Кемпер - Первые впечатления

Jun 01, 2015 15:24



После окончания основной части строительства нашего внедорожного домика на колесах, мы решили испытать его в "боевых условиях", для чего отправились в Казахстан. Первоначальной нашей целью был Мангышлак, как и в прошлом году, но начавшийся "сезон дождей" внес свои коррективы. Таким образом, вместо запланированных двух недель поездка растянулась на три, а общий пробег составил 7000 километров, из них 600 мы прошли по "диким" краям вдоль северного берега высохшего Аральского моря.

Видели кладбища кораблей и марсианские пейзажи, катались по пескам, колеям, которые оставляли после себя нефтевозы, умудрились попасть в огромный солончак после дождей, ну и в целом с интересом наблюдали, как же ведет себя наш автомобиль и как он преодолевает препятствия, которые каждый день возникали перед нами.

Под катом - небольшой концентрат мыслей, которые я тщательно документировал во время поездки. Как мы дошли до такой жизни и что получилось в итоге.

Крейсерская скорость и перегоны

Как я уже писал, прокатиться довелось по совершенно разным дорогам.

На трассе в хорошую погоду комфортная скорость - 100, здесь ничего не изменилось. Динамика (разгон и торможение) фактически остались прежними, обгоны фур также происходят без проблем, насколько эту фразу можно вообще применить к Дэфу. Скажем так, я никакой разницы в поведении машины не заметил.

В плохую погоду или при сильном боковом ветре скорость - 80. Можно, конечно, двигаться быстрее, но стоит немного отвлечься от дороги, как стрелка спидометра сама возвращается на эту отметку, т.е. ехать быстрее уже не комфортно. Чувствуется, что боковая парусность выросла, а вот лобовое сопротивление машины, на удивление, осталось прежним, но об этом чуть позже.

Разбитый асфальт - скорость 40-50 на давлении 1,2 - 1,5 атмосфер. Машину, в частности заднюю подвеску, старались беречь, хотя все равно несколько раз подпрыгивали в воздух или попадали в огромные ямы. Несмотря на возросший вес, усиленные пружины отрабатывают раскачку без особых проблем, нам даже ни разу не удалось пробить подвеску. Но, опять же, в голове постоянно должна быть мысль о том, что машину надо беречь, поэтому старались двигаться аккуратно.


Грунтовки разной степени тяжести - 40км/ч. Тут есть несколько моментов. Первый - какой бы накатанной не казалась дорога, рано или поздно ее будет пересекать другая грунтовка. Этот "перекресток" ты видишь уже в последний момент, буквально за 10 метров до него, а когда две глубокие колеи пересекают друг друга, в этом месте обычно находятся неслабые ямы, что приводит к очень хорошему удару. Со скорости 40 легко оттормозиться в ноль, а вот от 50 и выше ты уже не успеваешь сделать это. Ну и второй момент - это дороги после камазиков и прочих нефтевозов. На фотографии завален не горизонт, а Дэф, так как машина целиком не помещается в колею, ты проваливаешься либо левыми колесами, либо правыми, ну а с боковым уклоном ехать откровенно некомфортно.


А когда падаешь в колею всеми четырьмя колесами, то начинаешь стачивать грунт обоими мостами, потому что тут весьма глубоко. :)


Песок

Думал, что все будет откровенно плохо, но в поведении машины ничего не изменилось. На давлении 1,2 Дэф уверенно разгоняется по песку и влезает на барханы.


Так как путешествуем мы одной машиной и в случае застревания помощи особо ждать неоткуда, приходилось периодически останавливаться и разведывать дорогу пешком. Очень короткая первая пониженная передача позволяет Дэфу плавно и аккуратно сдвинуться с места даже на небольшом подъеме, не закопавшись при этом, а уже проехав метр-другой начать набирать скорость и, соответственно, инерцию.


Что главное при движении по песку? Низкое давление в шинах для меньшего давления на неустойчивый грунт, полный привод (здесь Маркус наглядно нам это показывает)...


... А также движение внатяг в зоне оптимального крутящего момента двигателя на постоянной скорости, используя инерцию автомобиля при подъемах, не давая больших оборотов, чтобы не закопаться. Маркус на вершине гребня перебрал с газом, ну и результат вы сами видите - чудом не сел на пузо. Ну в принципе в случае чего мы бы его отлебедили поводком, а вот самостоятельно вытаскивать застрявший в дюнах тяжелый кемпер - удовольствие сомнительное.


Такыр. После недели дождей. Здесь было очень весело, потому что любая лужа может сильно осложнить жизнь, приходилось много ходить пешком и искать варианты объезда.


Солончаки. Тоже после недели дождей. С виду ерунда, пока не попробуешь выйти на разведку пешком. Нога сразу погружается в мягкий грунт на несколько сантиметров, еще хуже, чем песок. Чего уж говорить про колеса автомобиля? А когда через солончак идет единственная колея, накатанная тяжеленным Камазом, в которую ты постоянно проваливаешься?

Реально было ооочень стремно ехать. Третья пониженная, газ в пол, мотор рычит, ощущение, что машина вот-вот сядет, лебедиться не за что, а вокруг никого нет в радиусе сотни километров, так как местные теперь ездят по новой хорошей дороге вдоль газопровода. Едешь и понимаешь, что если остановишься даже на ровном месте, то, скорее всего уже не тронешься. В общем, путешествие одним авто имеет как свои плюсы, так и свои минусы.


Горы, затяжные подъемы. Ну тут все без изменений, короткая первая передача дает очень большую свободу в этом плане. Если видишь, что мотор не тянет - включаешь пониженный ряд и отпускаешь сцепление, дальше Дэф сделает все сам.


Боковой уклон. Из-за тяжелой задней части вывесить переднюю ось стало намного проще. На фото плохо видно, но здесь уклон грунтовки такой, что Дэф полностю вывесил переднее правое колесо и не стал ехать дальше. С другой стороны - оба задних колеса твердо стоят на грунте, так что просто блокируем центральный дифференциал, обеспечивая равномерное распределение крутящего момента по обеим осям, и машина едет дальше.


Ну а здесь уже двигаемся не по накатанной, а по более оптимальной для высокой машины траектрории, благо, что геометрическая проходимость позволяет это делать. При изготовлении мебели и продумывании компоновки салона я постарался разместить все самое тяжелое как можно ниже, а основной бак для воды на 60 литров у нас находится внутри колесной базы, что тоже играет свою роль. Максимальное значение кренометра в поездке - 25 градусов бокового уклона, по ощущениям с водительского места было страшновато, хотя до опрокидывания авто было еще очень далеко. В общем, в подобных ситуациях не едем сломя голову, а останавливаемся, выходим на разведку и ищем оптимальную траекторию.


Проживание в модуле. Ну что я могу сказать, это реально кайф! Ты съезжаешь в сторону с любой дороги, становишься на ровной площадке, если на улице дождь или комары, то даже не обязательно выходить из машины - просто разуваешься на передних сиденьях и переползаешь назад. Вебаста греет или обдувает ветерком в жару, чайник и микроволновка позволяют быстро приготовить горячую еду, в холодильнике вкусное пиво, сетка на окне защищает от комаров, кровать разбирается за две минуты, места внутри полно...


Одним из показательных моментов было то, что жена в предыдущих поездках периодически заводила речь про гостиницы. В этот раз мы ночевали в гостиницах только во время перегона в Казахстан, все остальное время спали в машине на постельном белье и подушках, взятых из дома, и это действительно очень комфортно! Когда ночью было холодно, то включали "Вебасту", когда было тепло - то спали с открытым окном, дыша свежим воздухом. Мотор заводили только под конец путешествия, когда пошли жаркие дни и с утра салон начинал нагреваться - спасал кондиционер. Кстати, расход топлива на холостом ходу - 0,8...1,0 литров в час, так что за каждую ночевку мы тратили всего 3-4 литра солярки. Думаю, в следующее путешествие "хвост" для Дэфа мы уже брать не будем, так как в нем просто нет необходимости. После герметизации всех щелей салона выхлоп дизеля внутри вообще ни разу не чувствовали.

15. Плоская и высокая крыша позволяет делать интересные кадры "с высоты птичьего полета".


Ну и еще один очень важный момент. Внизу можно увидеть алюминиевый душевой поддон, при входе в модуль мы оставляли обувь там, а все остальное пространство у нас было "чистой зоной". Так вот, год назад из Мангышлака мы вернулись все в пыли. Я не знаю, как это передать, но мельчайшая меловая пыль была буквально везде. Стоило проехаться 50 километров по грунтовкам, как салон покрывался ровным слоем пыли. К концу поездки влажные тряпки, которыми мы ее вытирали, после высыхания становились "дубовыми" от мела.

Так вот, в этот раз мы вернулись домой чистыми. Герметизация всех швов и щелей во время строительства привела к тому, что пыли внутри Дэфа стало в разы меньше. После возвращения я только лишь пропылесосил в гараже пол и коврики, все остальное, можно сказать, было просто идеальным!


Душ в машине. Так вот, то о чем спрашивали многие, и то, что было одним из основных пунктов технического задания при строительстве модуля.. Перед поездкой единственным, что я не успел доделать, были душевые шторки. Без них на пол просто летело больше брызг. В остальном, возможность принять утром горячий душ в любую погоду, невзирая на температуру воздуха на улице - это реально весьма и весьма круто! Считаю, что уже только ради этого одного и стоило делать жилой модуль в Дэфе.


Про негатив / Запаска. Заднее колесо, которое мы прокололи в пустыне Гоби год назад. Так вот, какой-то идиот в шиномонтаже на трассе отремонтировал мне боковой прокол с помощью жгута, расфигачив при этом микроскопическое отверстие от колючки. В Москве мне поставили заплатку, которой хватило на 3000км. После долгой езды на низком давлении колесо опять спустило, к счастью, в 6 километрах от поселка Бозой. Поменяли запаску и встали лагерем прямо там, на грунтовке.


Казахи весьма и весьма дружелюбный и гостеприимный народ. Где бы мы ни вставали, практически каждое утро с 7 до 9 часов к нам кто-нибудь приезжал, предлагал помощь, думая, что мы сломались, а дальше начинался стандартный разговор о том, кто мы и откуда. Фраза "приехали отдохнуть в Казахстан" вызывала у местных реальный ступор и срыв шаблона. Ну а дальше - зазывание в гости, предложение слить солярку по дешевке с их Камаза, диктование телефонов друзей, которые помогут с колесом... В общем, все весьма дружелюбно и позитивно.

Ремонтируем колесо в Бозое. Один работает, семеро смотрят. Через несколько минут уроним Дэфа с домкрата. Парень поставил заплатку, балансировки у него нет. Ближайшая балансировка в Бейнеу в 300км отсюда. Местные не передвигаются на таких скоростях, чтобы надо было балансировать колеса - все просто.


Добрались до Бейнеу, отбалансировали там. Заплатки хватило на 1500км, потом после езды на низком давлении колесо снова спустила. Третий ремонт был в Кульсарах. Хватило примерно на 1000км.

В четвертый раз колесо сдулось на скорости 100км/час на трассе в 300км от дома. Хорошо, что оно стояло сзади, а то я сразу даже не понял, почему вдруг после обгона машина взяла и резко поехала на обочину, хорошо, удалось быстро оттормозиться.

Высоты нового гидравлического домкрата хватило на то, чтобы снять сдутое колесо, а вот надеть новое не получалось. Пока я размышлял, что делать, Дэф издал жалобный гул трансмиссии и покатился назад, упав с домкрата на обочине. Приплыли, ха-ха-ха.

Дальнобои слали "лучи сожаления" нам по рации (бедный внедорожничек). Пришлось все равно доставать хай-джек. В общем, лишний раз убедился, что для большой машины мелкие домкраты - это баловство, в любой непонятной ситуации надо доставать хай-джек (с)...


Кстати, многие при "знакомстве" с машиной первым делом спрашивают о том, как в одиночку ставить запаску на место. Ну, скажем так... Тяжело. Она весит 40 килограмм, а поднять ее надо фактически на уровень головы. Непросто, в общем, но вполне реально.

Собственно, это были все наши злоключения за три недели долгого и тяжелого пути. От Дэфа ничего не отвалилось и из него ничего не вытекло. Мы уж начали было переживать, не заболел ли наш "Лэнди",  но он всем своим видом показывал, что ему все нравится. Может быть, это все от того, что в этот раз мы ехали более вдумчиво, спокойно, никуда не спешили и берегли нашу любимую машинку. Ведь только оказавшись где-то очень далеко от дома и от цивилизации, ты понимаешь, насколько ты зависишь от своего "железного коня". Он довезет, обогреет, накормит, напоит и приютит. В ту ночь я это понял лучше, чем когда-либо, хотя и в горах Киргизии, и в пустыне Гоби, и в степях Казахстана рано или поздно в голову приходили именно эти мысли. Я стоял возле капота, смотрел на Дэфа, Дэф смотрел на меня, а над головой кружились звезды.


Расход топлива. Начнем с плохого - солярка в Казахстане с учетом падения курса рубля стоит уже около 27 рублей в пересчете на наши, хотя год назад была 20-21. Но вот на этой заправке в Бозое нам налили из куба топлива для грузовиков практически по старой цене.


Теперь о самом приятном. В Казахстане я очень точно откалибровал бортовой компьютер Мультитроникс, мы всегда заливали бак по горлышко (влезало обычно 120-130 литров), так вот, погрешность компьютера не превышала 2-3 литров, что, я считаю, весьма и весьма достоверными данными.

На перегонах на скорости в 100км/ч Дэф кушает - внимание - 10,5 литров дизеля! Я не понимаю, как он это делает с его аэродинамикой, но это факт! Видимо, надстройка на крыше, выполненная под тем же углом, что и лобовое стекло, на скоростях до сотни особого влияния все же не оказывает. Если ехать 110, то расход тут же вырастает примерно до 13 литров, т.е. выигрыша уже особо нет.

На скорости 80 в безветренную погоду машина потребляет всего 8,5 литров на сотню.

На раздолбанном асфальте и плохих грунтовках, когда приходится часто разгоняться-оттормаживаться, у нас выходило примерно 15-18 литров, в зависимости от дороги.

Ну и на холостом ходу, как я уже писал, получалось 0,8...1 литр в час, причем включенный кондиционер особо роли не играет.

В общем, на нормальном экспедиционнике все же должен быть турбодизель. Со 170 литрами солярки на борту запас хода по асфальту составляет около полутора тысяч километров, а по бездорожью - более 800.


Ну а когда твой домик на колесах легко завозит тебя на самый край света, и ты, стоя на его крыше, можешь насладиться нереальными видами вокруг - это многого стоит!


Путешествия по Марсу.


Останцы на дне бывшего моря.


И где бы ты ни встал - там и есть твой дом.


Лагерь ставится за считанные минуты.


А из окна можно наслаждаться вот таким вот видом.


Или таким.


Или таким.


Пожалуй, главный минус модуля состоит в следующем. Раньше мы сидели на стульях на улице, потом через какое-то время Юля отправлялась спать, а я одевал зимнюю одежду и досиживал на улице один. Теперь же мы зачастую сидим внутри с открытым окном. :) Наверное, это не очень хорошо, хотя с другой стороны, практически все ночи в поездке были довольно прохладными, лишь последние пару ночей я долго сидел наружи и смотрел на звезды.


Ну а днем, когда хочется погулять вокруг, просто закидываешь стулья и стол вовнутрь, берешь рюкзаки, закрываешь машину - и в путь. Мы зачастую даже тент не убирали. Маркусу, кстати, тоже очень понравилось жить внутри, когда теперь гуляем с ним по улице, он подбегает к припаркованному Дэфу и не хочет от него уходить, думая, что мы сейчас снова куда-то поедем.


Что еще сказать... "Тетриса" в салоне, когда при каждой остановке приходилось перекладывать местами кучу вещей, или просто вытаскивать их на улицу, стало на несколько порядков меньше. Собственно, ради этого я и начал строить большой модуль - люблю, когда все лежит на своих местах. Если честно, две из трех недель поездки мы все равно перекладывали разные вещи туда-сюда, пока каждая из них не находила себе оптимальное место. Ну и заодно в голову пришло много идей по поводу дальшейшего "улучшайзинга" жилого пространства, хотя в общем и целом результатом мы весьма и весьма довольны.


ДПС. Останавливали три раза в России и раз семь в Казахстане. Наши просто смотрели документы, казахи сразу спрашивали, самоделка или нет. Отвечал всем, что таким и купил, вопросов особо больше не было. Нарушать мы не нарушали, штрафов не платили. В Казахстане один гаишник болтал со мной минут двадцать, расспрашивал про машину и Москву, рассказал все про дороги от Аральска до Бейнеу по степи, предупредил, где именно надо быть аккуратным, а под конец разговора попросил денег на бензин. И все это с улыбкой и добродушием. Дали ему 100 рублей на наши деньги, после чего все остались довольны. Каких-то разводов и вымогательств замечено не было, все были очень добрые и культурные.


И вот как-то так закончилось наше первое путешествие на новом Дэфе. В общем и целом, я считаю, машина показала себя просто отлично. Есть определенные недочеты и идеи, которые я обязательно реализую перед следующей большой поездкой.


З.Ы. После примерно 1000км плохих дорог сами собой исчезли несколько сильных скрипов в разных частях модуля, которые я сам не смог побороть во время его утепления и обшивки.

Природа, 2015 Аральское море, Кемпер высокой проходимости, Путешествия, 2015, Лучшее в блоге, Делюсь опытом, Дефендер, Казахстан, Маркус и Звездец

Previous post Next post
Up