Feb 12, 2011 20:28
Приступая к написанию этого предисловия, я нахожусь в сложном положении.
С одной стороны, мне следовало бы ограничиться молчаливым элегантным поклоном,
дав слово самой книге и предоставив читателю самому разгадывать ее загадки.
Однако особенность этой работы заставляет меня сделать несколько необходимых
комментариев, хотя я и считаю, что настоящая книга не нуждается в посторонних
рассказчиках. Ниже речь пойдет не столько о самих произведениях, сколько о
перипетиях в создании книги, о том, как развивался и вырастал ее замысел,
впервые возникнув в сентябре 2010-ого.
Проблема диалога тогда сильно занимала меня, причем в самых разных
аспектах: возможность диалога между людьми, между разными видами искусства,
диалогизм внутри самого произведения. Тут я заведомо находился под влиянием
философской герменевтики и Бахтина, чья идея о диалоге как некой подвижной и
живой сфере в противопоставлении монологу как односторонней и авторитарной
форме коммуникации была мне очень близка. Кроме того, рабочее название книги «Возможности
диалога» непосредственно отсылало к короткометражке Яна Шванкмайера. Однако мои
знания были пока лишь абстракцией, а абстракции скучны и неизбежно уступают
жизни точно так же, как клишированный размеренный язык уступает прерывистому,
рвущемуся изнутри и преодолевающему самого себя языку художника.
Главное было поверить. Поверить в возможность сделать эту книгу, которая в
современных условиях могла оказаться лишней и странной, но именно этим и
интересной. В конце концов, терять было нечего: меня окружали замечательные и
редкие люди, ищущие любой возможности для высказывания, для выражения своей
боли и радости, отчаяния и восторга, которые неизменно сопутствуют этой жизни,
если вы, конечно, живете по-настоящему. И люди были главным: ведь современные
концептуальные произведения до деталей выверены, отмечены тончайшей игрой слов,
смыслов и образов, но в них нет места
случайностям, нет места тем преградам, которые возникают, когда сталкиваются
разные сознания. Нужно было напомнить цивилизованному миру о существовании
чего-то (кого-то) Другого.
Книга соединила в себе литературу, визуальное искусство и музыку; она
построена как определенным образом организованный ряд интерпретаций, и большая
часть произведений была создана непосредственно в процессе работы над книгой. В
первой части авторы работали по парам. Каждый должен был дать по одному
готовому произведению и сделать один ответ на работу партнера. Однако, заглянув
дальше в книгу, вы увидите, что работы Тани и Влада, в отличие от остальных, выстроены
по цепочке: приятный сюрприз, получившийся случайно и подтвердивший, как порой
трудно понять друг друга даже в простых вещах. В форме интерпретации авторам
была предоставлена полная свобода: от вариации общего ощущения, отдельного
чувства до полемики и пародии, от иллюстрации или концептуального обоснования -
до независимого художественного отклика, включающего предыдущий текст как некую
цитацию. Вторая часть строилась по модели игры в «испорченный телефон» и
представляет собой шесть последовательных произведений-реплик. Вместе они
образуют особый интертекст, где последний текст определенным образом содержит в
себе первый. Музыкальная часть создавалась после того, как весь другой материал
был уже сделан. Она представляет собой интерпретацию-свидетельство автора обо
всем процессе диалога, состоявшемся между остальными участниками.
Для эксперимента с диалогом открывалось широкое поле. Участники
находились в самых разных отношениях: от очень близких до полного незнакомства.
Не было единства и с местом жительства: Таня уже несколько лет живет в США,
Влад большинство текстов присылал из Германии. Однако я вижу эту книгу, прежде
всего, как высказывание людей одного поколения. Хочется верить, что это
высказывание получилось достойным и далеко не последним.
Название «Плавающая запятая» придумала Таня. Речь идет о ситуации поиска,
становления, еще не оформившихся, «плавающих» состояниях и материях. Такое
название превосходно подходило для нашей книги. Именно процесс и развитие
оказались самым завораживающим в этой работе…
Ведь ты растешь вместе с книгой, и она, прямо на глазах, растет вместе с
тобой. И в этом процессе ты всегда находишься в ситуации диалога: это обращение
к традиции, к опыту повседневности, к другим людям, к Богу. Тут вспоминается,
как Фолкнер по-новому открывал для себя великую литературу, работая над «Шумом
и яростью», как потрясающе рос «Дон Кихот». Даже придумывая это предисловие, я
снова обращаюсь к книге, но перечитывать ее могу уже «по-набоковски» - с любого
места. И тогда меня снова увлекают психологизм и удивительное мироощущение
Влада, собственные миры Ала; я размышляю об интерпретациях и вспоминаю работу
Лизы на текст «Эпифания»: мне кажется, что в ней возникает некий образ автора,
вообще характерный для моих текстов, и даже больше - образ современного
человека, странного и одинокого. Я вижу этого человека на фотографиях Тани.
Знак жизни этого человека - лестница, в герметизме выступающая символом связи
подземного мира, нашей реальности и неба. Это символ вознесения и падения на
протяжении жизненного пути человека, ибо кто сказал - если мы больше не верим в
вертикаль - что невозможно падать в горизонтальной системе координат?
Число с плавающей запятой в математике имеет фиксированную относительную
точность и изменяющуюся абсолютную. Представляется, что это понятие очень точно
характеризует современное мироощущение, когда единственным подлинным знанием,
которое у нас осталось, является понимание относительности любого знания. Новое
мироощущение нуждается и в новом языке.
Известно высказывание Хармса о том, что стихи надо писать так, что если
бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется. Принимая это утверждение, я
бы хотел добавить вот что. Необходимо, чтобы человек, чье окно вы разбили,
нашел у себя на полу не кирпич, а букет цветов. Мы готовы разбивать
филистерство, упадок и недоверие цветами, выросшими из крови и отвращения,
озаряющими жизнь верой в то, что музыка в самом деле создает из молекул воды
чудесные кристаллы, что вокруг нас, быть может, есть потустороннее измерение, о
существовании которого уже говорят ученые, исследующие нейтрино; что
телевидение вовсе не является единственной реальностью. Нужно научиться
разбивать окна цветами. Мы движемся в этом направлении.
Сергей
Гуленкин