для пущего настроения.
13. Потом всё-таки остановились сфотографироваться на перевале Мэлс-Ашуу (3370 метров над уровнем моря), а ребята пронеслись дальше, посигналив на прощание.
14. Как говорится, "угадай страну по фотографии".
15. Спустившись с перевала, мы оказались на асфальте - китайцы построили шикарную дорогу от Нарына до границы, которая проходит через перевал Торугарт и идёт дальше на Кашгар. А немного ранее я рассказывал про
перевал Иркештам, который тоже ведёт на Кашгар, только со стороны Алайской долины.
16. Дозорные вышки как бы намекают на погранзону. По разговорам с местными, все страны-соседи Китая очень опасаются его экспансии. Хотя, наверное, китайцы до сих пор не захватили мир лишь потому, что пока этого не хотят.
Пропуска у нас имеются, встаём к окошку возле шлагбаума. Тут со стороны Китая приезжает набитый битком пассажирский автобус и пограничник говорит: "братан, подожди немножко, сейчас я автобус зарегистрирую и вами займусь". А там человек 40, если не больше. Наши лица надо было видеть. Объяснил парням сложившуюся ситуацию и, на удивление, даже ругаться не пришлось - нас оформили первыми и пропустили дальше.
17. Дальше дорога начинает огибать озеро Чатыр-Куль ровно в двух километрах от границы с Китаем. Кое-где ещё советский проволочный забор порван, и прямо за ним стоят юрты пастухов. Граница границей, а хорошее место для пастбища пропадать не должно!
18. Асфальт, как я уже говорил, идеальный, но любой бочке мёда придаёт пикантный вкус ложка дёгтя. В нашем случае на дороге не было мостов. Не успели построить, бывает. Летишь по трассе сто километров в час, а тут внезапно обрыв в речку и незаметный съезд на объездную грунтовку в стороне. После того, как едва не улетели в первый раз, дальше ехал существенно медленнее. Ну и очередной китайский дорожный знак в мою коллекцию.
19. За спиной Китай. Совсем рядом, уже в который раз, и всё никак туда не отправимся. А на сам перевал Торугарт, к сожалению, не пустили - перед ним стоит неприметный КПП со шлагбаумом, на котором нас и развернули по причине отсутствия виз - всё, дальше ехать нельзя. И фотографировать запрещено, о чём сразу же сообщил пограничник. Но в первый поворот дороги мы фактически упёрлись бампером, так что, можно сказать, на Торугарте всё-таки побывали. Проехали несколько сотен метров до берега озера, и как только колёса начали слегка проваливаться в мягком солончаке, встали на лагерь.
20. Озеро Чатыр-Куль является самым высокогорным из крупных озёр Тянь-Шаня. Высота над уровнем моря - 3530 метров. Когда бегаешь вокруг машины с фотоаппаратом, то это очень хорошо чувствуется - тебе всё равно слегка не хватает воздуха, чтобы нормально дышать, несмотря на Памирский тракт за спиной и прогулки по базовому лагерю Ачик-Таш возле Пика Ленина. Горы - они такие.
21. Длина озера 23 километра, ширина 11. Вода чистая, прозрачная и очень холодная.
22. В общем, на словах всё замечательно, описание красочное, место уникальное и весьма интересное, а вот вживую оно почему-то нас не впечатлило - видимо, ожидали большего. Берег заболоченный, к воде не подойдёшь, смотреть вокруг особо нечего. Если бы не закат в тот вечер, то было бы вообще уныло. Наверное, именно по причине тех старых воспоминаний мы и не поехали сюда снова в прошлом году. Хотя в целом озеро и дорога к нему довольно красивые.
Ночью было +8, а из-за большой высоты автономный отопитель "Эбершпрехер" у нас не включался. Так что пришлось залезать в спальники и брать с собой такс для обогрева. От радости, что они будут спать не на полу, собаки залезли в ноги и, кажется, перестали дышать, словно боясь, что мы передумаем.
Утром прискакал пастух на лошади, сказал, что нечасто к ним приезжают такие машины. Он так сильно нахваливал Дэфа - и колёса большие, и проходимый, и высокий - что нам стало аж не по себе. Когда мужик уехал, я решил заглянуть под днище.
23. Мда, в самой что ни на есть "заднице мира" у нас потекла помпа. Снова. В очередной раз... Ну да ладно. Решил особо не расстраиваться по этому поводу - запасной всё равно нет, а воды вокруг полно, не пропадём. It's always ill, but never dead!
24. Прогрели мотор, залили герметик радиатора (больше у нас ничего не было - а вдруг поможет?) и поехали дальше. Дорога в сторону Нарына чем-то напоминает классический вид на Долину Монументов в США.
25. На перекрёстке поворачиваем направо и едем 13 километров, после чего упираемся в древний караван-сарай Таш-Рабат. Для полноты картины не хватает только груженых верблюдов, привязанных вдоль стен.
26. Замок был построен в XV веке на месте древнего монастыря IX-X веков. Когда-то здесь отдыхали торговые караваны, везущие товары из Китая в города Ферганской долины (Узбекистан).
27. Находясь здесь, возникает ощущение, что прикасаешься к глубокой древности. Из окошек на своде пробиваются солнечные лучи. По одной версии, когда-то это была крепость, защищавшая караваны от разбойников.
28. Со временем в странах Центральной Азии окончательно закрепился ислам, а монастырь начал приходить в упадок.
29. Но близость к Шёлковому пути сыграла свою роль - на месте храма появился караван-сарай, который стал ключевым пунктом при переходе через Тянь-Шань. По другой версии, Таш-Рабат был основан местным богачом, но строительство крепости не закончилось по неизвестным причинам.
30. В наши дни тёплые ламповые верблюды сменились на стальные колесницы, однако караван-сарай по-прежнему привлекает проезжающих мимо путников.
- Братан, сфоткай меня для вконтактика, чтобы был не как все?
- Вообще легко, лезь на купол!
В следующих частях будут фотографии с высокогорного озера Сон-Кёль - пожалуй, нашего любимого места в Киргизии.
Не переключайтесь! :)