Поделюсь опытом эксплуатации механизма раскладывания "второго этажа" нашего домика на колёсах.
1. В зависимости от комплектации "Калифорнии", подъёмная крыша может открываться вручную или, как в нашем случае, автоматически через отдельное меню Панели Управления, расположенной над передними поворотными сиденьями. На фотографии "галочка" показывает, что крыша сейчас закрыта.
За экраном панели, в глубине потолка расположен электрогидравлический насос. Для его работы необходимо включить зажигание (сделано в целях защиты от детей, мотор при этом заводить не обязательно), а также постоянно удерживать нажатой "крутилку", как только её отпускаешь - насос сразу останавливается (опять же для безопасности, чтобы водитель всё время контролировал процесс).
2. Внутри черного защитного колпака из пластика (помечен правой стрелкой) находится гидроцилиндр, который толкает вперёд рычаг с каким-то невероятным усилием, чтобы поднять саму крышу и груз, закреплённый на ней. Инструкция по эксплуатации дозволяет перевозить не более 50 килограммов груза, но у нас там катается минимум "сотка" (один лишь огромный пластиковый бокс весит почти 30 кило, плюс его содержимое, плюс две панели солнечных батарей) - и каких-либо изменений в работе механизма мы не заметили.
3. При выборе пункта "Закрыть крышу" на экране появляется предупреждение: "Не забудьте застегнуть тканевые окна, опустить кровать второго этажа (ту, на которой видны красные предупреждающие наклейки), а также открыть окно или дверь!". При опускании крыши боковые тканевые стенки палатки сами складываются внутрь.
4. Но не забываем про объём воздуха на "втором этаже"! Если не открыть дверь или окно, этому воздуху будет просто некуда деться. В лучшем случае ткань просто сложится неправильно и будет торчать наружу, а в худшем - её может разрезать "ножничный" механизм подъёма крыши.
Кстати, вот эта пластиковая накладка над лобовым стеклом (качество заводской покраски которой оставляет желать лучшего - краска иногда отваливается хлопьями) и есть та деталь, которая позволяет отличить внешне одинаковые "Мультивэн" от "Калифорнии" с первого взгляда. Она добавляет дополнительные 10 сантиметров к высоте машины, а где-то в центре под ней как раз прячется компрессор и сопутствующая электроника.
5. Система в целом неплохо продумана. По всему периметру подъёмной крыши проходит уплотнитель, защищающий внутренности от грязи и воды. Серое алюминиевое основание, на котором закреплён механизм, имеет желобки для сбора дождевой воды. В самом углу этого основания заметен маленький чёрный прямоугольник - дренажная трубка для отвода дождевой воды, которая проходит через кузов по диагонали и выходит над уплотнителем задней двери (на фото её как раз видно). Задняя часть крыши поднимается невысоко, на 30-40 сантиметров, при этом конструкция механизма такова, что закреплённый груз своим весом не позволяет ткани натянуться полностью.
6. Передняя часть поднимается на метр с лишним, и если поднять пол "второго этажа", то внутри можно прекрасно ходить в полный рост. Это очень удобно, когда стоишь лагерем, к тому же - по заверениям жены - готовить у плиты становится существенно комфортнее: меньше устаёт спина, чем когда стоишь, сильно наклонившись.
7. "Галочки" напротив соответствующих пунктов меню появляются, когда крыша полностью открыта или закрыта. Но, к моему удивлению, никаких "концевиков" у неё не предусмотрено. Система работает по аналогии со стеклоподъёмниками: измеряет нагрузку на электромотор. Насос создаёт давление жидкости в гидроцилиндрах, и когда крыша полностью открыта или закрыта, то звук его работы на пару секунд меняется из-за возросшей нагрузки. Электроника отслеживает этот момент и отключает мотор, полагая, что всё хорошо и крыша находится в "крайнем" положении.
Но если при этом машина, к примеру, стоит передним правым колесом в яме, то кузов начинает немного "играть" на скручивание. Иногда этого бывает достаточно, чтобы один из передних углов крыши закрылся не полностью, при этом Панель Управления будет показывать, что всё ОК.
Что может произойти с палаткой на скорости от набегающего потока воздуха - представлять себе не хочется. Поэтому завёл полезную привычку после закрытия вставать на порог водительской двери и визуально проверять состояние крыши.
8. Ещё один момент: из-за тяжёлого багажника крыша "играет" на кочках и диагональном вывешивании автомобиля. Если во время движения высунуть из окна руку и дотронуться до неё, то это будет очень хорошо ощущаться. Как следствие - ткань верхней части палатки со временем начинает стираться на углах. Решил проблему просто - по обеим сторонам наклеил две полоски толстой изоленты. Теперь потихоньку стираются они, а ткань остаётся целой.
9. Ну и последнее. После очередных плохих дорог однажды услышал скрежет при открытии. "Диагностика" показала, что каким-то образом поломалось стопорное кольцо, палец сместился в сторону и начал "грызть" козырёк. Так я узнал, что крыша, оказывается, всё же не алюминиевая, а пластиковая. Подъёмный рычаг при этом сильно перекосило. Но длина металлического пальца такова, что вывалиться полностью он не мог, пока не проделал бы отверстие в пластике.
10. Половинка стопорного кольца нашлась в складках палатки. Вторую часть не нашёл. Каким образом эта деталь умудрилась треснуть, учитывая, что на неё не приходится никакой нагрузки - я не знаю.
11. Пришлось возвращать "палец" обратно подручным инструментом, а остаток поездки постоянно контролировать положение при работе подъёмного механизма. Алюминиевой рельсе тоже слегка досталось.
Вернувшись домой, я первым делом отправился на авторынок, и... Когда показывал продавцам стопорное кольцо, они чуть ли не пальцами у виска крутили. Вспомнил как давным-давно с друзьями регулярно бегали "к дедам" на авторынок за серебрянкой, карбидом и прочими веществами вещами, столь нужными в детстве. И там подобного добра было полно. Сейчас же было ощущение, что все продают исключительно двигатели и КПП в сборе, а с такой мелочёвкой просто никто не связывается.
12. "- А чё не заказал в каталоге?" - да просто нужное мне кольцо имеет гордое название "Ремкомплект подъёмного механизма крыши", идёт только вместе с "пальцем" и стоит около 50 евро. Отдавать такие деньги фактически за мелкую шайбу, и при этом ждать около месяца, пока заказ приедет из Германии, меня задушила жаба. Раз так, пришлось изготовить нужную деталь самому.
13. Молоток и плоская отвёртка помогли посадить её на место, но долго она не продержалась. Через несколько открытий-закрытий нашёл её там же, в тканевых складках.
14. В итоге заказал шайбы от какой-то другой части подъёмного механизма, которые, к счастью, продавались отдельно, стоили по 20-30 рублей, но подождать всё равно пришлось. А по приезду, конечно же, выяснилось, что они слегка не подходят - не защёлкиваются до конца.
15. Болгарка в помощь. Убираем выступ по центру - и...
16. Встала как родная! При этом спокойно пережила два с половиной месяца поездки в Киргизию, во время которой мы ежедневно пользовались крышей. Не доставляя никаких проблем. Остальные шайбы отправились в ЗИП на всякий случай.
Вот такой вот получился "тюнинх" немецкой инженерной мысли в процессе трёх лет эксплуатации...