Apr 19, 2024 19:18
Откровенно говоря, я ожидал увидеть нечто гораздо худшее. Но создатели приятно обрадовали. С первых кадров бросается в глаза «небесный СССР». 30-е годы, показанные впервые в фильме «Шпион». Такой себе высокотехнологичный дизельпанк до мельчайших деталей. Уже построен Дворец Советов в виде гигантского памятника Ленину, в голове которого находится кабинет Сталина (такой проект был, и ради него даже снесли Храм Христа Спасителя), герои фильма общаются с помощью подобия скайпа, а элемент правдоподобности состоит в том, что у обоих камеры - это полноценные ящики на ножках с набором объективов (телекамеры и телевизоры уже были, но ради разговоров их трансляции никто не использовал). Это всё дизельпанк из фильма «Шпион». В «Мастере и Маргарите» весь центр Москвы застроен мраморными небоскрёбами, а Патриарший пруд - это просто огромная чаша, рядом с которой модернового вида трамвайная остановка «имени Маркса». И пейзажи на фоне огромных серебристых дирижаблей...
Но это хорошо! Это сразу настраивает на то, что мы смотрим фэнтези, а не реализм/сюрреализм с претензией на историчность. Сюжет и режиссура тоже динамичны и воспринимаются легко. И теми, кто читал роман и смотрел предыдущие экранизации, и теми, кто нет. Фильм легко смотрится до последнего кадра. А когда дело доходит до титров... Для тех, кто читал роман и видел предыдущие версии, становится мерзко. Меня посетило ощущение, что я собирался съесть торт, лизнул вкусный крем сверху и обнаружил, что коснулся языком тарелки. Полностью выкинут весь философский пласт. Иешуа вообще эпизодический персонаж, смахивающий на проповедника какой-то современной секты. Роль Левия Матвея отсутствует в принципе. Никто не рассуждает о добре и зле, свете и тьме, мгновении и вечности. Получилась просто длинная высокобюджетная сказка для взрослых (с элементами эротики, потому что). Причём инфантильных взрослых. Которые пришли за зрелищем и его получили.
И ещё. Сама идея рисовать «небесный СССР» 30-х годов палитрой красивого дизельпанка, по-моему, гниловата. Получается, вместо ДнепроГЭСа, металлургических и машиностроительных заводов Советский Союз должен был строить только небоскрёбы и дирижабли. Типа не с того ваши деды/прадеды начали...
Ну и чисто мои мелкие придирки.
1. Прокуратор и прочие силовики Римской империи ходят в сапогах. В апреле. В субтропической Палестине. Почему-то в «Орле 9-го легиона» они ходят в сандалиях в гораздо более прохладной Британии.
2. Маргарита носит солнцезащитные очки из 21-го века. В пасмурной Москве 30-х годов. Я бы придумал какой-то другой аксессуар для статусно дамы того времени.
3. Мюзикл в 30-е годы в СССР? Напоминаю, что принцип «никакой оперы в балете и никакого балета в опере» сформулировал ещё император Леопольд во времена Моцарта. И этот принцип в СССР неукоснительно соблюдался. Мюзиклы на наших сценах появились только в 90-е годы. Ну и слово «бутик». Его тоже услышали в 90-е. Впрочем, это брюзжание. Показанный мюзикл - такая же фантазия, как и Патриарший пруд в граните.
4. Блин! Ну вы бы хоть чуть-чуть проконсультировались бы с психиатрами. «Диссоциативное расстройство личности + параноидная шизофрения» (спасибо хоть не параноидальная, как любят лепить многие «надмозги») - это тоже удар гвоздём в ухо психиатру. Эти диагнозы появились в лексиконе психиатров только в 1999 году с внедрением Международной классификации болезней 10-го пересмотра. В 30-е годы эти диагнозы звучали бы как «истероидная психопатия» и «галлюцинаторно-параноидный психоз». И сеанс электросудорожной терапии заканчивается полноценным эпилептическим припадком, а не пребыванием пациента в ясном сознании.
Короче, за форму - браво, за содержание - фу.
кино