Ап! - и Яндексы у ног моих сели,
Ап! - и с лестниц в глаза мне Гуглы глядят,
Ап! - и кружится Рамблер на карусели,
Ап! - и в обруч горящий все вместе летят,
И в обруч летят.
Гимн оптимизаторов
Когда 10 лет назад я начинал пользоваться Интернетом, то как-то не ощущал необходимости искать информацию - я уже знал достаточно адресов нужных сайтов. Какие-то названия были очевидны (cart.com, sql.ru), какие-то подсказывали друзья (f1-news.ru, openwheels.org), но сделать поисковик стартовой страницей у меня и в мыслях не было. Со временем Интернет стал «приходить в каждый дом», и вот сейчас дошли до локализации доменных имён - то есть пользоваться всемирной паутиной сможет человек, даже не знакомый с английским алфавитом, не говоря уже об элементарной компьютерной грамотности. Сеть наполнилась чайниками, тут же появились любители их кипятить… я не собираюсь рассуждать кто первый начал, важно что Интернет превратился в глобальную помойку, где, впрочем, каждый может найти островки красоты по вкусу - есть выбор, который нужно делать - то есть как и в реальной жизни здесь каждый видит своё отражение. «Покажите мне свои закладки, и я скажу вам кто вы», - но это уже отдельные темы для других текстов.
Засирание мозгов порой настолько действенно, что ему поддаются даже очень умные и уважаемые люди, вроде
Дмитрия Котерова. Действительно, огромное количество людей пользуются Интернетом ТОЛЬКО через строчку поисковика, коим в России является обычно Яндекс, но это не так важно. Важно, что среди «любителей кипятить» выделилась целая индустрия называемая SEO, что расшифровывается с переводом как «оптимизация под поисковые системы», которая ставит своей целью продвигать сайты в поисковой выдаче по популярным запросам.
Проработав больше полутора лет в компании, которая занимается SEO, я пришёл к выводу, что трудно найти больших слуг толпы. В сфере IT уж точно. Сразу скажу, что этот текст я хотел написать ещё два месяца назад, когда не собирался увольняться - это ни в коем случае не плевок напоследок.
Итак, пример того, как это бывает и что за этим стоит. Владелец некоторого сайта werebest.my обращается к SEO-продвиженцам и заключает договор, по которому через месяц его сайт должен быть в топ-5 по запросу «это круто» в поисковой системе Яндекс. Аналогичный договор заключают ещё 5 владельцев сайтов - на тот же запрос, на тех же условиях. Следовательно, по прошествии месяца одна SEO-компания из пяти в любом случае нарушит договор, как бы хорошо она не действовала. Но что в этом такого особенного, отличного от обычной конкуренции? Конкуренция в данной области превращается в азартную игру против автомата, коим являются разработчики поисковой системы, тщательно скрывающие свои алгоритмы ранжирования. Никто в SEO не знает правил игры, иначе бы такой игрок монополизировал рынок. Более того, обнаружение слабых мест «автомата» живёт до тех пор, пока разработчики не засекли чит. Дырки либо заделываются, либо объявляются незаконными методами продвижения и сайты-читеры исключаются из выдачи.
Хорошо, пусть азартной игры (о которой, к тому же, не узнает никто из игроков пока не пробьёт час демонстрировать результат) не случилось и оптимизаторы, вооружившись полным доступом к сайту, начинают работу. Не важно сами или через посредников - условимся даже, что люди адекватные и риска навернуть часть функционала, а то и весь сайт нет. Яндекс на примере победного прототипа Audi «24 часов Ле Мана»
рассказывает в прозе о том, что нужно делать, чтобы ваш сайт был высоко.
Мы с вами понимаем, что сайт индексируют не люди, а те самые «автоматы», создатели которых мечтают достичь человеческого восприятия контента со скоростью и вниманием машины. Из опыта хорошо известно, что автоматы любят, а что не любят. Будете смеяться, но все эти требования ограничивают разработчика, бьют по скорости работы сайта и вынуждают тратить силы на постороннее. В редких случаях интересы пользователя и автомата совпадают.
1. Красивый урл. Это самый явный такой случай. Например, очень удобно находить результат нужной гонки, когда помнишь интуитивно очевидный принцип построения адресной строки -
http://www.racing-reference.info/race/2010-36/W. Впрочем, не преобразованный урл странички комментариев столь же понятен
http://www.racing-reference.info/comments?id=2010-36&s=W#422. При частом пользовании сайта само собой запоминается, что W - означает Winston Cup.
Обратное преобразование урла осуществляется на уровне веб-сервера. Если красивый запрос удовлетворяет шаблону, он транслируется в GET-запрос, по которому строится нужный контент и отдаётся клиенту. Адресная строка неизменна. Очевидно, что любая операция требует времени, которое можно минимизировать кешированием, но суть одна - нужно что-то делать.
2. Ссылки только по $('tr').click(function(){document.location = …}) поисковый автомат никогда не найдёт. Будем надеяться, что со временем научат, хотя не сильно расстроюсь, если не научат никогда и при том специально.
3. Каждая страница доступна по единственному урлу. На нормальном сайте это конечно же так, но сегодня автоматы умеют отделять контент от обёртки, и если один и тот же текст доступен по разным ссылкам, то ему плевать на различия в верхнем меню или боковой панели, запишет вам в минус. Добиться такой уникальности, поверьте, очень непросто. Здесь же располагается проблема атавизма «www». Для автомата www.werebest.ru и werebest.ru - разные сайты, дублирующие друг друга. Решение происходит на уровне веб-сервера, но опять же требует ресурсов, в то время как объективно проблемы не существует - невозможно создать домен третьего уровня «www».
4. Структура заголовков, от и далее. Зачем мне , если, во-первых, непонятно что на моей странице основной заголовок, а во-вторых, страница свёрстана из div и span, и мне некогда изучать как ведут себя в разметке, потому что я не профессиональный верстальщик и готов тратить время на необходимое, но минимальное.
5. и мета-теги. Изначально мета-теги были призваны облегчить поисковику работу. Вы указываете о чём ваша страница, кто автор, какой язык и автомат вроде как особо не идёт дальше. Сейчас это не так - семантический анализ даёт куда более полную картину о странице, но мета-теги добавляют очков. И трафик. Очень важно, чтобы тег заголовка был уникален и один-к-одному соответствовал контенту, см. 3. А добиться этого еще сложнее, чем уникальности урла, особенно если у вас есть постраничная навигация.
6. Виджеты, счётчики. Автоматы симпатизируют сайту, если видят у него родной счётчик. Разработчики счётчиков утверждают, что они абсолютно безопасны и не влияют на загрузку страницы. Для того, чтобы это было правдой, нужно хорошо знать как различные браузеры обрабатывают тег и соответствующим образом встраивать виджет. Иначе если счётчик не отвечает, на странице не выполнится ни один скрипт, призванный отрабатывать на document.ready, оно же $(function(){…. А такой способ объективно правильный и безопасный, потому что требует целостности DOM. Так google-analytics частенько подвисал этой осенью и событие, возвещающее о готовности документа ждало иногда полминуты.
В довесок пару философских моментов, поражающих своей наглостью. Поисковые автоматы очень любят уникальные тексты по тематике. Такие, о которых они ещё не знают (а подразумевается, что поисковику известно всё открытое содержимое Интернета), которые чем меньше похожи на имеющиеся тем лучше. Лексические анализаторы совершенствуются, однако простому человеку нет нужды беспокоиться - например, если вы любитель сноубордов и своими словами рассказываете чем хорошая доска отличается от плохой, то наверняка сочините уникальный текст.
Жесть в том, что среди клиентов SEO полно народу, которые не в состоянии этого сделать! То есть некто продаёт погремушки и платит деньги, чтобы ему написали страничку текста о том, как хороши погремушки к новому году. Лучшего факта антирекламы этого горе-продавца по-моему сложно найти. Да, конечно «авторы на все руки» плевать хотели на погремушки, но они владеют русским языком и поиском в Интернете - а больше ничего и не требуется. Лично я не разбираюсь в погремушках, но однажды шутки ради взял такой текст, который оптимизатор оценил высоко - логические ошибки в каждом абзаце, кроме первого, в котором пунктуационная.
Вернёмся на исходную - для того, чтобы продвигать сайт нужно выбрать запросы в данной тематике. Любой поисковик предоставляет информацию того, что пользователи ищут чаще всего. То есть продвигается наиболее запрашиваемое слово или словосочетание. И если «счётчик траффика» в среднем ищут 3000 раз в месяц, а «счётчик трафика» - 1000 раз, то оптимизаторы, ничтоже сумняшеся, будут продвигать первый вариант.
Теперь о том, как бороться с оптимизаторами. Прежде всего, надо знать, что они наиболее активны там, где что-то продают. То есть если вы собрались покупать в Интернете погремушку и хотите через поиск найти подходящую, имейте ввиду, что на первой странице будут сплошь прошедшие SEO конторы. Разумеется, это не табу - возможно контора действительно продаёт хорошие погремушки - тогда будьте готовы заплатить часть денег оптимизаторам, чьи услуги вложены в цену. Но чаще всего, увы, продавцы сначала думают о том, как привлечь клиентов, а уже потом, если вообще, - о качестве своей работы. Когда я искал стеллаж для дисков, то начинал смотреть выдачу с 3-й страницы. И вскоре нашёл подходящий по конфигурации, цене, да ещё в Коньково.
Многие сайты зарабатывают на посещаемости, при этом не продают товар. Например, информационный ресурс. Тут влияние оптимизаторов может быть вообще комично, ибо если я хочу найти информацию про
великого гонщика, то должен с опаской относиться к уникальным текстам, в то же время, на хорошую статью будет много ссылок в сети, что тоже любят автоматы. Именно поэтому почти везде лидирует Википедия (встречал параноиков, которые уверены, что Джимми Уэйлс подкупил Яндекс). В этом смысле информационные ресурсы являются хорошим примером грамотного противодействия «любителям кипятить» - пиши хорошо, пиши сам и на тебя будут ссылаться. Вылезешь в топ и без всяких , а www и тому подобную дурь разработчики автоматов вычистят в ближайшем будущем.
P.S.
Just for fun - Яндекс рекламирует себя в Google.