28 ноября (10 декабря) 1812 года. Занятие Вильно и преследование неприятеля

Aug 19, 2019 19:17


Чтобы получить перечисленные ранее трофеи, Вильно, где ещё оставались неприятельские войска, всё же ещё требовалось занять.

Отряды генерал-майоров Орурка и Ланского обходили город с юга, с севера, со стороны Неменчина действовали подполковник Теттенборн и полковник Сухозанет (от отрядов Голенищева-Кутузова и Бороздина, соответственно). Авангард генерал-лейтенанта Чаплица в семь часов утра вышедший из Медников, соединившись с отрядами полковников Сеславина и Кайсарова, атаковал Остробрамские ворота.





или открыть полную карту 4050х4250 в новом окне

Но, как нам уже известно, ворота были заграждены повозками и брёвнами и представляли проблему даже для входа французских войск. Чаплиц решил не штурмовать баррикаду, прикрытую сильным ружейным огнём из близлежащих домов, а послал вправо 28-й и 32 егерские полки. Которые, подойдя к Субботской улице, вырубили палисад и вошли в город, что вынудило противника прекратить сопротивление и ретироваться.

Между тем, отступающая от города армии столкнулась с серьёзной проблемой. Пролегая по узкой долине между течением Вилии и Понарскими горами, дорога пересекает южную их оконечность. И обледенелый подъём оказался непреодолимым препятствием для повозок обоза и орудий.

«Видя дорогу свободной впереди нас, я стал торопиться, чтобы догнать короля Неаполитанского и Главную военную квартиру. Но нас ожидали новые опасности в знаменитом ущелье, на расстоянии 6-8 верст от Вильно. Это ущелье, о котором так много говорилось во всех рассказах об этом несчастном походе, собственно говоря, большая дорога из Ковно в Вильно, проложенная сквозь гору, очень высокую и крутую с обеих сторон, по левому берегу Вилии, которая протекает у подошвы горы.»

(генерал-губернатор Княжества Литовского Тьерри ванн Хогендорп)

Даже спуск показался небезопасным частям, идущим из Рыконтов днём ранее, навстречу армии:

"Ввиду трудности спуска с лошадьми и пушками по скользкому скату при 22 градусах [Реомюра - 27,5 градуса Цельсия] холода, я решил сделать привал на самой вершине холма и исследовать дорогу самому, прежде чем двигаться дальше. Спускаясь пешком с горы, я встретился с первыми группами жалких остатков бывшей Великой армии…"

(командир батареи 34-й пехотной дивизии, майор Жан Николя Огюст Ноэль)

Подъём же и вовсе превратился в почти неразрешимую задачу

«10 декабря был сильный холод. В 4 часа утра я был с маршалом [Виктором] и, поговорив с ним, двинулся к городским воротам. Употребив громадные усилия, я, наконец, вышел из города, проложив себе путь через большую толпу. Вскоре после этого я услыхал грохот пушек: русские атаковали Вильно. В версте от города, около одного из Понарских холмов, я вновь увидал печальную картину бедствий, которые так часто повторялись во время этого несчастного похода. Здесь у подножия холма собрались дезертиры, фургоны, экипажи, артиллерия, всякого рода багаж и, наконец, императорские фургоны с 10 000 000 и остаткам и московских трофеев. Все экипажи старались перегнать друг друга и первыми добраться до вершины; в это же время верховые и пешие сновали между ними, стараясь добраться до той же цели. Лошади были плохо подкованы, и несчастные животные не могли везти тяжелый груз по скользкой дороге. Они истощал и свои силы, падали на землю, и большая их часть не могла уже подняться. Из-за этого беспорядок все больше и больше усиливался и происходили невероятные вещи.»

(командующий баденского контингента Великой армии генерал-майор Вильгельм Хохберг)

Тем временем отряд генерал-адъютанта Орлова-Денисова* и казаки генерала Платова, обойдя Вильно с юга, вышли к дороге, по которой двигались французы. Поставив на холме батарею из 10 орудий, они дали неприятелю «несколько времени проходить под картечными выстрелами» и атаковали его у села Понары. Генерал-майор Рахманов и генерал-адъютант Орлов-Денисов - с правого фланга, генерал-майор Дехтерев с Ольвиопольским гусарским, Арзамасским и Житомирским драгунскими полками - в центре, а генерал-майоры Иловайский 5-й и Кутейников 2-й и Атаманский полк под командой князя Касаткина-Ростовскогo - с левого фланга. Отрезав и разделив надвое и окружив одну из колон, «совершенно её истребили».

[* не путать с отрядом, которым он командовал ранее и который к Вильно привёл Бороздин]

В дальнейшем Платов, Орлов-Денисов и присоединившиеся к ним отряды Ланского и Орурка преследовали неприятеля до злополучного подъёма, захватив 28 пушек, большое количество повозок и казну. Так же, по докладам, взяли 2 тысячи пленных, 2 знамени и 2 штандарта.

В некоторых источниках число трофейных пушек возрастает до 100. Вероятно, в это число включают 41 орудие из Виленских арсеналов и 31 пушку, подобранную Чаплицем по пути от медников к Вильно, то есть суммарные трофеи всех подразделений русской армии за день.

Часть артиллерии французам всё-таки удалось перетащить на другую сторону горы. Об этом свидетельствуют трофеи последующих дней. Впрочем, уже не стол многочисленные. Успевшие перевалить гору французские части отошли к Еве.

Главная русская армия перешла к Дорам, авангард Васильчикова - в Саковщину. Авангард Милорадовича и Главная квартира прибыли в Ошмяны. Витгенштейн достиг Свиринок. Тучков прибыл Минск. До этого момента все крупные соединения губернский город обходили со времени прохождения 3-й Западной армии 4 (16) ноября. Партизанский отряд Давыдова прибыл в Малые Солечники, Ожаровский - в Дзевенишки.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Продолжение оглавления темы Наполеоника

Чичагов, Карта, Сухозанет, Наполеон, Война, Вильно

Previous post Next post
Up