Алчевск - город стали. Часть I

Oct 11, 2011 19:44

Я давно собирался прокатиться в какой-нибудь город Луганской области. Она до сих пор остается для меня малоизученной территорией, хотя посмотреть там, безусловно, есть на что. Долгое время до Луганщины у меня попросту не доходили ноги, но вот, наконец, удалось совершить полноценный trip.

Особенно интересовал меня Алчевск - довольно крупный металлургический город, где производится четверть ВВП Луганской области. Я знал, что там есть на что взглянуть, поэтому отправился туда в поисках индустриальных пейзажей сразу же, как только выпала такая возможность. Первоначально планировал посетить центр города и поселок Жиловку, расположенный в санитарной зоне металлургического завода (где по отзывам можно на своей шкуре прочувствовать всю прелесть техногенного апокалипсиса), однако на месте оказалось, что один только центр тяжело обойти за день, поэтому Жиловку пришлось отложить на следующий раз.

В Алчевск я ехал поездом. Не смотря на убогость большинства украинских поездов, я все равно предпочитаю этот вид транспорта, когда никуда не тороплюсь. Поезда существенно экономят транспортные расходы, в поездах можно растянуться на полке и почитать , наконец, в поездах есть некоторая романтика. Даже в таких, как Симферополь-Луганск. Всю дорогу, глядя в окно, я вспоминал свою детскую игрушку "Снежный шар"

image Click to view



Ранее про Алчевск я знал не очень много. Известен этот город в основном благодаря техногенным авариям и тяжелой экологической обстановке, а также тем, что здешний метзавод был основан на капитал украинских инвесторов Алчевских (заводы в других городах Донбасса были заложены бельгийцами, французами и англичанами). Благодаря заводу город и получил развитие.

История Алчевска стандартна для нашей местности. Вокруг цехов в голой степи росли барачные поселения рабочих, на производство съезжались все новые люди из окрестных сел, постепенно подтягивалась сопутствующая инфраструктура. В Гражданскую войну завод остановился и был законсервирован до 1926 года. Без металлургии Алчевск стал быстро загибаться, но после восстановления производства, снова ожил. Худо-бедно живет и по сей день.

Два раза город становился ареной масштабных аварий. В 1976-м на коксохимическом заводе лопнул резервуар с серной кислотой, и 600 тонн кислоты рекой потекли прямо по улицам, уничтожая машины и деревья. По официальной информации тогда никто не погиб. По неофициальной - было несколько жертв. Узнать правду сегодня уже сложно.

Другое ЧП случилось относительно недавно, и до сих пор будоражит умы украинских коммунальщиков. В 2006-м году в 35-градусный мороз в Алчевске в результате двух совпавших аварий остановились сразу обе котельные. Вода во всей городской системе отопления превратилась в лед , трубы ко всем чертям полопались и город на несколько дней стал топовой темой украинских новостей. Власти города оказались не готовы к ликвидации такой масштабной аварии, мэр сразу ушел на больничный, градообразующие предприятия от помощи самоустранились (поговаривают, что по политическим мотивам). Спасали Алчевск железнодорожники и военные.




Что касается экологии, то ее состояние лучше всего иллюстрирует грустный анекдот про самый веселый и самый молодой город. Самый веселый, потому что когда ветер дует на Жиловку, смеется Соцгород, а когда на Соцгород - смеется Жиловка. А самый молодой, потому что больше 50 лет никто не живет…

Сочувствовать алчевцам начинаешь прямо на железнодорожном вокзале. Смрад выбросов настигает еще в вагоне, до того, как успеваешь выйти на перрон. Снаружи начинает вполне неиллюзорно резать глаза от пыли. Вокзал Алчевска находится вплотную к металлургическому комбинату, настолько вплотную, что кажется, будто поезд въехал прямо на рудный двор.




По этой причине вокзал до невозможности грязен. И постройки, и тротуарная плитка - все покрыто слоем пыли. Поговаривают, что вокзал собираются переносить на соседнюю станцию с неожиданным названием Карпаты, однако дальше разговоров пока дело не идет.







Место выглядит настолько инфернально, что однажды даже попало в фильм Импорт/Экспорт, снятый австрийцами в Украине про ужасы жизни в донецкой глубинке.







В советское время Алчевск назывался Коммунарском. Такое имя он носил тридцать лет - с 1961 по 1991-й год. Трудно сказать, почему ему таки решились вернуть историческое название, ведь в Донбассе не принято избавляться от советской идеологической шелухи. Прочие Кировски, Первомайски, Стахановы и Свердловски преспокойно себе живут под выдуманными партийными кличками, а Алчевск внезапно не захотел. Причем, фактически еще до развала СССР, то есть формально при коммунистическом режиме. Ирония заключается в том, что в годы «оранжевой чумы» и «националистического шабаша» ни один город Донбасса партийную кличку на историческое имя так и не сменил.

Правда, железнодорожная станция в Алчевске почему-то так и осталась называться Коммунарском.







Троллейбусная остановка возле вокзала - место, откуда хочется как можно быстрее уехать.







С одной стороны тянется заводская промзона.







С другой стоит диспетчерская, за которой начинается степь.




Чтобы попасть с железнодорожной станции в центр города, нужно проехать через тоннель под заводом. Объехать комбинат нереально, из-за его огромных размеров.




Алчевск - просто рай для фотографа-индустриальщика. Уверен, профессионал сделал бы там немало отличных снимков. К сожалению, у меня не было времени, чтобы обойти комбинат по всему периметру. Нужно было успеть посмотреть Соцгород.







Недавно построенный конвертерный цех. Буквы ИСД означают «Индустриальный Союз Донбасса», которому принадлежит комбинат. Нужно отдать должное этой корпорации - инвестиции в производство она вкладывает немалые и проводит хоть какую-то модернизацию. В том же Енакиево аналогичный комбинат выглядит ужасно.




Трубы, идущие в ряд,с недавних пор не выпускают никакого дыма. Это закрытое мартеновское производство. Оно давно устарело из-за своей энергоемкости, и во всем мире от него давно отказались. Сохранился этот пережиток только на украинских и российских комбинатах.




Немного рыжеватый от серы металлург







Возле комбината сохранились какие-то старинные домики из бутового камня, очевидно выстроенные еще дореволюционными хозяевами завода. Не то бывшие административные постройки, не то жилища инженеров.




К сожалению, уцелела лишь пара домов у проходной. Остальные заброшены и разрушены.




Жаль, ведь с них когда-то начинался Алчевск




Старина и современность.




Возле комбината ко мне прицепился охранник. По роду деятельности я не раз сталкивался с охраной в самых разных местах, мне попадались охранники-быки, охранники-ослы, охранники-петухи (в хорошем смысле), но в Алчевске я впервые столкнулся с охранником-слизняком. Пока я ходил и фотографировал завод, он плелся за мной сзади и канючил, чтобы я убрал фотоаппарат, не делая при этом никаких попыток воздействовать на меня физически.

С самого начала я показал ему журналистское удостоверение и объяснил, что по Конституции мешать мне он не имеет права. После этого охранник принялся звонить по мобиле каким-то своим товарищам и спрашивать у них, что со мной делать. Пока я фотографировал, он докладывал в трубку о моих действиях: «Я ему говорю, шобы он все зачехлил, а он прямо тока шо втупую профком сфотографировал». Закончилось тем, что я отснял все, что нужно и пошел дальше.







Заводская столовая




Понурый Карла Маркс




Жители Алчевска все время плавят металл, поэтому их фантазия в основном ограничена металлургической темой.

Они гуляют в ресторане «Сталь»




Снимают на вечер номерок в гостинице «Сталь»







Ходят на футбол, посмотреть как играет команда «Сталь» на стадионе "Сталь".




Когда надоедает ресторан "Сталь", идут в ресторан «Металлург»




Когда нет денег на ресторан "Металлург", идут в кафе «Металлург». Там подешевле.




Если надоели футбол и рестораны, можно почитать дома газету «За металл»




Лучшего места для масштабного всеукраинского металл-фестиваля можно не искать.

Про центр города подробный рассказ в следующей части.

завод, Луганская область, Алчевск, металлургия, фото

Previous post Next post
Up