Тур Schweiz Rad Fahren получился одним из самых гладких по организации, не по рельефу разумеется! а ко всем существенным фейлам стоит относиться философски. Например, меня всё больше разочаровывает Эдж - глюков стало больше, один из которых привёл к тому, что я просрал треки этапов 4-9, среди которых и репитиция Альпенбревета, во время которой я старательно отмечал хитрые места: выполаживания, брусчатку, стенки. Думал вот приеду к Клаусу и буду два дня учить это всё, анализировать, морально готовиться.
А сейчас думаю, что может не стоит повторять ошибок Велотона? Может, не так уж и важно где там выполаживания на Гримзеле и сколько именно километров брусчатки на Готтарде? Главное ведь я усвоил в позапрошлые выходные. Этим сейчас и поделюсь, потому что вещи вроде бы и тривиальные, но пока их на своём опыте не испытаешь - не поймёшь (вроде того что группу на плоском маршруте отпускать нельзя).
Почему атакуют из торнанте?
Торнанте - это поворот на 180 градусов. практически всегда он профилированный, то есть на внешнем радиусе асфальт выше, чем на внутреннем. Считаем, что в вашем распоряжении вся дорога (это так более чем в половине случаев). Тогда имеет смысл срезать торнанте - вы не только сокращаете расстояние, но и за счёт бэнкинга как бы скатываетесь с горочки и выстреливаете на прямую. Конечно, обратный бэнкинг круче обычного градиента дороги, однако у вас есть импульс от мини-спуска.
Поэтому на торнанте я (если ноги не пустые, конечно) повышаю 1 передачу, встаю и ускоряюсь. Едва вылетев из виража, сажусь в седло и кручу пока не понимаю, что заламываюсь - тогда понижаю передачу обратно. Григорий не режет торнанте, а напротив делает так, чтобы градиент не менялся. Это подход туриста, а не спортсмена.
Брусчатку надо ехать стоя.
Вообще, велосипедист обязан уметь если не танцевать на педалях, то хотя бы крутить в стоячем положении пару минут. Всякие там шелдоны брауны пишут, что стоя ездить вообще неправильно, это увеличивает износ трансмиссии и организма, но опять-таки - это всё баттхёрт туристов. Всю жизнь до Тармака я ездил на рамах, которые были мне малы. Поэтому стоя долго ехать не мог - торс повисал над передней втулкой, руки оказывались согнуты в локтях и быстро уставали. Когда я в субботу 17 числа оказался на готтардской брусчатке, то с удивлением и радостью обнаружил, насколько удобнее её проходить стоя. Ноги у меня были далеко не первой и не второй свежести, но я мог держаться те самые пару минут на вполне приличных 12-14 км/ч.
На следующий день у меня там было уже не меньше 15, и я окончательно понял, что здесь буду атаковать. Готтард - это третий из четырёх перевалов Альпенбревета.
Брусчатки там последние 6 км. Причем сначала она чередуется с асфальтом (я в самом начале подумал, что атаковать надо на асфальтовых кусочках, а отдыхать на брусще - всё наоборот!), потом уже без перерыва. Конфигурация горы как я люблю - много торнанте, градиент не меньше 7%. Временами по правому краю дороги есть то ли отлив, то ли тротуарчик - полоска сантиметров 30 из гладкой плитки. Коварство в том, что она чуток наклонена наружу, порой идёт вплотную к утёсу и надо ехать с полной бдительностью, дабы не зацепить педалью.
Перевалы можно проезжать без остановки.
Это вне всяких сомнений главное открытие воскресной тренировки. Я, признаться, совершенно не умею ездить без рук, так что снять/надеть куртку - это железно остановка. Представим, что я наверху каждой горы должен её надесь, а внизу - снять. Это 7 остановок (после последней можно не снимать). Допустим, я отрепетировал процесс, и на всё про всё у меня уходит 20 секунд, включая потерю времени на разгон. 2:20 потеряно как минимум.
У страха глаза велики - чем больше катаюсь, тем больше это понимаю. Оказалось, что тепло тела, которое вырабатывается в течение подъёма отлично используется на первые, самые холодные километры спуска. То есть вам конечно холодно, как минимум рукава были бы очень кстати, но о том, чтобы волноваться о чувствительности пальцев рук речи не идёт. А ещё наверняка будет согревать мысль о коллегах, которым вы только что кивнули, разгоняясь от высшей точки.
Ну а стоит хотя бы на минутку остановиться, как тепло сразу поглащается высокогоным воздухом, вы надеваете куртку и весь спуск терзаетесь сомнениями, когда бы её снять. Всё-таки с 30 км/ч останавливаться очень обидно, не правда ли?
Нужно всегда знать, сколько км до вершины.
Наряду с градиентом, это пожалуй единственное, что нужно знать о подъёме. При условии, что он честный, и средний градиент это не средняя температура по больнице, как на Альбуле - половина 10% стенки, половина плоскача. Григорий долго меня убеждал, что самое главное - это набор высоты, и я убедился в том, что при планировании тура в целом это важно. Но, опять-таки, туристам. Тем, кто не едет на время и не факт что даже без остановки.
На Альпенбревете все перевалы честные, средние градиенты 7-9%. Но их протяжённость и характер совершенно разный.
Гримзель - это великолепная разминка. Есть на всех трёх маршрутах и представляет собою 25-километровый заезд к плотинам гигантского энергетического комплекса, построенного ещё в 20-х годах прошлого века! Вашему взору откроются только две дамбы (ни по одной из которых, кстати, ехать не надо) и несколько озёр. А внутри гор кроются огромные турбины и сложнейшие каналы ГЭС. Но нас сейчас волнуют не они.
Как видите, в течение подъёма есть много полочек. На самом деле, там где 0.9 дорога идёт даже вниз, но тут даётся средний градиент отрезка, он положительный. Учитывая, что это первая гора, имеет смысл засесть в группу по силе, не дёргаться и помнить про последние три стенки. Там наверняка будет первый отсев. Вообще, учитывая что я ВСЕГДА подходил к велогонкам от обороны, гложит мысль двинуть с первым же отрывом. Но я понимаю, что вряд ли в этом отрыве будут идиоты, которые сольются не позже, чем на второй горе, а даже если и будут, то я - один из них. Это горы, и скорее всего в отрыв поедут местные ребята, с которыми мне долго не просидеть.
Надо сказать, что за весь тур нам попадалось гораздо меньше шоссеров, чем я надеялся. Только три были заметно быстрее меня: один на Стельвио, один на Готтарде (реально впечатлил, т.к. пёр с рюкзаком и вообще не комплекции горняка - вырезал меня у верхушке) и один на Юре (гора не больше 4 км 13%, у него какой-то топ-вел с электроникой - сказал, что механика лучше, кстати).
Но вернёмся к машруту. Второй перевал я, признаться, почти не помню - настолько был впечатлён прохождением Гримзеля нон-стоп. Помню, что дорога отошла куда-то влево, и стартовый серпантин было видно как на Сан Бернардино. Верхушки совсем не помню, хотя там почти 2500 - тоже спокойно нон-стоп.
А между прочим, это самая крутая, хотя и самая короткая гора. Люблю такие. Григорий ещё после Австрии вывел мою гоночную скорость как 1000 метров набора высоты в час. Тур показал, что 10/10 я могу ехать даже с полупустыми ногами, а вот 20/5, не говоря уже про 25/4 - не так уж и долго даже со свежими. Так что на градиентах 8-12 я, когда всё хорошо, еду быстрее 1000м/ч.
Лирическое отступление. Попса - страшная сила. Со всей ответственностью заявляю, что круче чем в Швейцарии Альп нет нигде. Даже в Италии, где я катался не так много. Теперь мне вообще, ну вообще не хочется ехать на всякие там Альп Диезы, Монвунту, Мадлены и даже Турмале. Тут таких горок - катай не хочу. А вот найдёте ли вы во Франции так плотно что-то похожее на великолепную четвёрку Гримзель-Нуфенен-Готтард-Зюстен? Хрен-два.
Зюстен - это ад, если оказался на нём впервые. И прекрасно понимаешь, почему эта гора поставлена финальной для всех. Дорога неторопливо идёт вдоль гряды гор, лениво забирая влево и старательно облизывая каждую выпуклость. На таком расстоянии кажется, что подъёма как такового почти нет, но прибор не врёт - меньше 7% тут едва ли. То, что вы видете впереди и думаете, что это в паре километров - оказывается в семи. Как только вы заметили торнанте и начали искать взглядом вершину, то увидели сначала один, а над ним и второй каменный мост. Да-да, вам туда. А сам перевал даже и не надейтесь разглядеть - Зюстенпас это тоннель, и наверху тоскливо, холодно и одиноко.
В воскресенье на этом подъёме меня начал тревожить дождик. Но не сильный, едва ли ощутимый, если работать как надо (я работал почти как надо). В заднем кармане джерси ждал своего часа дождевик. Я в последний момент понял, что горная гряда Зюстена держит тучу с другой стороны, и там наверняка льёт по полной. Но блин, я же выдержал спуск с Хохтора в дубейший дубак? (Которого не было бы, если бы я проехал нон-стоп.) Решил рискнуть и тут.
Тоннель выглядел уже страшно. Всё чёрное, вдали мутно-серый кружок. Выезжаешь туда, и на тебя ливень. Надо разгоняться, чтобы поскорее проехать самое холодное. Повторяющиеся секции спуска: правый вираж, облизывающий скалу, за ним открытый левый. И так раза четыре. Ты уже мокрый до нитки, впереди ещё 30 км до тёплой гостиницы. Странное ощущение - дождь холодный, но воздух тёплый. И почему-то всё сильнее хочется пить! Пальцы вроде тормозят, но вот ты решил переключить передачу вниз, то есть щёлкнуть ручку внутрь и как-то оно не щёлкается!
Позади два автомобиля - не обгоняют, дивятся что за псих такой. Второй время от времени бибикает. Минут 20 за мной торчали, ну а я что? Я когда могу еду с краю, не обгоняют. Наконец, обогнали. Из второго мужик что-то крикнул по-немецки грубо. Ну я ему в ответ "фак ю мэн" - сел бы ты на моё место, посмеялся бы я над тобой!
Решил, что если в гонке будет такая ситуация, надо железно одеваться. Потому что после спуска к Иннерткирхену есть ещё пупочек 1.7 км 6%, и на него нужны ноги. А их нет, т.к. тело тратит все силы на прогрев себя.
Но дождя на завтра не обещают. Я возьму 2 х 0.75 воды (изотоник с магнием и витаминный коктейль с цинком), которую буду пить очень осторожно, т.к. единственная неотложная причина остановки - это по малой нужде. 2 банана - очень хорошо питают. 2 маленьких кофейных батончика. 1 фруктовый мюсли-батончик. 1 марс - старый друг лучше новых двух. И конечно 3 набора маминых витаминов от NuSkin, включая офигенно восстанавливающий сок - как-то на голодных желудок принял его и двинул с работы домой - средняя за 30, а у меня, напомню, обратная дорога в гору по Севастопольскому. Если вдруг не хватит - по дороге полно пунктов, где можно заправиться. Но очень сомневаюсь, что еду реально схватить на ходу. А по средней скорости ничто так не бьёт, как остановка...
Главный вопрос - брать ли куртку. Я совершенно уверен, что понадобиться она может только на Гримзеле, где я надеюсь быть не позже 8:30 (старт в 6:45) и на самом старте. Решение буду принимать в последний момент.
Сегодня проехали с Мариусом (друг Клауса, едет Сильвер завтра) до Интерлакена и обратно 60 км по ровному. Так, чтобы ноги вспомнили как это - крутить педали. Сейчас пойдём все вместе пастой ужинать и спать. Завожу будильник на 5:30! Ну а кауч в 1 км от старта Альпенбревета это как кауч в Батхёрсте в 10 мин езды от трассы - you can't ask for more.
P.S.
Здесь обещают лайв-тайминг. Я еду Gold, мой номер 2037, старт в 6:45 CET.