Закон о "декоммунизации", как сразу окрестили закон "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов и запрете пропаганды их символики", принятый Верховной Радой 9 апреля, предсказуемо вызвал в обществе острую дискуссию. Причем, дискуссию вызвала только та часть закона, которая касается осуждения коммунистического режима. Осуждение нацизма противники нововведения как бы вынесли за скобки, сосредоточившись исключительно на "коммунистической" части.
Аргументы противников декоммунизации не новы и звучат уже привычной всем музыкой последние 24 года. Наверно, каждый гражданин в Украине, кто хоть немного интересуется политикой, может без труда их воспроизвести. "Сейчас не время", "закон расколет общество, нужно подождать", "не надо тратить деньги на глупости, есть более важные вопросы", "занимайтесь экономикой, а не борьбой с ветряными мельницами", "это тоже наша история, которую нужно уважать", "коммунисты сделали для Украины много хорошего" - вот перечень основных тезисов, которые из года в год муссируются в пророссийской прессе.
Местами и возразить особенно нечего. Действительно, время для декоммунизации не самое удачное. Избавляться от символов советского строя необходимо было еще в 1991-1992 годах. Тогда это вызвало бы куда меньше разговоров и выглядело бы более логично. Во всяком случае, переименование Коммунарска обратно в Алчевск в 1991 году никакого неприятия не встретило. Как и переименование Ворошиловграда в Луганск годом ранее. В Донецкой области также без особых проблем переименовали в 1991 году город Карло-Либкнехтовск, которому присвоили название Соледар. Что уж говорить о Киеве, где в 1991 году спокойно переименовали Октябрьскую площадь в Майдан Незалежності, а через 10 лет, в 2001 году, без скандалов и криков убрали с нее памятник Ленину.
Как видим, декоммунизацию можно было осуществить еще 20 лет назад. Однако, у партократа Кравчука на советские символы не поднялась рука. А красный директор Кучма и вовсе пришел к власти на волне советского реваншизма. Робкую попытку избавиться от тоталитарного наследия предпринял только третий президент Ющенко, но как и все другие его робкие попытки, она также окончилась неудачей. Десятилетиями Украина носилась с тоталитарным хламом, увязая в бесконечных спорах на тему того, нужно ли убирать с очередной площади очередную типовую статую Ильича, Иваныча, Михалыча или Лукича. Пока соседи проводили реформы и строили цивилизованное общество, мы боялись "расколоть общество" и "решали более важные вопросы". В итоге любители СССР, которых боялись обидеть демонтажем очередного облупленного бюста, такой заботы не оценили, и массово поддержали аннексию и оккупацию украинских регионов Россией.
Упущенное время и бесконечные уступки коммунистам не спасли Украину от раскола в обществе, а наоборот - только усугубили его. Советская реальность Украины продолжала формировать советских людей, идеологически враждебных украинской действительности. Попытки оправдать тоталитаризм, реабилитировать бесчеловечную идеологию российский большевиков не принесли Украине гражданский мир и согласие, в то время, как в странах Прибалтики и Восточной Европы, где символы тоталитаризма были демонтированы в первые годы независимости, гражданский мир наступил, а коммунисты навсегда ушли в маргинес.
Один популярный украинский телеканал разместил на своем сайте голосовалку для посетителей. Людей спросили, как они относятся к переименованию украинских городов. Среди возможных вариантов ответа есть и такой - "Негативно. Это наша история".
Так вот - все эти ужасные бетонные страшилища, все эти вырубленные из камня угловатые большевики, Артемы, Кировы, Свердловы, Ленины, Орджоникидзе, Ворошиловы - все это не наша история. Все это до неузнаваемости сфальсифицированная и искаженная история бесконечно чужой нам группировки российских большевиков, захвативших власть в далеком Петрограде, а затем пошедших на Украину войной. Ульянов-Ленин, Свердлов, Киров, Буденный, Орджоникидзе имеют к Украине и ее истории ровно такое же отношение, как Стрелков-Гиркин, Моторола и Бородай. Памятники российским большевикам, возможно, прекрасно украсили бы собой какой-нибудь музей истории КПСС или на худой конец провинциальный обком КПУ, но история КПСС не идентична истории Украины. Эта история - подкидыш. Кукушонок, который в свое время нахально вытолкал из чужого гнезда обитавшего в нем птенца и занял его место.
Советские топонимы - это чужие логотипы, безобразно налепленные поверх оригинальных, украинских. И настоящая "наша история" скрывается как раз за этой бутафорией. К примеру, город Орджоникидзе в Днепропетровской области когда-то носил вполне себе украинское название Причипиловка. Город Днепродзержинск был казачьим селом Каменским. Комсомольск Полтавской области появился на месте сразу нескольких сел - Горишняки, Пашки, Тищенки, Бурдеи. Город Цурупинск Херсонской области назывался Олешками. Артемовск Донецкой области - Бахмутом. Дзержинск - Щербиновкой. Во всех случаях настоящее историческое название без жалости стиралось с карт в угоду партийному, коммунистическому. Но история одной партии - не история Украины. Нет ни одной причины для того, чтобы сохранять сегодня названия, выдуманные давно умершими людьми в честь друг друга и присвоенные случайным украинским городам. КПСС обанкротилась и исчезла. Ее поклонники могут чтить память своих кумиров сколько угодно, но непонятно, причем здесь люди с другими партийными предпочтениями?
Почему шахтерский город Димитров Донецкой области назван в честь болгарского коммуниста, который ни одного дня не работал шахтером, никогда не был в Донбассе и всю жизнь занимался только партийной деятельностью? Почему город Орджоникидзе назван в честь Орджоникидзе, а не, скажем, Енукидзе? Почему Кировоград назван в честь Кирова, который никогда не работал в Украине и никогда не был в самом Кировограде? Ответить на эти вопросы сегодня не могут даже самые правоверные и ортодоксальные украинские коммунисты. Такие решения принимались наверху методом тыка к очередному юбилею того или иного партийного деятеля.
Не наша история долгое время выдавалась за единственную верную и правдивую версию историю Украины. Но сегодня, когда давно преданы огласке не только все преступления коммунистического режима, но и хорошо известны многочисленные фальсификации истории, которые практиковали коммунисты, нет никаких причин сохранять партийные топонимы и штампованные скульптуры вождей КПСС. Задобрить Россию бережным отношением к истории российских большевиков все равно не получилось, у западных соседей однотипные истуканы Ленина в украинских городах вызывают только насмешку, а для самой Украины сохранение символов тоталитарного прошлого означают неуважение к памяти миллионов безвинно уничтоженных большевиками соотечественников.
Не нужно стараться угодить всем - это априори невыполнимая задача. В особенности, когда речь идет о восстановлении исторической справедливости. Что бы не сделала Украина, ее враги все равно останутся врагами. И отказываться от своей истории в угоду тем, кто сегодня призывает к расправам над украинцами и ликвидации самой Украины - попросту глупо.
Источник
Четвертая власть