У знаменитого врача Сергея Петровича Боткина было две жены, семь дочерей и столько же сыновей. Один из них, лейтенант флота Александр Сергеевич Боткин, разработал концепцию маневренного минного заграждения, состоящего из роя небольших малозаметных (полуподводных) катеров, вооружённных торпедами.
В 1902 году на собственные средства Александр Сергеевич начал на Петровском острове сооружение опытного образца такого катера. Позже, с подачи управляющего морским министерством, к работам подключился Балтийский завод, выделивший эллинг и группу специалистов под началом М. И. Пайдаси, участвовавшего в постройке "Дельфина" - первой русской подводной лодки. А расходы взял на себя Особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования.
В ходе постройки оригинальный волновой движитель разработки Боткаина уступил место обычному винту, а вместо значавшихся в проекте торпед Уайтхеда решили использовать торпеды Шварцкопфа. Да, самого Боткина сменил сначала капитан 2-го ранга Головнин, а потом офицер подводного плавания мичман Соллогуб. В экипаж ему назначили одного матроса.
В 1905 году, спешно достроенный и испытанный в Крнштадте аппарат, оправили на Дальний Восток. 19 августа Соллогуб доставил его на станцию Новый порт и организовал его погрузку на железнодорожную платформу. 29 сентября эшелон с катером прибыл во Владивосток.
Его включили в состав Отдельного отряда миноносцев (подводных лодок) под командованием лейтенанта А. В. Плотто. Последний о качестве аппарата, неофициально получившего название "Чилим", высказывался весьма отрицательно, считая его ненадёжным, неповоротливым и не способным к погружению под воду (что и не предполагалось проектом). Использовался Чилим для перевозки провианта в бухту Улисс. Потм керосиновый мотор с него сняли и установили на обычный катер.