Днепропетровск постепенно отходит от шока. Взрывы, потрясшие город, ввергли население в панику и страх. Как обычно бывает в таких случаях, в СМИ с первых минут стали появляться ложные сообщения о новых взрывах, жертвах и перестрелках с террористами. Публиковались самые невероятные версии случившегося.
Теперь же, когда паника первых часов немного поутихла, становится ясно, что «террористическая атака» на Днепропетровск - вовсе не то, чем ее старательно пытаются представить нам представители власти.
После прихода в Киев команды так называемых «донецких», «теракты» стали столь обыденным явлением, что к ним почти успели привыкнуть. Взрыв в запорожской церкви (лето 2010 г., одна погибшая), два взрыва в Макеевке, подрыв минувшей осенью урн в Днепропетровске ( один погибший) и Харькове - все это больше напоминало игру в терроризм, нежели настоящую террористическую угрозу. Из выпусков российских новостей украинцы твердо усвоили, что теракт - это когда жестоко и кроваво, десятки жертв и торжественные выступления террористов в СМИ. Взрывы урн с гвоздями и повреждение пластиковой обшивки фасада здания «Макеевугля» на терроризм никак не тянули, поэтому пугали народ разве что своей новизной.
Когда громыхнуло в Днепропетровске, и в интернет попали первые кадры с места событий - окровавленные люди на остановках, поврежденные трамваи, разрушенные остановочные павильоны - показалось, что на украинскую землю таки пришли те самые, настоящие теракты с жертвами и разрушениями. Однако на поверку оказалось, что днепропетровские взрывы существенно отличаются от инцидентов в России и Беларуси, где главной задачей террористов было уничтожить максимальное количество гражданских, а больше походят как раз на предыдущие украинские «лайт - теракты». Адские машины намеренно сконструированы так, чтобы причинить как можно меньше вреда, из разрушений - только битые стекла и урны, не смотря на четыре взрыва - жертв нет, пострадавшие травмированы в основном осколками стекол и мусорных ящиков. Совершенно ясно, что цель подобных акций - устрашение, привлечение внимания, но не человеческие жертвы и разрушения.
Впору вводить в обиход специальный термин - «украинский терроризм». Много шума, эффектная картинка, и стойкое ощущение скрывающейся за всем этим бутафории. Во всех случаях никто не выдвигает никаких требований, теракты совершаются неизвестно кем и неизвестно с какой целью, единственный неоспоримый эффект от всех взрывов - мощная информационная волна. Отвлечение внимания от прочих событий и проблем и переключение его на террористическую угрозу.
Какие же события предшествовали днепропетровским взрывам? Прежде всего, это, конечно же, скандал с избиением Тимошенко в колонии и многотысячные выступления в ее защиту в столице. Блокада трибуны парламентской оппозицией, фотографии гематом на животе экс-премьера и связанные с ними резкие заявления западных политиков. Как ни крути, но факты - вещь неоспоримая. До терактов внимание страны было главным образом приковано именно к этим событиям - достаточно гадким и весьма неудобным именно для правящего режима. Именно режиму Януковича было выгодно устроить небольшую относительно бескровную «заварушку», чтобы заставить общественность на время забыть о жалобах и синяках Леди Ю.
Есть и другое предположение. Теракты были нужны властям как предлог для закручивания гаек перед будущими выборами, которые она не имеет шансов выиграть в честной борьбе, а также для проведения необходимых кадровых назначений. Такую версию озвучил Арсений Яценюк, комментируя принятие присяги омбудсменом Лутковской. Напомним, что вступление в должность нового омбудсмена произошло под шумок, в то самое время, когда все внимание общественности было приковано к днепропетровским взрывам.
Разумеется, можно возразить, что теракты могли быть выгодны также и оппозиции, целью которой может являться дестабилизация ситуации в стране, однако эта версия выглядит не такой убедительной по ряду причин.
Во-первых, «лайт-теракты» пришли в Украину после победы на выборах Виктора Януковича и отставки оранжевой команды. Если бы украинский терроризм был изобретением «оранжевых», то они бы наверняка прибегали к нему и ранее, имея в руках административный ресурс и пытаясь сохранить власть. Но террор расцвел пышным цветом как раз при Януковиче, в команде которого, как известно, есть немало людей с преступным прошлым, по неофициальным данным принимавших участие в криминальных войнах 90-х.
Во-вторых, будь оппозиция или националистические группировки хотя бы косвенно причастны к одному из эпизодов - их бы давно уже настигли самые суровые репрессии. Однако, тот факт, что неудобные «регионалам» политики и активисты протестных движений либо сидят в тюрьмах по смехотворным и надуманным обвинениям, либо остаются на свободе, свидетельствует о том, что теракты повесить на оппозиционеров невозможно. Поэтому, чтобы замести следы, приходится, как в случае с «макеевскими террористами» искать козлов отпущения среди случайных людей и организовывать для них весьма сомнительные судебные процессы. Не случайно, основной версией по теракту в Днепропетровске уже считаются действия «психа-одиночки».
Прочие версии, не связывающие «лайт-теракты» последних лет с политикой слишком маловероятны. Как-то не верится, что взрывы, которые стали столь часто греметь в Украине после смены власти, никак не связаны друг с другом. Слишком явно прослеживается общая тенденция.
Ряд журналистов и политологов уже назвали днепропетровский теракты - повторением российского предвыборного сценария. В действительности же следует скорее говорить об особом, украинском сценарии. Теракты в Днепропетровске одновременно и выгодны и невыгодны действующей власти. Если она все же имеет отношение к организации терактов, это может означать, что режим идет ва-банк перед будущими выборами и рассматривает их в качестве решающей битвы. Ставки высоки, как никогда, и в том случае если Рада перейдет под полный контроль регионалов, скорее всего можно будет ожидать полного демонтажа Украины, как правового государства.
Источник
Донецкая правда