Прочитать гея

Apr 10, 2012 04:10



В Москве прошла социальная игра «Живая библиотека», где «книгами» были представители ЛГБТ-сообщества.

Елена, немолодая интеллигентная женщина, сидит за маленьким столиком в подвальном помещении одного из кафе в Милютинском переулке. Рядом с ней молодой человек в очках Илья и тихая серьезная девушка Даша. Елена говорит: «Возвращается практика вести двойную жизнь, как было в Советском Союзе. Не только у геев и лесбиянок. У всех».

«В советские времена шизофрения «на работе я один человек, а дома другой» считалась нормой, а если кто-то был везде только таким, какой он есть, его могли упечь в психбольницу. Лично я всю жизнь на публике играла одного человека, в жизни была совсем другим. Всегда находилась в страхе порицания, разоблачения за то, что ты иной, отличаешься от остальных. Очень сложно сохранить себя в такой ситуации, не сломаться», - продолжает Елена. «Вы когда-нибудь чувствовали себя в России свободно?», - спрашивает Илья. «Нет. Всегда скрывала, чтобы у детей не было проблем, чтобы с работы не выгнали. Работаю в одном из московских вузов, преподаю иностранный язык. У нас там есть такие бородачи, они, если узнают, что люблю женщин, затравят», - отвечает Елена. «Елена, вы очень интересная «книга»», - резюмирует разговор Илья.

Все это происходит на проекте «Живая библиотека», которая посвящена проблемам сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ). Правила игры таковы: участники делятся на «читателей» и «книги». Книга - это человек, в отношении которого в обществе существуют стереотипы и предрассудки. На этой «живой библиотеке» в качестве «книг» выступили геи, лесбиянки, андрогины, агендеры, трансвеститы, лесбийская пара с ребенком, человек, вынужденный эмигрировать из-за своей сексуальной ориентации. «Читателем» мог стать любой человек, взявший «книгу» для прочтения, то есть для общения. Человек, который представляет собой «книгу», в соответствии с правилами игры, готов был ответить на самые провокационные вопросы.

«Нам очень понравился проект «Живая библиотека», который появился в России осенью прошлого года. Решили сделать во время недели против гомофобии такую игру на тему ЛГБТ-сообщества, потому что мало кто в России так дискриминируется, как представители нетрадиционной сексуальной ориентации», - рассказывает Мария, организатор игры. По ее мнению, «живая библиотека» - самая интересная игра, направленная на формирование толерантного общества. «Во время подготовки игры мы особое значение придали безопасности: не рекламировали очень сильно это мероприятие и организовали фейс-контроль, чтобы не прошли совсем неадекватные люди», - говорит Мария. На игру пришли более 50-ти «читателей», большинство из них - «натуралы».

«Думала, что все геи манерные, ты, вроде, на вид парень, как парень», - говорит Анастасия, миниатюрная девушка, студентка факультета психологии, Алексею - молодому человека в модных очках и синем свитере. «На твой взгляд, я совсем не манерный? Ну не такой как эти «уйди, противный»?, - с надеждой переспрашивает ее Алексей. Он рассказывает, что сегодня первый раз за долгое время вышел в люди. Обычно Алексей проводит время дома. «Не люблю ночные клубы: там темно и страшно, сайты знакомств тоже не люблю. Бойфренда у меня нет. Так что я гей, но пока только в теории», - откровенничает Алексей. Анастасия понимающе кивает. «Мне нужны только серьезные отношения. Где, спрашивается, в Москве знакомиться скромному, интеллигентному гею?» - огорчается Алексей и с интересом посматривает на соседний стол.

За ним сидит Саша, которая считает себя андрогином. Саша - стройная, рыжеволосая, с детским лицом и взъерошенными волосами. Она общается с читателями уверенно и с интересом, постоянно курит, говорит быстро, голосом мальчика-подростка. Ее собеседники, наоборот, несколько смущены, зажаты и смотрят в пол. «До сих пор не решила для себя вопрос, кто я, мужчина или женщина. С биологической точки зрения, я - женщина, но кто я на самом деле, пока не поняла. Но люблю я женщин. Так как ответа на вопрос, к какому полу принадлежу в настоящий момент - не существует. Он - открыт. Пока будем считать, что я и мужчина, и женщина. Есть вопросы?» - рассуждает Саша. «Читатели», две девушки, молчат. Саша продолжает свое повествование. Она рассказывает, что работает с детьми и тщательно скрывает от коллег свою сексуальную ориентацию. «Моя особенность всегда очень мешала карьерным достижениям. Однажды мне сказали, что не будут повышать по службе, потому что у меня нетрадиционные сексуальные предпочтения», - продолжает Саша.

В отличие от Саши 19-летняя Татьяна не сомневается, что она мужчина, и просит называть себя Андреем. К ней подсаживается мужчина средних лет с длинными растрёпанными волосами, южным загаром. Он в белом костюме и с полиэтиленовым пакетом в руках. «Ты - мужик принципиальный. Уважаю. У меня смелости такой нет. Всю жизнь из себя парня изображаю. А в душе я - прекрасная дама», - делится с Татьяной собеседник. Татьяна рассказывает, что поняла, что она мужчина год назад. С тех пор она надевает рубашки поверх маек-алкоголичек, коротко стрижется и пытается разговаривать басом. Делать операцию по изменению пола Татьяна в настоящий момент не собирается, чтобы не шокировать бабушку. «Пригрозила инфарктом», - говорит Татьяна.

«Читатели» Татьяны Вадим и Василиса пришли на игру, чтобы «узнать новое - нигде больше таких людей не встретишь». «Даже если в моем окружении существуют такие люди, никогда об этом не узнаю. Мне захотелось понять, за что геев, лесбиянок и прочих осуждают. По-моему, ничего плохого они никому не сделали», - говорит Вадим. Молодых людей особенно сильно впечатлила история Ульяны. Она представляла собой «книгу» с названием: «Лесбиянка, которой пришлось эмигрировать из-за своей сексуальной ориентации». Ульяна жила в небольшом городе в Казахстане. «Там лесбиянок избивали, издевались над ними. Пока была одна, мирилась с этим, когда встретила свою любимую женщину, то поняла, что нужно бежать из Казахстана. У меня появился страх за семью, еще есть ребенок», - рассказывает Ульяна. Ульяна, ее подруга и дочь живут в России уже год, с трудом зарабатывают себе на жизнь. «Моя подруга работает на стройках, ремонт делает, как настоящий гастарбайтер. Жизнь у нас как у обычных гастарбайтеров, и проблемы как у всех нелегальных мигрантов», - рассказывает Ульяна.
Previous post
Up