Динабургская крепость опоздала к своей войне. То, что можно наблюдать сегодня - это бег вслед ушедшему поезду. Тем не менее, даже недостроенные укрепления неприятелю взять штурмом не удалось.
В путеводителях можно встретить утверждения, что "…крепость берет свое начало от древнего Динабургского замка". При всём уважении к истории последнего (заслуживающей отдельного рассмотрения), никакого отношения к российской крепости он не имеет.
Впервые идея сооружения крепости в Динабурге, где у переправы сходились дороги из Ковно, Риги и Санкт-Петербурга, возникает с подачи инженер-генерал-майора Михаила Ивановича Мордвинова в
докладе Военной Коллегии 1772 года. Только что произошёл первый раздел Речи Посполитой и к России отошли Лифляндское и Мстиславльское воеводства полностью, Полотское и Витепское воеводства большей частью и часть территории Минского воеводства. Присоединение территорий требовало закрепления на них. Было намечено строительство шести крепостей, назначены коменданты и началось формирование гарнизонов (Динабургский гарнизон не формировался, так как должен был быть переведён из Эвста). Однако, на этом дело и остановилось. В фортификационном деле Империи на тот момент царил некоторый бардак - множество прожектов и метаний и никакой практической реализации (к 1775 году был возведён лишь левый фланг
вала на сухопутном участке границы).
Затем граница ещё дважды передвигалась на запад и Динабург из фортификационных планов исчез. Но после поражения в войнах 1805 и 1806-1807 годов и разгрома Австрии в 1809 угроза вторжения Наполеоновской армии в пределы Российской империи вновь заставила пересмотреть подход к выбору места для строительства опорных пунктов и искать его в глубине своей территории. В 1810 году генерал-майор Карл Иванович Оперман,
предложил к возведению три крепости - в Борисове, Бобруйске и Динабурге. Ещё одно укрепление -
Дрисский лагерь, возникло благодаря рекомендациям прусского генерала Фуля. На Дриссу должна была базироваться русская армия, предназначенная для действий во фланг и тыл французской армии.
Непосредственный выбор места строительства будущей Динабургской крепости и руководство работами осуществлял полковник-инженер Егор Федорович (Георг Генрих) Гекель. Воинскими подразделениями, задействованными на стройке, в 30.07.1812 г. командовал генерал-майор артиллерии князь Лев Михайлович Яшвиль 2-й (Яшвилли). Основу гарнизона составил Митавский (позднее - Динабургский) гарнизонный батальон. Комендантом крепости 7.10.1812 г. назначен генерал-майор Гаврила Петрович Уланов.
Строили спешно. Работы начались ещё до согласования плана крепости, которое состоялось 8.8.1810. Закончить предполагали к концу 1812 года. В постройке участвовали части из Минска, Вильно, Волынска, Тобольска, Крименчуга. На земляных работах в 1810 было занято 5 полков, 6 резервных, 1 гарнизонный батальон, 2 пионерные роты и 200 артиллерийских лошадей с повозками. К 1 ноября 1810 была завершена отсыпка равелинов тет-де-пона, территория основной крепости нивелирована, начата отсыпка гласиса. На зимние работы здесь оставались Тобольский мушкетерский полк, 4 пионерные роты (в том числе две из Кронштадта) и уже 400 лошадей. Так же привлекалось местное население (уволены с работ с началом военных действий). А к концу апреля 1812 в крепость прибыло около 2 000 крестьян из Витебской и Курляндской губ. Ещё 1500 крестьян Витебской губернии отправлены в крепость 22 июня (4 июля) 1812 года. Но уже 28 июня (10 июля) 1812 строительные работы прекращены.
Всё что можно видеть в крепости сегодня к событиям 1812 года отношения не имеет - это послевоенная постройка 1813-1878 г.г. Однако некоторое представление о соотношении размеров и взаимном положении из них почерпнуть можно. Основной оборонительный, пояс должен был состоять из шести бастионных фронтов, перед куртинами предполагалось возвести шесть равелинов с редантами. 7-й фронт, прикрывавший набережную линию, включал широкий бастион, соединенный с основным валом. К лету валы «сухопутной» стороны крепости достигали высоты человеческого роста. На «набережном» фронте работы только начались. Были сооружены помещения для складов, гауптвахта, казармы, частично отрыт сухой ров, однако бастионы еще не получили надлежащего профиля.
План Динабургской крепости
Несмотря на то, что основные сооружения крепости должны были располагаться на правом берегу Западной Двины, в первую очередь стройка развернулась на левом возведением тет-де-пона или "Мостового прикрытия". Собственно, все три крепости, предложенные Оперманом, основной своей задачей имели контроль над переправами. Не препятствие переправе противника, а-ля "стояние на реке Угре", а возможность переправы собственных войск. То есть обеспечение свободы маневра полевых армий.
Основная крепость и тет-де-пон
Оборона тет-де-пона по сухопутному фронту состояла из двух бастионов и двух полубастионов, соединенных куртинами и прикрытыми тремя люнетами. По набережной части предполагались еще два полубастиона.
Современное состояние предмостного укрепления. Заметно, что полубастионы набережной части тет-де-пона заметно уменьшились по сравнению с планом. Впрочем, и в 1812 году их не было, так как фланги оставались не достроеными
К лету 1812 в тет-де-поне были выстроены две кордегардии при воротах и цейхгаузы (а вот порохового погреба соорудить не успели). Через Западную Двину был наведен наплавной мост. Из Риги, Ревеля и Кронштадта в крепость привезли 85 орудий (18 24- и 18-фунтовых, 54 12-фунтовых чугунных пушек, 13 единорогов и мортир) 16 из которых установили на валах тет-де-пона.
Формально, ещё с 14 июля 1811 года Динабург числился крепостью первого класса, но до полной боеготовности к началу войны было далеко.
Фортификация на новых западных границах Российской империи.
Граница 1772 г. (Первый раздел Речи Посполитой) Граница 1793 г. (Второй раздел Речи Посполитой) Граница 1795 г. (Третий раздел Речи Посполитой) В ожидании Наполеона Все проекты 1772-1812 г.г. на одной карте. Борисовские батареи Смотрите так же:
Наполеоника. сводная запись темы (оглавление)Сводная запись темы
фортификация (оглавление)