Крылатая строчка из стихотворения Павла Беспощадного о Донбассе, который никто не ставил на колени, в последнее время все чаще употребляется в ироничном смысле. Положа руку на сердце, следует признать, что в истории Донбасса подвигов и героизма было немного, а если отбросить широко распропагандированные советские мифы о стахановцах и молодогвардейцах, то поэзия Беспощадного приобретает совсем уж издевательский подтекст. Во всех территориальных конфликтах Донбасс скорее был переходящим знаменем, чем бастионом, а горячо любимая местными интеллигентами-самостийниками Донецко-Криворожская Республика, как известно, и вовсе сдалась врагам без боя. Впрочем, все эти дела минувших дней и в самом деле выглядят геройством в сравнении с тем, что происходит в регионе сегодня. Ведь судя по сообщениям в новостных лентах, речь идет уже не о нехватке стойкости и героизма, а об отсутствии у донецких людей элементарного инстинкта самосохранения.
Два шокирующих случая использования рабского труда, зафиксированные в Донецкой и Луганской областях только в последнее время - поистине тревожные сигналы, свидетельствующие о серьезных проблемах, происходящих в общественном сознании. Сообщения о разоблачении случаев рабства в Антраците и Снежном появились в новостях практически одновременно. Небольшие депрессивные шахтерские города не впервые становятся ареной жутковатых событий, отсюда регулярно приходят сообщения о гибели людей на нелегальных шахтах, безнаказанном расхищении недр, бытовухе и всеохватывающей коррупции местных чиновников. Однако факт возникновения в шахтерских поселках независимо друг от друга двух (а возможно - и большего количества) предприятий, использующих рабский труд, говорит не просто о разгуле криминала и экономических трудностях, а о наступлении в этих краях новой эпохи. Эпохи неофеодализма, возникшего на руинах плановой экономики. Что ж, вполне закономерный результат долговременной политики узаконенного беззакония, проводимого властями на этих территориях.
Происходящее просто не укладывается в голове. На Луганщине 11 человек в течение шести лет работали на местного фермера за право жить в вагончике и есть нехитрую похлебку. Свободу им подарила случайность - один из бедолаг попал в больницу, где пожаловался на жизнь соседу по палате. Тот оказался отставным милиционером и передал историю несчастного раба куда следует. Случись все по-другому, бесправные батраки продолжали бы трудиться на своей плантации и поныне. А сколько подобных плантаций еще затеряно в донецкой степи - знает только Бог да местные правоохранители.
Некоторые подробности этой истории напоминают сюжет немецкого триллера «Эксперимент». Так, функции надзирателя и администратора на плантации выполняли не рабовладельцы, а сами узники. Контролировал работу самый молодой из заключенных по прозвищу Начальник, за непослушание наказывал другой невольник по прозвищу Мастодонт, который избивал товарищей по несчастью по указанию хозяина-фермера. Поражает, что такую работу мужчина выполнял фактически за повышенную пайку.
Случай в Снежном - еще более вопиющий. Там в рабских условиях на одной из угольных копанок трудились сорок пять горняков, месяцами не получая оплату за свой труд. За отказ работать бесплатно владелец нелегальной шахты - кавказец из России - угрожал шахтерам расправой. В течение года сорок пять здоровых, трудоспособных мужиков терпели угрозы и унижения от заезжего бандита, не имевшего даже украинского гражданства. Прославленные пролетарскими поэтами и писателями шахтеры не боялись ежедневно рисковать жизнями под землей, но так и не смогли дать отпор своему хозяину, пока лавочку не прикрыла СБУ.
Поговаривают, что в этом случае шахтеров также освободил случай. Правоохранители, знавшие о нелегальном бизнесе, однажды попросту не договорились с рабовладельцем. Поверить в то, что такая крупная шахта целый год работала тайно от органов, невозможно. Без крыши чиновников и правоохранителей такое производство функционировать не может.
Получается, что о фактах варварской эксплуатации людей в шахтерских резервациях чиновники, скорее всего, знают, однако же вмешиваются в процесс лишь в отдельных случаях. А что же сам народ? Терпит издевательство годами. Возможно ли это? Оказывается, да, если с детства привыкнуть к тому, что такая реальность является нормой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ