Конец государства в Снежном. Часть 1

Jan 10, 2013 13:09

Чтобы узнать, каким бывает безвластие, не обязательно читать фантазии классиков анархизма. Достаточно купить билет на автобус «Донецк-Снежное». Блокпостов проходить не придется - за пределы государства попадаешь незаметно. Находясь в каком-нибудь окраинном поселке, безвластие замечаешь внезапно. Просто в какой-то момент понимаешь, что вокруг тебя окружает совсем другой мир, не имеющий отношения к привычной реальности мегаполиса.




В Донбассе существуют целые города, лишь формально имеющие отношение к государственной территории Украины. Ни Конституция, ни законы не имеют в них реальной силы. Живут такие анклавы по своим правилам, а о существовании украинского государства здесь напоминают только деньги и синие паспорта. Думаете, преувеличиваю? Тогда давайте вместе совершим экскурсию в поселок Северный, на окраину города Снежное. В место, где официальная власть низложена много лет назад, и теперь правит махновская вольница.

Поселок Северный в Снежном, как это обычно бывает с шахтерскими поселками, начал умирать одновременно с местной шахтой. Еще в 2000-м году шахта Северная была отнесена к бесперспективным, и вскоре фактически перестала добывать уголь. В настоящее время добычу ведут только многочисленные копанки, хозяевам которых и принадлежит власть в поселке. Население тут бесправно, правоохранители игнорируют свои обязанности, местная власть отмалчивается и делает вид, что ничего не происходит. Угольные дельцы без стеснения захватывают земельные участки, богатые залежами угля, перекапывая местные леса, уничтожая жилые дома. Мне довелось побывать во многих уголках Донбасса, но такой откровенной диктатуры криминала я еще не встречал.

Приехать в поселок и посмотреть на местный беспредел пригласили местные жители, приславшие электронное письмо. Жильцы улиц Шушенская, Кемеровская, Новомосковская, Королева жаловались на очередную копанку, которую стали копать прямо по соседству от их домов. Так мы и попали в этот забытый край.

Едва ли в Донбассе найдется более безнадежное место, чем Северный. Расположенный между городами Снежное и Торез, поселок Северный является крайне неудобным местом для жизни - работы там почти нет, добираться в соседние города по разбитой вдребезги дороге тяжело и долго. Жилье в поселке не стоит почти ничего, население сократилось с 17 000 (начало 90-х) до 10 000 (2012 г). На въезде стоит стела с изображением белого медведя. Автобусная остановка так и называется "медведь". "Остановите на медведе" просят пассажиры "Эталона", и мы выходим на нужной нам остановке.




Северный встречает заброшенными домами, разбитыми дорогами, грязью и туманом. По дорогам постоянно колесят большегрузные самосвалы с углем. Интервал между ними - несколько минут, значит уголь добывают весьма интенсивно. Сразу понятно, что добычу ведут не государственные предприятия - они не могут позволить себе такую дорогую импортную технику.




Брошенных домов очень много. Попадаться они начинают в самом начале поселка, и количество их увеличивается по мере углубления.







Виды вокруг невеселые, даже если не фотографировать разруху. В поселке Северный мне вообще не попадались хоть сколько-нибудь приятные пейзажи. Самые обычные улицы выглядят в поселке, как Сайлент Хилл.







Улицы, которые нам необходимо было найти, находились на самом краю поселка, противоположном тому, где была наша остановка с медведем, поэтому, чтобы попасть по адресу, нам пришлось пройти через весь Северный. Путешествие это можно описывать в фантастических романах. По пути нам пришлось преодолевать кварталы руин, заброшенные промплощадки, недостроенные здания и изрытые копанками леса.










Во дворах многоквартирных домов характерные для Донбасса сарайные трущобы.




Много квартир заколочены досками и брошены жильцами. Попалась даже покинутая многоэтажка.










Чья-то выпотрошенная кухня.




Забитые окна одной из квартир на первом этаже говорят о том, что дом покидали постепенно. Очевидно он пустел до тех пор, пока не стала невозможной работа коммуникаций. После этого оставшиеся жильцы просто переехали в другие дома.




Даже жилые дома в Северном носят на себе печать упадка и умирания. Сколько не идешь по улице - все вокруг какое-то полужилое, покосившееся, запущенное. Кажется, что в этих домах живут не люди, а ходячие мумии, такие же ветхие и чумазые, как их жилища. Безысходная атмосфера.







Похоже, все, кто еще был способен на что-то уже уехали из этого поселка.




Единственное, что еще может дать это место - уголь. Его добывают тут из нелегальных "дырок", а также путем переработки породных отвалов. Старые терриконы, как известно, содержат большое количество угля, которые можно извлечь сравнительно дешевым способом. В Северном для такой переработки построили возле одного из терриконов временную обогатительную установку. Принадлежит она компании Coal Energy S.A. и носит имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Для поселка - это временный проблеск во тьме туннеля. Когда террикон будет полностью переработан и снесен - установку разберут и перенесут в другое место.







Рядом с терриконом - останки инфраструктуры давно закрытой местной шахты.













Народец подворовывает уголек на неохраняемых отвалах. Понятное дело, не в промышленных масштабах. Собирают понемногу в хозяйственные сумки для отопления жилья.




Уверен, Тарковский бы одобрил это место




Жилые дома по соседству







Грязь на дорогах просто невероятная. Все разбито грузовиками, легковушке местами и вовсе не проехать по этому месиву. Пришлось приложить немало сил, чтобы пройти тут пешком, а затем долго еще отмывать обувь. Но чего не сделаешь ради интересного репортажа...




Одна из главных улиц поселка. Не знаю, кто там сетует на излишнюю пессимистичность моих описаний донецкой глубинки, но нужно, наверно, упарываться какими-нибудь веществами, чтобы увидеть в окрестных пейзажах хоть что-то оптимистическое.

Ветки, что лежат слева вдоль обочины, должно быть, нужны для того, чтобы предохранять тротуар от грязных брызг и потоков




Бывшая столовая




Магазин "Хозяин". Nuff said...




Напротив магазина, среди бесконечного моря трущобных домишек частного сектора, возвышается обглоданный недострой. Когда-то дом, по всей видимости, строился для местных шахтеров, но в конце концов стройка была брошена. Теперь коробку разбирают на кирпичи. Северному так и не суждено было обзавестись своим небоскребом.




Похоже, полный снос - единственный закономерный финал не только этого здания, но и всего поселка. Вывезти отсюда уголь породных отвалов, разобрать на стройматериалы дома, народ отселить, местность засадить лесом. Вряд ли эту местность может спасти что-то еще.




Недострой не охраняется и представляет из себя неплохую смотровую площадку. Воспользовавшись возможностью увидеть весь поселок сверху, взбираемся на пятый этаж.




Виды открылись не слишком интересные




Тот самый магазин "Хозяин"




И обогатительная установка имени святых




Сбоку неоштукатуренный дом демонстрирует высочайшие стандарты советского строительства. В боковую стену забыли добавить только деревянные шпалы. Но, конечно же, это вовсе не потому, что социализм был плох, нет.




Материала в Северном мы сняли очень много, поэтому следующие снимки я выложу во второй части репортажа. В ней будут фотки нелегальных шахт в лесах под Снежным, рассказ о войне местных жителей с угольной мафией, а также репортаж о целой улице Козлова, которая провалилась под землю из-за копанок. Кроме того, вместе с Донецким Орком мы монтируем любительский фильм о поселке под названием "На краю государства". Такого не покажут даже в программе "Критична точка"

Вторая часть ЗДЕСЬ

Партия Регионов, Снежное, Северный, фото, Донбасс

Previous post Next post
Up