Чаще всего, выискивая в сети информацию о Донецке, вы можете найти фотографии Донбасс Арены, площади Ленина, драмтеатра, парка кованых фигур, отремонтированной набережной и прочих местных достопримечательностей, расположенных в центре. В фотогалереях донецких сайтов содержится немало симпатичных, отфотошопленных снимков ночного города и новоотстроенных зданий с зеркальной облицовкой. Но почти нигде вы не встретите снимков донецких окраин. Мрачных, запущенных и грозных районов, где в вечернее время человеку неподготовленному физически и морально лучше не появляться.
Сегодня мы совершим экскурсию как раз в один из таких районов. Место, которое называется Грабари (хотя, как по мне, куда правильнее было бы ГРОБари) и находится на северо-западной окраине. Таких фотографий вы не найдете в путеводителях и атласах.
Погода нынче не располагает к дальним поездкам в область, потому сезон мы открыли прогулкой по родному городу. О Грабарях уже давно ходит весьма специфическая слава, так что выбор пал на этот район не случайно. Стартовала наша экспедиция в составе двух человек из поселка Лозовской, название которого мало что скажет даже дончанам. Богом забытое место.
Перед нами простиралась огромная промзона. В ее сторону мы и направились, ориентируясь по атласу.
Впереди уже виднелся первый интересующий нас объект - недавно закрытая шахта Куйбышева. Ее копер, возвышающийся над окрестностями, был хорошо заметен издалека, и потому проблем с ориентацией на местности не возникло.
Шахта не обманула наших ожиданий. Закрыта она была совсем недавно, существовала вероятность, что ее территория все еще охраняется, и нам не удасться туда попасть, но такие опасения были напрасны. Нельзя недооценивать тягу чиновников к уничтожению государственного имущества.
Все постройки, за исключением копра, были изрядно раздестроены и выпотрошены. Копер, скорее всего, тоже вскоре постигнет та же участь. Уж очень много в нем халявного металла.
Еще год назад все эти строения были целы, но теперь они выглядят так, будто их разнесли из минометов.
Вход в подземелье заколочен.
Табличка врет. Никакой охраны давно нет.
Местная жительница, не пожелавшая дать интервью на камеру, рассказала нам, что шахту уничтожили в прошлом году неизвестные. Сперва вывезли все оборудование, а затем подогнали тяжелую технику и разрушили постройки, выпотрошив из них металлические детали. То, что осталось, расхищается местными и по сей день. Лишь только на землю опускается ночь, к останкам шахты Куйбышева слетаются демоны и вурдалаки, и начинают крошить бетонные плиты, чтобы добыть из них арматуру.
Кирпич никто не берет, хотя здесь его предостаточно.
Упавшие плиты перекрытий ждут своей очереди на уничтожение.
Под полом какой-то филиал Освенцима ...
Неожиданная находка среди бетонных обломков. Старая советская грампластинка.
Будка водоканала. Тут работает женщина, которая поведала нам о печальной судьбе шахты. Могу представить, каково ей дежурить здесь по ночам, в то время, как напротив в темноте крушат бетон неизвестные личности.
Дальше, метрах в 300-х от закрытой шахты Куйбышева виднелся масштабный недострой. Местные не смогли нам толком объяснить, что должно было тут быть, скорее всего какой-нибудь очередной завод ЖБИ.
Позднее в этих развалинах пытались наладить производство грибов. Но почему-то так ничего и не вышло.
Эти постройки относительно целы
Внутри навалены горы подсолнечной шелухи. Остатки питательного субстрата для грибов, которые когда-то здесь разводили.
Нашелся и коровий рог. Попавший сюда, очевидно, из скотомогильника, что находится неподалеку. На Грабарях есть колбасный цех и небольшое агрохозяйство, отходы которого сваливаются в заброшенной промзоне. По этой же причине, вокруг обитает немало собачих стай, а над головой постоянно кружатся вороны. Вся эта живность радостно растаскиевает падаль по окрестностям.
Под ангарами имелся и подвал, куда мы конечно же залезли.
"Приходите в мо-о-ой до-о-ом, мои двери откры-ы-ы-ыты, Буду песни вам пе-е-еть, и вином угоща-а-а-ать."
Ворота...
Недостроенные цеха в снегах.
Противогазы.
Стихийный могильник останков крупного рогатого скота. Зимой здесь совсем не слышко запаха, а запчасти коров в основном скрыты снежным покровом. Но летом сюда лучше не забредать. Поверьте на слово.
Бродячие псы, коих тут немало, выкапывают себе пищу из сугробов.
Повсюду валяются кости и бычьи черепа. Прекрасное место для съемок видеоклипа на песни группы "Анальный Носорог" или любой другой команды, играющей грайндкор.
Дальше были еще какие-то руины, но у них имелись весьма злобные хозяева, и потому мы обошли их стороной.
Без комментариев
Высоковольтные опоры в форме андреевского креста. Символизм, однако.
Побродив по заснеженной промзоне, мы отправились дальше в сторону микрорайона, называемого Жилплощадкой.
А пройдя его, попали в поселок Октябрьский. Родину многих замечательных дончан. По этим улицам когда-то бегали маленькие Ринат и Борис.
Февральская листва.
Остов старой "Волги" удивил наличием нового автономера. Если он конечно не прикручен ради фана.
Местный житель. Летом тележки-кравчучки, зимой - сани. Все как полагается.
Судя по всему, часть шахтного подъемного механизма. Порадовал подшипник, размером с кразовское колесо.
Дальше наш путь пролегал в сторону шахты Октябрьская по заброшенной железнодорожной ветке.
Мимо терриконов...
Мимо промзон...
Мимо джакузи...
И завершился на остановке, с которой нас унес желтый "Эталон".