Oct 31, 2016 20:10
Этот текст должен был быть третьим, но обдумывая второй, я обнаружил, что он требует лучшего осмысления. А со смертью всё понятно - все живые существа умирают. Рано или поздно. Однако чем дольше живёт человечество, тем больше трагичности придаётся этому рядовому, естественному явлению. Казалось бы, должно быть наоборот! Это древнему человеку невозможно было понять, как так его брат сначала перестал двигаться, затем перестал дышать, затем стал дурно пахнуть и его начинали есть черви?! А у нас разумно было бы жалеть разве что о том, что вот элексир бессмертия уже изобрели, он доступен в продаже, но пока денег на него нет.
Для начала, давайте разделим смерть естественную и гибель. Под естественной смертью будем понимать смерть от старости. Без лишних определений - каждому понятно, что это такое. Если человек прожил около средней продолжительности жизни (в России сейчас 66 лет для мужчин и 77 для женщин); если активность его снижается; если одолевают хронические заболевания - то мы понимаем, что он может умереть в любой момент. Достаточной заботой о старом человеке будет сделать так, чтобы он умер не от боли.
Впрочем, как говорил мой отец, «если в моём возрасте ты проснулся и у тебя ничего не болит, ты думаешь, что умер». Папе было 69, когда его нашли мёртвым у себя дома. По симптомам и обстановке в квартире, он умер утром от внезапной остановки сердца: на плите стоял ковшик с яйцами, лежала газета, а сам он лежал в комнате, на диване. Лицо спокойное, никаких признаков предсмертных мук.
И о чём лично я мог сожалеть, приезжая к папе в гости пару раз в месяц? О том, что он не дожил до моей свадьбы и внуков. О том, что он не видел, как я участвую в гонке на треке (я, собственно, звонил пригласить его). О том, что не успел передать мне свои знания итальянского и французского. Да, я мог бы сожалеть, что не простил его за что-то, но даже это было бы моей проблемой.
Верующий человек вообще не может оплакивать естественную смерть близкого человека! Нужно отдавать себе отчёт, что плачем мы о себе, а не о том, кто перешёл в мир лучший. О жизни после смерти будет ниже, а пока рассмотрим гибель - то есть смерть вследствие мгновенного воздействия определённых факторов.
Опять-таки, все понимают что это такое: убийство и самоубийство, несчастный случай в виде падения, попадания под механизм, отравления и так далее.
Современный мир становится безопаснее с каждым годом. Если это было бы иначе, тогда бы население Земли сокращалось, а оно растёт. Причём когда после Второй мировой войны ООН стала распространять идею ценности человеческой жизни, рост населения достиг небывалых высот: 2.5 млрд в 1950 году, 5.2 млрд в 1990 году, 7.5 млрд - сейчас. То есть темп возрос практически в два раза! Земля перенаселена - эта проблема блестяще описана в романе Дэна Брауна «Инферно», экранизация которого, конечно, не прошла бы цензуру, если бы была снята строго по тексту.
Конечно, глядя на просторы нашей родины такого не скажешь, что перенаселена. Однако мы живём в суровом для человека климате и то - к нам едут и едут люди из куда более тёплых стран. А следовательно они считают, что здесь будет лучше, чем там. Лучше - значит безопаснее. А если опаснее, то в других сферах (например, в деньгах) - значительно лучше.
Гибель человека в современном мире происходит либо в горячих точках и криминальных районах, где смерти по определению не предаётся чрезвычайное значение, либо по несчастному случаю, вероятность которого в каждой сфере снижается с каждым годом.
Если вы боитесь умереть, то город предоставляет вам возможность минимизировать до нуля риски погибнуть. Снимите жильё в пешей доступности до работы, идеально на втором этаже. Не пользуйтесь лифтом. Строго соблюдайте правила дорожного движения; передвигайтесь всегда пешком. Разумеется, не путешествуйте и не занимайтесь спортом - для поддержания в форме сердечно-сосудистой системы достаточно прогулок вокруг дома. Уверяю вас, вероятность нападения со смертельным исходом практически равна нулю, как и вероятность ведения боевых действий в вашем районе, даже если речь идёт о воздушной атаке. Впрочем, если научиться жить на автономном обеспечении в лесу - можно исключить до нуля и вероятность погибнуть по причине войны и нападения людей.
Поэтому разумным отношением к гибели другого человека будет понимание причин (что я должен сделать или перестать делать, чтобы уменьшить вероятность такой гибели, как его) и поддержка его близких. Сокрушательство по поводу новостных сюжетов, которые повинны в создании чрезвычайного отношения к смерти, исходит, по всей вероятности, от недостатка интереса к собственной жизни, нехватки острых ощущений и переживаний о том, на что лично вы в силах повлиять.
Теперь об отношении к собственной смерти. Вопрос заключается в том, верите ли вы в бессмертие своей души/своего сознания или нет. Если вы считаете, что после смерти не будет ничего - как вечная спячка без сна - то распахните объятия цинизму. Ведь если после смерти тела нас не ждёт НИЧЕГО, то совершенно не важно, как прожить эти жалкие 70 лет, нашему телу отпущенные! Сознание - это всего лишь фишка эволюции. Душа - выдумка идеалистов. Искусство - смехотворная попытка вписать в вечность вместо себя результаты своего труда. Открою секрет - так делают все, когда совершают зачатие ребёнка. Если все кончат одинаково, нет никакого смысла вообще что-то делать. И тем более нет смысла держать себя в руках! Можно смело отдаваться всем безумствам, которые когда-либо вас одолевали - так, чтобы не попасть в психушку или тюрьму. Ну а если хочется пойти дальше, но не под стражу, то держите наготове надёжное средство для самоубийства.
Если же вы так или иначе верите в жизнь своего сознания после смерти тела, то вы дважды выигрываете - во-первых, у вас появляется смысл достойно (что бы под этим ни понималось) прожить эту жизнь и, во-вторых, нет страха смерти этого тела, будь то по причине гибели или от старости.
Три года назад я переживал сильную депрессию. Разумеется, мысль о самоубийстве посещала меня постоянно, хотя при этом не было желания пуститься во все тяжкие. Одна мысль больше всего помогла мне остаться здесь - можно считать, что я уже умер. И действительно, только похоронив себя старого (в смысле отношения к жизни, принципа познания) я смог вернуться к жизни. Подходящие дни чтобы умереть бывают и сейчас. Но уже без горечи и тоски по самому себе. Потому что я - бессмертно. Страшно не умирать, страшно не начать жить.
В заключение, добавлю, что жизнь и смерть - это две стороны чего-то единого. Вопрос, плохо ли «смерть» уместен настолько же, насколько уместен вопрос плохо ли «мужчина». Давайте задумаемся, а что если бы живые существа не умирали? Как бы мы отличали их от неживых объектов?
принципы